- Преподавателю
- Начальные классы
- Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности младших школьников»
Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Безуглая Е.Ю. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности младших школьников Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Таблица
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения образовательных результатов
во внеурочной деятельности»
Уровень
образовательных
результатов
Вид внеучебной деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
1. Игровая
Ролевая игра
Деловая игра
Социально моделирующая игра
2. Познавательная
Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб
3. Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа
Дебаты, тематический диспут
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
5. Художественное творчество
Кружки художественного творчества
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми)
КТД (коллективно-творческое дело)
Социальный проект
7. Трудовая (производственная) деятельность
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого
Детско-взрослое образовательное производство
8. Спортивно-оздоровительная деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
9. Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
Туристский поход, краеведческий клуб
Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:
- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)
- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровень результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 - 3-го класса - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса - образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
- возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников;т.п.ьнтьсти школьного театраельности) образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
- индивидуальные образовательные программы для учащихся.
Содержание методического конструктора внеурочной деятельности рассматриваются на примере познавательной деятельности младших школьников. Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культуры, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п. Для достижения результатов первого уровня внеурочной деятельности здесь необходимо, чтобы учащиеся получили представление о жизни людей и общества: о структуре общества и принципах его существования, о нормах этики и морали, о базовых общественных ценностях, о памятниках мировой и отечественной культуры, об особенностях межнациональных и межконфессиональных отношений. Здесь, важны не только фундаментальные знания, но и знания необходимые для полноценного проживания в повседневной жизни, для успешной социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске? Что можно и чего нельзя делать в храме? Как искать и находить нужную информацию? Какие права есть у человека, попавшего в больницу? Как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы? Как правильно оплатить коммунальные платежи? и т.п. Отсутствие даже этих элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной. В рамках внеурочной познавательной деятельности младших школьников возможно достижение результатов второго уровня - у учащихся должны быть сформированы позитивные отношения к базовым ценностям общества. В содержание познавательной деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая. Рекомендуется инициировать и организовывать работу учеников с воспитывающей информацией из разных областей познания, предлагать обсуждать ее, высказывать свое мнение, вырабатывать свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. При обсуждении информации педагогу рекомендуется инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии и принимать в них участие. Дискуссии позволят младшему школьнику соотнести собственное отношение к обсуждаемому вопросу с отношениями других школьников и могут их изменить - ведь весомое мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Благодаря дискуссиям младшие школьники приобретут опыт поведения в споре, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
ПРИМЕР ДИСКУССИОННЫХ ТЕМ ИЗ РАЗНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАНИЯ Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на даче? (естествознание, чтение) Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске? (чтение) Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям? (чтение, естествознание) Компьютерные игры - увлекательное занятие: почему же мама недовольна? (чтение, математика) Опасны ли для детей и общества жестокие сцены в кино и на телевидении? (чтение, история). Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (русский язык, чтение, иностранный язык) Для того, чтобы ценностная составляющая привносилась в содержание познавательной деятельности школьников, педагогу следует акцентировать их внимание на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Позитивное отношение младшего школьника к знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Наиболее удачными формами здесь могут оказаться, например: школьный интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников игры), дидактический театр (в нем знания из самых разных областей обыгрываются на сцене, в связи с чем становятся эмоционально переживаемыми и личностно окрашенными), научное общество учащихся (в его рамках осуществляется исследовательская деятельность школьников, поиск и конструирование нового знания - знания своего, искомого, выстраданного). Достижение результатов третьего уровня будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Для этого педагогам рекомендуется организовывать те или иные социально ориентированные акции. Например, некоторые заседания кружка любителей литературы смогут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия, если, например, будут проводиться для воспитанников детских домов или пенсионеров. В клубе любителей книги или вечеров семейного чтения могут проводиться акции по сбору книг для школьной библиотеки. На занятиях предметных кружков школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе (разумеется, по собственной инициативе). Деятельность предметных факультативов может стать социально ориентированной, если их участники, например, ученики четвертого класса, возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками вторых-третьих классов. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Например: способы улучшения качества питьевой воды в школе; химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья; способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей; отношение к старикам у жителей нашего микрорайона и т. п. Подобные темы могут стать темами исследовательских проектов школьников, а их результаты - обсуждаться в окружающем школу сообществе.