Урок по теме «С Козлов «Разрешите с вами посумерничать»»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению - 3 класс.

Автор: учитель начальных классов Бурганова Римма Нурмухаметовна

Образовательное учреждение: МБОУ «Кубянская средняя общеобразовательная школа » Атнинского района Республики Татарстан. Программа: «Перспективная начальная школа» Н.А Чуракова 1 часть стр 51-54

Тип урока

Урок-исследование

Дидактическая цель Тема урока: С Козлов «Разрешите с вами посумерничать» Цели урока: подвести к пониманию ценности общения и совместного переживания красоты природы: важно не просто любоваться ею, важно ещё и разделить эти переживания с другом. Образовательная цель: Находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, звукопись, контраст, расширение понятий- «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи) Воспитательная: воспитывать интерес к литературным произведениям.

Планируемые

результаты Планируемые результаты учащиеся должны научиться оценивать поступки героев; определять тему и выделять главную мысль (с помощью учителя); анализировать смысл названия произведения; различать жанры произведений; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения) Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию Предметные: - Уметь находить слова из толкового словаря

- Уметь дать характеристику героям

Ресурсы:

- основные

дополнительные Н.А. Чуракова Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 3 класс 1 часть стр 51-54 Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Н.А Чураковой - проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, портрет С Козлова, выставка книг

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа Литературное чтение 3 класс «Перспективная начальная школа» Тема урока: С Козлов « Разрешите с вами посумерничать» Бурганова Римма Нурмухаметовна учитель начальных классов, высшей категории МБОУ-«Кубянская СОШ» Атнинского района РТ
Ход урока

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятель

ность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты I этап. Мотевирование к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу Организует и настраивает детей на совместную работу.


Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку: Один мудрец давал совет: «Полезно наблюдать, Все впечатления копить,- И будешь много знать». -Какой же совет дал мудрец? А мы следуем этому совету? -Вспомните название темы, которую мы изучаем. (Учимся наблюдать и копим впечатления») Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать выполнение учащимися учебного действия; Высказывают своё предположение, рассказывают .



Я сам найду способ!
Организует составление совместного плана действий.



Предлагает обсуждение возникновения понятий.



Проверка домашнего задания. - В чём же заключается самая большая ценность героев стихотворения «Плащ»? ( ( Ценность в общении между героями, важны теплота отношений и В взаимопонимание, дружба между отцом и сыном, их желание быть вместе.) -Чему посвящено очередное занятие клуба? («Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами».) - Вы понимаете смысл этих слов? (Трудно увидеть глазами теплоту человеческих отношений, чувств людей.) Постановка проблемы: Что я не знаю? Наш план действий: (1 слайд) 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
III. Выявления места и причины затруднения (2 мин) Цели: - организовать выявление учащимися места и причины затруднения
Предлагает обсуждение возникновения понятий.



Ребята, расшифруйте запись и узнайте фамилию знакомого автора. арСитпЕануРысчГЕимп ЙыфвКпапОсмиЗлоиЛыфцуОФ (Сергей Козлов) - Вам знаком этот писатель? (Учитель выставляет портрет писателя)


Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)





IV.Постановка проблемы. ( 3 минуты) Цели: - сформировать представления детей о понятии «посумерничать» Обсуждают совместно с учителем особенности понятий.
Предлагает обсуждение возникновения понятий. Откройте учебник на ст 51 и прочитайте название следующего произведения С Козлов «Разрешите с вами посумерничать» -О чём нам говорит название? Что значить «посумерничать»? (Любоваться сумерками) Обратите внимание на то, что в слове «посумерничать» ударение приходится на второй слог, от слова «сумерки» (полутьма, между заходом солнца и наступлением ночи) Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию. (Познавательные УУД). V. Работа по новой теме (8 мин) Цель: познакомить с произведением С.Козлова Работа с рисунками. Портретом писателя
Дети называют прочитанные книги С.Козлова Из толкового словаря находят слова Включает учащихся в работу через игровую деятельность.
Устраивает выставку книг
-Кто автор произведения? Вам знаком этот писатель? Поэт и сказочник Сергей Григорьевич Козлов - автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и его друзей («Ёжик в тумане», «Ёжик и море», «В сладком морковном лесу», «Лисичка» и др.

