Методическая разработка урока по сольфеджио

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка

урока по сольфеджио


Тема: Воспитание ритмических навыков у обучающихся младших классов с использованием элементов методики

К. Орфа.

Нырова Антонина Викторовна

преподаватель музыкально- теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «ДМХШ «Мечта» НМР РТ


















г. Нижнекамск

2012

Пояснительная записка.

Данный урок был проведен с учащимися 2-го класса. Были использованы следующие формы работы: речевые, ритмические и интонационные упражнения, анализ музыкальных примеров и беседа о музыкальных образах и средствах выразительности, работа с нотной записью, пульсация, дирижирование, импровизация.

В работе над ритмическими упражнениями использовались элементы методики К. Орфа: речевые упражнения, игры со звуками (звучащие жесты), игра на шумовых инструментах. Применение ритмослогов в заданиях - по методике В. Кирюшина, пение интонационных упражнений при помощи ладо-вокальных жестов - по системе Д.Е.Огородного.

Чтение стихотворения использовано не только как игра, но и как возможность выразить свои эмоции, чувства.

Творческие задания и импровизация на уроке, способствовали закреплению теоретических знаний, умению применять их в практических упражнениях, развитию творческих способностей, инициативе учащихся.






Открытый урок по сольфеджио с учащимися 2-го класса.

Тема: Воспитание ритмических навыков у обучающихся младших классов с использованием элементов методики К. Орфа.

План урока:

  • Организационный момент.

  • Ритмическая разминка.

  • Опрос домашнего задания.

  • Анализ на слух музыкальных примеров.

  • Закрепление учебного материала.

  • Подведение итогов урока.

  • Поощрение учащихся.

  • Домашнее задание.

Цель урока: Закрепить ранее изученные сочетания различных ритмических фигур посредством анализа музыкальных примеров и практических заданий.

Задачи:

  • Вырабатывать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения ритмических фигур.

  • Воспитывать чувство метроритма и метрической пульсации.

  • Уметь определять на слух, записывать в нотной записи и точно интонировать ритмические фигуры.

  • Закреплять ранее изученные теоретические знания и уметь их применять в практических упражнениях

  • Развивать творческую инициативу учащихся, музыкальное мышление.

  • Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся на музыкально-художественных примерах.

Тип урока: Обобщающее занятие комплексного применения знаний и умений.

Вид урока: Урок-беседа.

Методы обучения:

  • Беседа.

  • Практические упражнения.

  • определение и анализ музыкальных примеров на слух.

  • Сравнение.

  • Взаимопроверка.

Форма обучения: группой.

Дидактический материал:

  • Карточки с изображением ритмических фигур.

  • Карточки ритмических рисунков.

  • Карточки динамических оттенков.

  • Конверты с заданиями.

  • Карточки с мелодическими оборотами.

Методическая литература.

В. Жилин. Речевые упражнения. Челябинская обл., село Варна, 1996.

Т.Э. Тютюнникова. «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа». М.: АСТ, 2001.

Л.Красинская, В.Уткин. Элементарная теория музыки. М.: «Музыка», 1983.

Нотное приложение (музыкальные примеры).

  1. Л. Бетховен. Менуэт.

  2. В. Косенко. Пионерский марш.

  3. Чешская песня «Попляши-ка».

  4. А. Моцарт. «Волынка».

  5. П.И.Чайковский. Детский альбом. Полька.

  6. П.И.Чайковский. Детский альбом. Вальс.

  7. Э. Мелартин. Песня.

План-конспект урока.

  1. Организационный момент.

Настройка внимания учащихся. Звучит музыкальный звонок.

Музыкальное приветствие «Добрый день» по звукам тонического трезвучия исполняется педагогом, затем учащимися.

  1. Ритмическая разминка.

Педагог простукивает пульс четвертными длительностями, учащиеся произносят свое имя, прохлопывая каждый слог следующими способами:

2.1.поочередно один ученик - громко, другой - тихо,

2.2.вслух, шепотом, показывая звучащими жестами (щелчками, хлопками, шлепками, притопами).

2.3.высоким и низким голосом,

Преподаватель: Назовите динамические оттенки, которые вы знаете.

Учащиеся: форте, пиано, меццо пиано, меццо форте, диминуэндо, крещендо

Задание: один учащийся показывает карточки с динамическими оттенками

остальные - называют их.

Методическая разработка урока по сольфеджио

2.4.произносим имя с различной динамикой - от пиано к форте и наоборот,

2.5.с шумовыми инструментами.

Преподаватель: Ребята, представим, что мы с вами оказались в чудесном, музыкальном саду и нам нужно разгадать ритмические загадки.

