- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока русского языка Омонимы ( 2 класс), УМК Начальная шкла 21 века
Технологическая карта урока русского языка Омонимы ( 2 класс), УМК Начальная шкла 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОУ Копотиловская НОШ - филиал МАОУ Казанская СОШ
Учитель Сазонова Наталья Леонидовна
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс 2
Урок Русский язык
Тема
"Слова омонимы"
Цель
Задачи
УУД
формирование понятия «омонимы» -положить начало формированию знаний о роли омонимов в речи;
- в процессе работы прийти к выводу, что омонимы являются одной частью речи - способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; - развивать устную речь; - обогащать словарный запас; - воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной и групповой работе Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Планируемый результат Знать: - названия слов одинаковых по звучанию, но разных по значению - омонимов; Уметь: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать группы слов: синонимов, антонимов, омонимов; - формулировать результат работы;
Основные понятия
Омонимы
Метапредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение
Ресурсы:
- основные
-дополнительные
Учебник часть 2 Русский язык . «Начальная школа 21 века»
- -
Словарь омонимов
Условные обозначения
!? красные, розовые и жёлтые цветы
Формы работы
Фронтальная, парная, групповая
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.Организационный момент, 1 мин
2 . Актуализация знаний, 1 мин
3. Проверка домашнего задания, 5 мин
(Слайд)Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
А сейчас за парты сели,
На меня все посмотрели.
Ваши ушки на макушке?
Глазки широко раскрыты?
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
Пожелаю всем удачи -
За работу! В добрый час!
Начинаем наш урок. Повторим хором девиз, который помогает нам в учёбе:
Учитель: - Молодцы!
- В стране родного языка
Не все известно нам пока.
Работать мы сейчас начнем
И сами до всего дойдем.
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно.
- Для чего нужны слова?
- Вспомните, с какими словами мы уже знакомы? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо выполнить работу в группах на карточках
Повторим правила работы в группе. (слайд)
Карточка №1
К данным словам подберите пары слов близкие по значению:
Друг - …
Шагать - …
Высокий -…
Как называются эти слова? Сформулируй правило об этих словах -Какой частью речи могут быть синонимы?
Карточка №2
К данным словам подбери пары слов противоположные по смыслу:
Большой - …
Утро - …
Заходить - …
Как называются эти слова? Сформулируй правило об этих словах
- Какой часть речи могут быть антонимы?
Самопроверка: Если вы уверены в правильности выполнения задания, то напротив каждой пары слов поставьте -!; если сомневаетесь в правильности выполнения задания, то поставьте - ?;
Проверка групповой работы
-У вас на столах два котика: один весёлый, другой- грустный. Оцените свою работу, выбрав нужного котика.
Дети: Ни шагу назад,
Ни шагу на месте,
А только вперёд
И только все вместе!
-С помощью слов мы общаемся.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен - объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Будь внимательным.
5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
6. Говори только по делу.
7. Работайте дружно, помогайте друг другу.
Дети разбиты на 2 группы, выполняют работу в группах
Карточка №1
Друг - приятель, шагать - идти, высокий - большой
Эти слова называются синонимами
Синонимы - это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением. Синонимами могут быть имена существительные, прилагательные и глаголы.
Карточка №2
Большой - маленький, утро - вечер, заходить - выходить
Эти слова называются антонимами. Антонимы -это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу. Антонимами могут быть имена существительные, прилагательные и глаголы.
Показывают котика
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
4. Подготовка к формулированию темы урока, 7 мин
Послушайте стихотворение. Чтение стихотворения: (слайд)
В море суши полоса
Называется коса.
А у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
- Что вы заметили необычного в этом четверостишии?
-Правильно, у нас есть три слова «коса». Объясните их значение. (Дети объясняют значение слов, учитель выводит на слайд по очереди значения) (слайд)
1. Коса - девичья коса, прическа
2. Коса - орудие труда для срезания травы
3. Коса - песчаная отмель
- Что общего у этих слов?
- Чем они отличаются?
В этом стихотворении несколько раз повторяется слово - коса
1. Коса - девичья коса, прическа
2. Коса - орудие труда для срезания травы
3. Коса - песчаная отмель
-Они произносятся и пишутся одинаково
-Слова имеют разное лексическое значение
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
5. Постановка темы и целей урока, 3 мин
-Какова же тема нашего урока? (слайд)
-Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
-Какие знания и умения нам пригодятся?
Слова одинаковые по звучанию, но с разным лексическим значением
Узнавать, как называются эти слова.
Где встречаются слова?
Зачем они нужны?
На какие вопросы отвечают?
Какой частью речи являются?
Нам понадобятся умения писать, умение слушать, умение работать в группе.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
6.Открытие детьми нового знания,4 мин
Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.
-Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)
Работа со словарём.(один ученик зачитывает значение слова из словаря)
-Мы тоже можем назвать себя исследователями.
-Что будет предметом нашего исследования?
-Верно, предметом нашего исследования будут слова одинаковые по звучанию, но разные по значению
-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы - две группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник - лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
-Итак, приступим.
Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.
-Слова одинаковые по звучанию, но с разным лексическим значением
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен - объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Будь внимательным.
5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
6. Говори только по делу.
7. Работайте дружно, помогайте друг другу.
Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7. Сообщение темы, 4 мин
1. Исследование «Как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по значению?» (слайд)
- Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам подобрать синонимы.
Подниматься - опускаться
большой - маленький
присутствовать - отсутствовать
высокий - низкий
Неинтересный - интересный
Старый - молодой
Молодцы!
-Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова одинаковые по звучанию, но разные по значению?
(на слайде - ОМОНИМЫ)
-Так какая же тема нашего урока? Выдвинем гипотезу
На слайде:
Омонимы -это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению
Из истории: один ученик рассказывает
-Омонимы
-Омонимы -это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению
Слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: «омос» - «одинаковый» и «онима» - «имя».