Он писал умные и трогательные сказки, предназначенные не только детям, но и взрослым. Он учил детей считать звёзды и смотреть на мир спокойным взором созерцателя. Очарованный лес, тихие шаги, потрескивание можжевеловых веток в костре… И долгие неторопливые разговоры у огня.
Уметь правильно определить ответ по описанию . (Познавательные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут) Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Чтение по цепочке Учитель читает первый абзац рассказа - Давайте узнаем, какая же история произошла с Ёжиком и Медвежонком. Чтение сказки «Разрешите с вами «посумерничать» учащимися по цепочке.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
VII. Физкульт минутка (1 мин)


VIII Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону. (8-9 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; умение читать по ролям Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Ученики строят план достижения цели.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.






Беседа по содержанию. О чём эта сказка? (О красоте природы, об ощущении внутреннего единства)

-Вам понравилась сказка? Кто герои? Где мы с ними уже встречались?

-Что их объединило в этой сказке?

-Как вы думаете, а надо ли уметь сумерничать?

-Все ли герои способны на это?

-Что мешает Зайцу сумерничать? ( Он не может сосредоточиться, не умеет молчать и наблюдать, отвлекается сам и отвлекает друзей, задавая кучу вопросов.)

Как реагируют Ежик и Медвежонок на эти вопросы? (По-разному: Медвежонок отвечает, а Ежик молчит.)

-Как вы думаете кто главный герой? ( Ежик)

-Кому принадлежит дом, где герои сумерничают?

-У кого просит разрешения Заяц? Так почему главный герой Ежик? (Он умеет по-настоящему наслаждаться красотой природы. Любит природу.)

-Какими чертами характера нужно обладать , чтобы по-настоящему сумерничать и получать удовольствие? (Нужно любить природу, быть наблюдательным, уметь молчать, уметь наслаждаться красотой.) Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования (Регулятивные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках (Познавательные УУД).

IX. Включение в систему знаний и повторение. ( 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.


Выполняют задания.



Организу ет и контроли рует работу детей

-Что же вы узнали о героях? Перечитаем сказку и дадим каждому характеристику. Чтение по ролям (Ландыш - заяц, Амир - автор, Булат - Ежик, Инсаф - Медвежонок).

- Ля-ля! Ля-ля! - завопил Заяц. И Ежику сделалось совсем грустно. Медвежонку было неловко перед Ежиком, что вот он притащил Зайца и Заяц мелет, не разбери чего, а теперь еще воет песню. Но Медвежонок не знал, как быть, и поэтому завопил вместе с Зайцем.

- Ля-ля-лю-лю! - вопил Медвежонок.

- Ля-ля! Ля-ля! - пел Заяц. А сумерки сгущались, и Ежику просто больно было все это слышать.

- Давайте помолчим, - сказал Ежик. - Послушайте, как тихо!

Заяц с Медвежонком смолкли и прислушались. Над поляной, над лесом плыла осенняя тишина.

- А что, - шепотом спросил Заяц, - теперь делать?

- Шшш! - сказал Медвежонок.

- Это мы сумерничаем? - прошептал Заяц. Медвежонок кивнул.

- до темноты - молчать?..

На доске:

  • Ежик: поэтичный, тонкий, философ и учитель, исследователь, автор всех идей, умеет любоваться природой

  • Медвежонок: очень эмоциональный, чувствительный, разговорчивый, ценящий дружбу.

  • Заяц: эмоционально неразвитый, малочувствительный, но жаждущий общения с теми, кто чувствует более глубоко.

-Что нужно уметь делать, чтобы по-настоящему сумерничать? (Вглядываться, вслушиваться в природу, кроме того, надо просто уметь молчать, наслаждаться присутствием другого). - Кто же в этой сказке настоящий учитель, Ёжик или Медвежонок? Покажите, обращаясь к тексту. (Конечно, Ёжик: «Послушайте, как тихо!» И только это побуждает всех успокоиться и начать, наконец, сумерничать, то есть молча слушать окружающий мир и молча ощущать присутствие друг друга в нем.) - Трудно пришлось Медвежонку с Зайцем? (Да.) - Что же делать на месте Медвежонка, как быть с многочисленными вопросами Зайца? (Что лучше: одергивать, не реагировать на его пустую болтовню или сказать: «Послушайте, как тихо»?) Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). X.Домашнее задание (1 мин) Обсуждают и записывают домашнее задание.

Д/з. дифференцированное: 1 группа - инсценировка, 2 группа - чтение по ролям 3 группа - содержание сказки или проект
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 2 - 4 минуты) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке;

Дети получают листики в виде сердечек со словом «дружба»

-Подберите прилагательные, которые выражают ваше отношение к слову «дружба»

Ребята будьте наблюдательными, замечайте красоту природы и учитесь делиться своими наблюдениями и чувствами с близкими и друзьями.

- Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок! Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


© 2010-2022