Открытый урок по сольфеджио

Данный план - конспект, предназначен для детской музыкальной школы по предмету  сольфеджио 1 класс.  Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путём применения различных форм музыкальной деятельности. Развивать у учащихся слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.На уроке используется технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения,...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект открытого урока по сольфеджио 1 класс преподаватель:

Райманова Людмила Владимировна

Цель деятельности педагога по классу теоретических дисциплин состоит

Тема урока:

«Интервалы»

Эпиграф:

«Интервал - сердце и душа музыки…»

Леонард Берстайн

Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи: 1. Образовательная: формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».

2. Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.

3. Воспитательная: воспитать музыкально - художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока: групповая

Методы реализации поставленных задач:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- Игровой.

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

  • Карточки с рисунками

  • Ритмические карточки

  • Клавиатура

  • Шумовые инструменты

  • Ноутбук

  • Проектор

  • Фортепиано

  • Презентации

  • Магнитофон

Применение педагогических технологий

  1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое гамма?», «Сколько ступеней в гамме?», «Назовите устойчивые и неустойчивые ступени?», «Что такое мажор и минор?», «Что такое тоника?». Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике - поем, определяем на слух.

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.). Отношения «учитель - ученик» строятся на принципах сотрудничества.

  1. Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении - выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО - ноутбук, планшетная доска, магнитофон); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

  1. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов - «Угадай-ка!», « Музыкальная зарядка» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация - потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).

5.Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка - мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Пояснительная записка к уроку

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста - конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования.

Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).

План урока:

  1. Организационный момент. 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. 3 мин.

  3. Теоретическая разминка (по карточкам). 12 мин.

Вокально-интонационная работа.

  1. Ритмическая разминка. Шумовой оркестр. 10 мин.

  2. «Музыкальна зарядка» 1 мин.

  3. Интервалы. (Сказка про интервалы). Слуховой анализ. 10 мин.

  4. Музыкальный диктант. 5 мин.

  5. Вывод. Подведение итогов урока. 2 мин.

  6. Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте друг друга поприветствуем нашей песенкой «Пора начать урок».


  1. Проверка домашнего задания.

1.На ритмический рисунок стихотворения «Маша» сочинить мелодию на звуках ми, фа, соль, ля и записать её. Научиться петь свою мелодию со словами и названием нот. ( с.34 №4)

2. «Сказка про кота» - читать с динамическими оттенками.

III. Теоретическая разминка.

Учитель: А теперь давайте приготовим, наши карточки-помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.

У.:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…

Дети: скрипичный ключ - показывают карточку

У.:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.

Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.

Д.: басовый ключ - показывают карточку

У.:А теперь давайте споём песенки про эти музыкальные ключи.

(Звучит песенка «Ключи скрипичный и басовый»).

У.:3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.

Всякий это слышит - стала нота выше!

Д.: Диез - показывают карточку

У.:4.Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок - пароль,

Называется он просто: понижающий …

Д.: бемоль

У.: Вспомним с вами песенку про диез и бемоль.

(Звучит песня «Динамические оттенки»).

У.:5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)

6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)

А сейчас мы с вами исполним 2 песни. Одну в мажорном ладу, а другую в минорном. Внимательно смотрим на экран поём и дирижируем в размере 2/4.

(Демонстрируются на проекторе песни «Кукла» и «Осенняя песенка»).

И в заключение повторения пройденных тем, давайте вспомним с вами про устойчивые и неустойчивые ступени.

Д.: Устойчивые - это I, III, V ступени, а неустойчивые - II, IV, VI, VII ступени

(Исполняют - «Песенка устойчивых ступеней» и «Песенка неустойчивых

ступеней»).

IV. Ритмическая разминка. Шумовой оркестр.

У.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в «Ритмическое эхо». Но для начала давайте вспомним ритмослоги, которые мы проходили. Откройте учебник на странице 38. Проговариваем ритмослогами предложенные ритмические группы, тактируя.

(дети проговаривают ритмослоги с тактированием).

У.: Молодцы! А теперь я буду простукивать ритм, а вы мне как эхо будете повторять, но не просто повторять, а выкладывать в карточках.

(Звучит «Ритмическое эхо»).

- Кто сможет повторить?

( Дети повторяют ритмический рисунок, на ударном инструменте проговаривая вместе с учителем ритмослоги. После чего один из учеников выкладывает ритм на доске).

- А мы тем временем, каждый на своём инструменте, проговаривая ритмослогами, повторим как эхо.

( Дети повторяют ритмический рисунок на шумовых инструментах вместе с преподавателем.)

У.: А сейчас мы с вами изобразим шумовой оркестр. Перед вами на доске ритмическая партитура на песню «Белка пела и плясала». Только петь её буду я, а вы будете моим оркестром, только ритмическим.

- Что такое оркестр?

Ответы детей.

Дальше выходят по одному человеку из каждой ударной группы-ложки, маракас и бубен. Разбирается ритмический рисунок каждой ударной группы, проговаривая ритмослогами. Остальные ребята на местах также работают с инструментами.