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана и последовательности действий.
8.Изучение нового, 5 мин
2. Исследование
- Как произносятся?
-Какое значение имеют омонимы?
-Чтобы провести следующее исследование, нам предстоит выполнить работу в парах.
Работа в парах: (на карточках написаны задания)-
Карточка №1: Найти омонимы, объяснить их значение и произношение:
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
Карточка №2: Найти омонимы, объяснить их значение и произношение:
Я, не жалея мыла,
нос терпеливо мыла.
Карточка №3: Найти омонимы, объяснить их значение и произношение:
Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
Карточка №4: Найти омонимы, объяснить их значение и произношение:
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту серёжку нашел Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.
Самопроверка
Проверка
-Оцените свою работу с помощью котиков
Давайте сделаем вывод:
- Как произносятся омонимы?
-Какое значение имеют омонимы?
Вывод:
Омонимы произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение
-Откройте учебник на с. 66 и прочитайте правило про себя (затем один ученик читает вслух)
-Так что же такое омонимы?
Ученики работают в парах, выполняют самопроверку
- Омонимы произносятся одинаково.
- Омонимы имеют разное значение.
Один ученик читает вслух.
-Омонимы - это слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по своему лексическому значению.
Регулятивные:
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
9. Физминутка, 1 мин
А сейчас все дружно встали,
Отдохнём как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Руки вверх, руки в бок
И на месте скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы ребятишки!
Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
10. Наблюдение над ролью слов-омонимов в тексте, 3 мин
3. Исследование «Для чего в речи нужны омонимы?»
Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте объяснить значение омонимов в предложении:
1гр. Найдите омонимы и объясните их значение:
Уж небо осенью дышало. Уж был очень большой. Купец в своей лавке сидел на деревянной лавке.
2гр. Найдите омонимы и объясните их значение:
Шёл деревней дождь косой.
Дед косил его косой. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно.
Самопроверка, самооценка.
Проверка.
- Представьте нашу речь без омонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны омонимы?
- Действительно, омонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
Вывод:
делают нашу речь более яркой и выразительной.
Гимнастика для глах (мультимедиа)
Работа в группах
-Скудная, неинтересная.
-Они делают нашу речь богаче, красивее.
Регулятивные:
- умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
11.Наблюдение за тем, где встречаются омонимы, 4 мин
4. Исследование «Где встречаются омонимы?»
- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с омонимами?
1 п. Найдите омонимы, которые встречаются на уроках литературного чтения.
Наш Ванюша во бору
Накосил косой траву.
А своей косой Танюша
Полюбилася Андрюше.
2 п. Найдите омонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.
Нам работа нипочем,
Отворили дверь ключом.
Во дворе родник проснулся,
Из под камня бьет ключом.
3 п. Найдите омонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира:
Отрываясь от Земли
На большой ракете,
Взяли горсточку земли
На память о планете.
4п. Найдите омонимы, которые встречаются на уроках литературного чтения.
Папа краном управляет,
Носит груз подъемный кран.
Папа чинит в ванной кран.
- Самопроверка, самооценка.
Проверка
Вывод: омонимы встречаются в окружающем мире и в литературе
- Какие слова вы находили?
- Какие слова называются омонимами?
- Оцените свою работу с помощью котиков.
Ребята работают в парах: находят омонимы в стихотворении
- Омонимы
- Омонимы - это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Коммуникативные:
- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
12. Работа со словарем омонимов, 1 мин
- Всегда ли вам было просто находить омонимы?
- Что же делать в случае затруднения? (спросить у
взрослых, посмотреть в словаре)
- Правильно. Есть словарь омонимов, к которому можно обратиться в случае затруднения.
Знакомство со словарем омонимов.
Коммуникативные:
- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
13. Контроль уровня усвоения новых знаний, 3 мин
14.Рефлексия, 1 мин
15. Итог урока, 1 мин
16. Рефлексия, 1 мин
17. Домашнее задание
- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать.
Игра «Угадай омоним»
Возьмите карточку, выполните задание.
1п. Первую в школе все изучают.
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.
2п. Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речек песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает?
3п.
Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну а на стройке он другой:
Большой, подъёмный и стальной.
4п. Он - ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает.
Кто это слово отгадает?
Самопроверка, самооценка
Проверка
Рефлексия
Что будем проверять? Как будем проверять?
-Какие слова вы угадывали? -Что такое омонимы?
- С каким новым понятием познакомились на уроке?
-Какие слова называют омонимами?
-Где встречаемся с омонимами?
-Зачем нужны омонимы?
А вот прощальная пора… Нам книгу закрывать пора; Мы всё надеемся, что с ней Ты стал немножечко умней. Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин. И, если ты запомнил их, Не зря твой день потрачен. (Слайд)
- У вас на столах лежат цветы красного, розового и жёлтого цветов. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы научились находить омонимы и можете помочь другим, то приклейте в букет красный георгин.
Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи - розовый георгин, если было очень трудно и много осталось непонятного, то приклейте жёлтый георгин. Итак, оцените свою работу на уроке.
Слайд Учебник - стр. 60 правило; стр.61 упр. 4, 5 - по выбору
Спасибо за урок.
Желаю вам успехов в освоении этой темы.
Ребята работают в парах.
Буду слушать ответ товарища, и сравнивать со своей записью на карточке
-Омонимы
-Омонимы - это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению.
-С омонимами.
-Омонимы - это слова одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению.
-С омонимами встречаемся на уроках литературного чтения.
-Омонимы нужны для того, чтобы наша речь была богаче, ярче и выразительнее.
Ученики проводят рефлексию. На доске получился букет георгинов.
Регулятивные:
- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.