- Преподавателю
- Начальные классы
- Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста
Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Савельева Е.С. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста В нашей стране особое внимание одаренности стали уделять в конце 80-х годов ХХ века. А сейчас одаренных детей становится все больше. Проведенные в разных странах исследования убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Однако любознательность и творческий потенциал у одаренных детей могут перерасти в нарушения норм поведения. Таких учеников можно встретить уже в начальной школе. Проблемы одаренности представлены в исследованиях О.Г. Ридецкой, Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна, Е.П. Ильина, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтес, А.И. Савенкова, В.Н. Мясищева, Дж. Рензулли, Ч. Спирмена, Л. Терстоун и многих других ученых. Как показывает практика, одаренные дети не всегда бывают отличниками или просто хорошими учениками. К примеру, учитель Альберта Эйнштейна считал, что его витание в облаках и равнодушие ко всему подрывает авторитет класса. А многие из великих людей не имели хорошего образования или были самоучками: Айседора Дункан никогда не посещала уроков танцев и произвела революцию в искусстве, Эдит Пиаф до 21 года не умела читать и не знала нотной грамоты, а стала лучшей исполнительницей шансона в Европе. Также в истории наблюдаются случаи, когда люди долгое время не подразумевают о своем даре: П.И. Чайковский сначала учился в Училище правоведения, М.П. Мусоргский закончил кадетский корпус - и в юности они не собирались стать композиторами. Выявление одаренных детей и социально-педагогическая работа с ними является актуальной проблемой современного образования, т.к. не каждый ребенок способен без поддержки реализовать свои способности. Поддержать одаренного ребенка могут, в первую очередь, семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть способности ребенка, а школы - поддержать ребенка и развить его способности. Именно поэтому такая работа в школе должна осуществляться уже с младшего школьного возраста. Изучая проблему, использовалась современная научная литература, в т.ч. - специальная периодическая печать (журналы) психолого-педагогической направленности.
Итак, определений одаренности дано множество. Многие исследователи (В.И. Панов, Д.Б. Богоявленская и др.) придерживаются следующих определений:
- одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
- одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- интеллект - способностью решать задачи на основе имеющихся знаний;
- обучаемость - система приобретения знаний;
- задатки - анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей;
- способности - индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения деятельности;
- творчество - создание нечто нового;
- креативность - процесс преобразования знаний (с ним связано воображение, фантазии, порождение гипотез);
- талант - выдающиеся способности, проявляющиеся в творческих видах деятельности, высокой степени одаренности, реализованной личностью в определенной области;
- гениальность - высший уровень развития способностей.
Классификаций одаренности и одаренных детей тоже много:
- одаренность является реактивной (склонность к практической деятельности), либо спонтанной (склонность к теоретической деятельности);
- по степени сформированности, одаренность может быть актуальной (уже достигнутые показатели развития) и потенциальной (имеется потенциал для высоких достижений, но его развитие может сдерживаться семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.);
- по форме проявления одаренность подразделяется на явную (отчетливо обнаруживает себя в деятельности ребенка) и скрытую (она не замечается окружающими, из-за этого возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности);
- также есть классификация одаренности по видам деятельности - спорт, изобразительная деятельность, музыка и т.д.;
- многие исследователи классифицируют одаренность и более общего плана - интеллектуальная, академическая, социальная, духовная и т.д.;
- педагогическая же практика различает три категории одаренных детей - с высокими показателями по уровню общей одаренности, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности и хорошо обучающиеся в школе.
- ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников, на основе чего у него возникают особые интересы, в результате чего он может оказаться в изоляции от своей группы;
- одаренные дети усваивают для себя чрезвычайно высокие стандарты и ощущают свое несоответствие этим стандартам;
- у особо эмоциональных одаренных детей самооценка нестабильна - от очень высокой в одних случаях до ситуаций, когда ребенок считает, что он ничего не может и не умеет;
- высокий уровень притязаний не всегда адекватно соотносится с ожиданиями одаренного ребенка и его окружения, появляется «синдром бывшего вундеркинда»;
- важной особенностью одаренного ребенка является внутренний локус контроля (то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности), а эта черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины и иногда - к депрессивным состояниям;
- на основе вышесказанного у одаренных детей нередко развивается негативное самовосприятие, что перерастает в трудности общения со сверстниками;
- однако, характерной особенностью одаренных детей, которая помогает им справиться с трудностями, является присущее им чувство юмора.
Рассматривая концепцию одаренности американского психолога Джозефа Рензулли, выявлено, что одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- креативности (научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу);
-
настойчивости (в ходе исследований доказано, что, будучи сформированной в детстве, иерархия мотивов мало подвержена изменениям).
- об одаренности ребенка следует судить в единстве двух категорий: «могу» (инструментальный аспект - способы деятельности ребенка) и «хочу» (мотивационный аспект - отношение ребенка к действительности и к своей деятельности);
- существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» (до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий) и «одаренные дети встречаются крайне редко».
Важное место уделяется условиям, необходимым для развития одаренности ребенка. Согласно О.Г. Ридецкой, таковыми выступают следующие положения:
- ребенок должен иметь хорошие задатки;
- одаренность формирует окружающая среда (т.е. при правильном подходе будет зависеть, в какой степени смогут развиться задатки и потенциал ребенка);
- способности приобретаются в результате обучения и только в обучении;
- психологи утверждают, что формирование таланта завершается к 13 годам.
- социометрическое исследование (исследование уровня взаимоотношений в классном коллективе с позиции дружеских и деловых отношений);
- наблюдение (изучение особенностей поведения учащихся в учебной и внеучебной деятельности);
- беседа (получение информации об особенностях работы различных специалистов, выяснение ситуации с одаренными учащимися в гимназии);
- анализ документов (получение дополнительных сведений об учащихся);
- методика для изучения мотивационной сферы младшего школьника - Н.Г.Лусканова (изучение учебной мотивации младших школьников);
- методика изучения социализированности учащегося - М.И. Рожков (выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся);
- методика самооценки для обучающихся «Как я вижу себя» - А.И. Савенков (определение самооценки детей в различных сферах деятельности, выявление их интересов);
- тест дивергентного (творческого) мышления - Вильямс (определение степени беглости, гибкости, оригинальности, разработанности мышления и богатства словарного запаса детей);
- методика «Палитра интересов» - А.И. Савенков (выявление сфер склонностей ребенка);
- методика для определения уровня сформированности свойств личности, характеризующих одаренность у наблюдаемого ребенка - А.И. Савенков (экспертная оценка уровня сформированности у ребенка любознательности, сверхчувствительности к проблемам, способности к прогнозированию, словарного запаса, способности к оценке, изобретательности, способности рассуждать и мыслить логически, целеустремленности, перфекционизма);
- методика для определения уровня проявления способностей ребенка - А.Н. Сизанов (экспертная оценка уровня проявления способностей ребенка);
- методика «Шкалы поведенческих характеристик одаренных школьников» - Дж. Рензулли, модификация Л.В. Поповой (экспертная оценка познавательных, мотивационных, лидерских и творческих характеристик у ребенка).
7