- Преподавателю
- Начальные классы
- Занимательный материал по русскому языку Чудесные превращения слов
Занимательный материал по русскому языку Чудесные превращения слов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Макаревич Г.В. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Учитель: Г.В. Макаревич
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Очень важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте. Что бывает, если на место одной буквы встанет другая. Можно узнать из рассказа А. Шибаева «Одна буква».
( Учитель передает содержание рассказа, делая одновременно на доске необходимые записи).
Все началось с того, что Маша нарисовала ворону и написала «варона».
Я ей говорю:
- Ты неверно написала. После в надо о, а не а.
А Маша отвечает:
- Ну, подумаешь, одна буква… Варона или ворона - какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказала:
- А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула?
А теперь вместо нее напиши букву т. Что получилось?
Смеется Маша:
- Вот чудеса, получились ворота!
- Поняла, - говорю, что значит одна буква?
А потом писатель сочинил для Маши несколько стихотворений. В каждом есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. И вот что получилось.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Вопросы:
1. Какое слово должно быть в стихотворении?
(вызванный ученик записывает на доске слово сом)
2. Какая буква встала не на свое место?
3. Что получилось при этой замене?
(рядом с первым словом записывается второе- дом).
Учитель.
Оказывается, одна маленькая буква может превратить слово в другое. Был сом, стал дом.
Послушаем другие стихи и найдем в них слова с «заблудившимися» буквами.
1. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Вопросы:
1. Какое слово должно быть в стихотворении?
2. Какая буква встала не на свое место?
3. Что получилось при этой замене?
2. Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном.
(После чтения стихотворения задаются такие же вопросы, и новая пара слов записывается на доске).
3. Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело…
4. На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
5. Забодал меня котел,
На него я очень зол!
Учитель.
Интересные изменения могут произойти со словом, если заменить одну букву другой: слово становиться другим. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке много. Давайте сделаем несколько занимательных упражнений, и вы в этом сами убедитесь.
1. Замените одну букву.
На доске записаны слова:
бочка ум
лапка кот
палка коза
Замените выделенную букву другими так, чтобы получились новые слова.
Ответ: бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; лапка, папка, шапка; палка, полка, пилка; ум, ус, уж, ух; кот, кок, кол, ком, кон; коза, кожа, кора, коса.
2. Два колодца.
На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, которыми можно достать воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова, отличающихся одно буквой. Будьте внимательны, не перепутайте ведра.
М К Л К
Б К С К
Р К У А Б К
Л К Ж К
3. На доске записывается какое-нибудь слово с одной пропущено буквой, например б…к. Дети должны угадать, какое слово задумал учитель. Пытаясь найти нужное слово, они называют бак, бок, бык. Учитель каждый раз говорит: задумано другое слово. Если никто больше не может угадать слово, учитель сообщает его сам: это слово бук.
Вполне возможно, что ученики назовут и это слово, тогда можно закончить поиски.
Слова для игры: д…м (дом, дым, дам); л…к (лук, люк, лак); …ок (бок, ток, сок, кок); со… (сок, сор, сом, сон); с…н (сын, сон); сы… (сыр, сын, сыч, сыт).
4. Метаграмма.
Метаграмма - загадка, в которо зашифрованы слова, различающиеся одно буквой. Найдите эти слова в метаграмме Н. Найденовой.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь - поставь меня в вазу…
Но с буквою к в огород я пойду,
И, если капусту на грядке найду, -
Капусте достанется сразу. (роза - коза)
5. Забавные недоразумения.
Послушайте стихи В. Викторова и найдите ошибки в них. Почему появились эти ошибки?
На верхушки каланчи
День и ночь кричат врачи.
А о чем они кричат,
Вы спросите у врачат.
Пустили щуку в печку,
Пирог спустили в речку.
Часок подержали
И вынули в срок
Горелую щуку
И мокрый пирог.
Итог.
Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое.