Конспект урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский Он живой и светится

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения - 2 класс

Тема: «Настоящие друзья детства»

(По В.Ю. Драгунскому «Он живой и светится».) Автор: Окунева Евгения Олеговна Должность: учитель начальных классов Наименование учреждения: МОБУ «Волховская средняя общеобразовательная школа №1» Местонахождение: Ленинградская область, г.Волхов
Цель: Путем технологии продуктивного чтения познакомить детей с верной дружбой, на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится». Задачи: Образовательные:

  1. Активизировать осознанное чтение, учить ориентироваться в тексте.
  2. Совершенствовать умение составлять план для полного пересказа текста.
  3. Совершенствовать умение определять главную мысль.
Развивающие:
  1. Развивать умение совместно создавать характеристику героев, их взаимоотношений.
  2. Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
Воспитательные:
  1. Продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми.
  2. Воспитывать интерес к чтению.
Задачи, направленные на формирование метапредметных УУД:
  1. Познавательные:
  • Учиться находить нужную информацию в тексте;
  • Учиться делать выводы и обосновывать их;
  • Учиться понимать цель чтения.
  1. Регулятивные:
  • Учиться высказывать свои предположения
  • Учиться контролировать свою деятельность
  • Оценивать результат своих действий
  1. Коммуникативные
  • Развивать умение обосновывать и отстаивать своё высказывание и суждение
  • Учится принимать суждение других
  • Учиться вести диалог
  • Развивать умение аргументировать свои предположения.
Задачи, направленные на формирование личностных УУД:
  • Формировать умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.
  • Учиться самостоятельно делать выводы.
  • Учиться эмоционально проживать текст.
Подготовительная работа: - сообщения учащихся о В.Ю. Драгунском и светлячках.






































ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Поприветствуйте улыбкой друг друга, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.


  1. Актуализация опорных знаний.


  1. Произведение какого автора вы читали дома?

Читают на слайде: Виктор Юзефович Драгунский.

- Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913, а умер 6 мая 1972.

Расскажите, а что вы о нем уже знаете?

Кто готовил информацию о В.Ю.Драгунском?

Сообщение учащегося. Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Что нового вы узнали?

Что больше всего запомнилось? Что удивило?

2)Какое произвеление вы читали дома? («Он живой и светится» В.Ю.Драгунского)

Какой жук встретился в этом произведение? (Светлячок)

Что вы о нем знаете?

Ульяна, расскажи информацию, которую ты приготовила дома.

Сообщение о светлячках (cлайды). Светлячки, или светляки, - представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

Что нового и интересного вы узнали?

3)Речевая разминка с физкультминуткой.

Прочитайте стихотворение:

Солнце спряталось. Темно.
Время за полночь давно
В травке яркий маячок -
Притаился светлячок.

- Присядьте и прочитайте шепотом.

- Встаньте и прочитайте громко.

- Прочитайте стихотворение скороговоркой, хлопая в ладоши.

- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.

- Садитесь.

4) работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.

Учащиеся находят соответствие выражений на слайде:

- работать над составлением плана рассказа

- учиться давать характеристику героям

- определить главную мысль рассказа

IV. Работа над произведением.

  1. - Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и Мишка)

- От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски)

- Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните.

На слайде слова: товарищи, друзья, знакомые.

- Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.

- Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как автор характеризует друзей. Какие они?

Дома вы должны были найти значения незнакомых слов. Давайте проверим.

Объясните слова: «брынза», «добрость», «моментально», «пристально».

Проверка со слайдoм.


  1. Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы частей.

Чтение текста учащимися.

  1. - Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму)

- Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать)

- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?

(скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие)

- Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.

(На доске выбирают карточки с чертами характера героя: любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

Запись в тетрадь.

  1. - О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался) - А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы) - Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками - не отдавал подарок папы, терпеливый - долго ждал маму, глядя на ворота) - Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня) - Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг) - Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость») - Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему? - Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь»)

- Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")

  1. - О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)

- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете»)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка) - Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала) - Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:) - Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение)

- Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")

  1. - Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка) - Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.) - Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете"). Молодцы.

V. Рефлексия. Подведение итогов.

  1. - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос.

Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?

Мнения учащихся. - А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.) - Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

  1. - Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом «друзья». Работать будете в группах.

Ученики самостоятельно составляют синквейны на листочках, а затем зачитывают.

VI. Оценка работы класса.

- Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу ….

VII. Домашнее задание.

  1. Пересказать текст по плану.

  2. В парах проработать понравившийся диалог.

7


© 2010-2022