V. « Музыкальная зарядка».

VI. Интервалы. Сказка про интервалы.

С чего предпочтительнее начинать? Со знакомства с интервалами, это - первый этап. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Чаще всего это какое-то животное, зверушка, известная ребёнку. Я пытаюсь всеми возможными способами описать, обозначить, показать, обыграть тот образ, с которым у ребёнка впоследствии будет связан интервал. Выбор образа неслучаен - он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Каждый интервал имеет по крайней мере два имени - «образное» (игровое) и академическое. Дети на уроках знакомятся с соответствующими каждому интервалу образами и слышат, как их характер выражается в звучании. В итоге они учатся узнавать, различать и сравнивать созвучия.

Учитель во время демонстрации презентации про интервалы, рассказывает сказку, про то, как пятеро друзей ёжику помогли.

Методические рекомендации:

  1. Читая сказку во время просмотра презентации, озвучивать интервал (на инструменте или пропевая).

  2. После завершения сказки провести занимательный слуховой анализ. Преподаватель играет интервалы, а дети показывают картинку с соответствующим персонажем сказки, на которой написано академическое название интервала.

СКАЗКА ПРО ТО,

КАК ПЯТЕРО ДРУЗЕЙ ЁЖИКУ ПОМОГЛИ

В далёкой, жаркой африканской саванне жили-были друзья: высокая Жирафа (ч8), две антилопы - большая и малая (б6 и м6) - и храбрая Зебра (ч4).Друзья весело проводили время, играя в разные забавные игры. Очень часто мечтали они о далёких путешествиях. Но самое длинное путешествие было для них всегда одно - поход к дальнему озеру (ч5) на водопой. Там они всегда болтали о том, о сём с птицей - носорогом (б3 и м3), которую все звали Тари. Тари много знала, так как летала за озеро и даже была в лесу за рекой, а может и дальше.

И вот однажды, возвращаясь с водопоя, друзья остановились под своим любимой пальмой. Они обсуждали то, что им сегодня рассказала Тари: в речке, что протекала через их озеро поселился ужасный крокодил (б7)…

Он был такой страшный и ужасный, что никто не решался переплыть через речку на другую сторону.

Вдруг внимание друзей привлёк странный шум, исходящий откуда-то из огромного дупла старого дерева. Внезапно оттуда выскочил странный зверёк, он свернулся комочком, покатился и замер (м2 и б2). Раньше друзья никогда не видели такого зверя.

Долго ли, коротко ли, но друзьям удалось познакомиться со странным зверем. Он оказался не такой уж и страшный, как им показалось поначалу. Зверька звали Ёжик - Колючка. Колючка поведал свою печальную историю. Он не помнит, как очутился здесь в саванне и набрёл на это огромное дерево. Но он точно знает, что его дом там, в маленьком лесочке, на другом берегу реки. Но вот как перебраться туда? Ёжик этого не знал.

Не знали и друзья, как помочь ёжику. Тогда решили они пойти за советом к птичке Тари.

Все вместе: Жирафа, две антилопы, зебра и ёжик Колючка, отправились к озеру. Там они быстро разыскали свою знакомую птичку и рассказали ей всё как есть. Немного подумав, Тари полетела на разведку к тому месту, где видела последний раз крокодила.
Она быстро нашла его, так как он так громко ревел (б7 и м7), что его нашёл бы даже слепой…Мудрая птица сразу же принялась за дело: она выяснила, почему крокодил так зол, и почему он так громко кричит. Всё оказалось очень просто: крокодил никогда не чистил зубы, и поэтому они у него сильно разболелись. Тари предложила крокодилу свою помощь - удалить больные зубы, а он за это обещал ей пропустить через реку её друзей. Сказано - сделано. Тари быстро справилась со своей задачей.

После этого Тари слетала за друзьями, которые без труда смогли помочь ёжику перебраться через речку. На этом заканчивается история про то, как пятеро друзей помогли ёжику вернуться домой.

Слуховой анализ.

- А теперь давайте вспомним - как звучат наши сказочные животные. Я буду озвучивать их на инструменте, а вы мне будете показывать картинки с соответствующим персонажем. И называть интервалы, которые написаны на обратной стороне.

VII. Музыкальный диктант.

Цель: развитие ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, нотный стан с нотками

Участники: все учащиеся

1 диктант

- Перед вами мелодия диктанта с пропущенными звуками. Пользуясь ритмическими «подсказками», допишите недостающие ноты.

2 диктант-устный « Колобок»

Звучит презентация с диктантом «Колобок». Задача ребят - настроиться по устойчивым ступеням и спеть ноты, вместе с колобком тактируя. А затем выложить этот диктант на своих нотоносцах нотами.

VIII. Вывод. Подведение итогов.

Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока. Затем подсчитываюся нотки, которые раздаются на протяжении всего урока - у кого самое большое количество, получают пятёрки.

- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия интервалов, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно.

IX. Домашнее задание.

Цель преподавателя: Организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания.

Цель учащихся: Написать домашнее задание и понять как его выполнять.

Задачи:

1) Сообщить учащимся домашнее задание.

2) Разъяснить методику выполнения

3) Мотивировать необходимость и обязательность этой работы.

Критерии усвоения: Учащиеся поняли, как нужно выполнять домашнее задание, об этом свидетельствует их активное участие в разговоре.

Преподаватель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Первое задание - выучить названия интервалов.

Второе задание - по учебникам стр.39 №6

Преподаватель: Вот подошёл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать, большое спасибо! До свидания!

Учащиеся: До свидания!



© 2010-2022