Ромашка, василек, гладиолус, хризантема, роза, астра, пион, нарцисс.

Задание: прохлопать ритмические доли, определить, сколько слогов в словах и подобрать соответствующее название цветка к каждому такту:

Импровизация:а) пропеть названия цветов, прохлопывая пульс. Варианты: по звукам трезвучия вверх и вниз, по звукам гаммы в восходящем и нисходящем движении.

б) проиграть на шумовом инструменте.

3. Опрос домашнего задания.

Преподаватель: Давайте вспомним, что такое ритм?

Учащийся: Ритм - это любые смены, протекающие во времени, например, смена времен года.

Преподаватель: А где мы еще встречаемся с ритмом?

Учащийся: У каждого свой ритм жизни, дыхания, ходьбы, бега.

Преподаватель: Ребята, а вы наблюдали за ритмом в природе?

Учащийся: Гремит гром, идет дождь, падает снег.

Чтение стихотворения. (Выражение различных эмоций и чувств с помощью движения рук и голоса).

Преподаватель: Давайте убедимся, что все происходит в определённом ритме.

  1. Чтение стихотворения «Сыграем в прятки» (Уолтер Де Ла Мэр) группой.

  2. Импровизация стихотворения (чётко артикулируя, в разных регистрах,

с различной динамикой, распределившись по ролям.)

«Сыграем в прятки» - сказала луна, с неба скатившись в лес,

«Сыграем в прятки» - сказал ветерок, и за холмом исчез,

«Сыграем в прятки» - сказали луне облака (музыкальный кластер),

«Сыграем в прятки» - сказала волна причалу у маяка - ш-ш-ш,

«Сыграем в прятки» - сказали часы: тик-так,тик-так.

«Сыграем в прятки» - сказал я себе и погрузился в сон».

Преподаватель: А как может звучать музыка?

Учащийся: Спокойно, взволнованно, торжественно, радостно, грустно.

Преподаватель: Чтобы выразить эти настроения и состояния, музыка может рассказать своим выразительным языком при помощи элементов музыкального языка. Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

Учащийся: Мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, динамика.

Преподаватель: Что же такое ритм?

Учащийся: Ритм - это организатор звуков, один из главных элементов музыкального языка, помогающий создать музыкальный образ.

Преподаватель: Назовите знакомые вам ритмические фигуры?

Учащийся: Пунктирный ритм, синкопа, четверть с точкой и восьмая, триоль, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.

Задание: Работа с карточками.

Методическая разработка урока по сольфеджио

1. Первый учащийся показывает карточку с ритмической фигурой.

2. Второй учащийся называет ритмическую фигуру, прохлопывает, произнося ритмослогами.

3. Третий учащийся контролирует правильность ответа.

Данное упражнение учащиеся выполняют поочередно.

4. Анализ на слух музыкальных примеров.

Преподаватель: Послушаем музыкальные примеры и проследим, как различные ритмические фигуры изменяют характер музыкального произведения..

Задание:

1. Определяем ритмическую фигуру и анализируем характер пьесы.

2. Слушаем музыку: импровизируя танцевальные движения, при помощи игры на шумовых инструментах; с использованием звучащих жестов (по выбору учащихся).

Преподаватель исполняет музыкальные примеры на фортепиано.

4.1.Преподаватель: Л. Бетховен. Менуэт.

Уч-ся: Ритмическая фигура-пунктирный ритм. Звучит четко, торжественно.

4.2.Преподаватель: В.Косенко Пионерский марш - пунктирный ритм . Звучит энергично ,имеет маршеобразный ,упругий характер ,чёткий ритм .

4.3 Преподаватель: Чешская песня «Попляши-ка».

Уч-ся: Синкопа. Характер танца с подскоками и притопами, звучит весело, шутливо.

4.4.Преподаватель: А. Моцарт. «Волынка».

Уч-ся: Восьмая и две шестнадцатых. Радостно, воодушевленно.

4.5.Преподаватель: П.И.Чайковский. Детский альбом. Полька.

Уч-ся: Две шестнадцатых и восьмая. Легко, грациозно.

4.6.Преподаватель: П.И.Чайковский. Детский альбом. Вальс.

Уч-ся: Четверть и восьмая. Полетность, воздушность, движение.

4.7.Преподаватель: Э. Мелартин. Песня.

Уч-ся: Триоль. Плавно, лирично, мягко.

5. Закрепление учебного материала.

Задание:

Выбираем метрический пульс равный одной четвертной длительности:

а) записать на доске пройденные ритмические фигуры:

Методическая разработка урока по сольфеджио

б) один ученик хлопает пульс (дирижер), остальные поочередно исполняют любую ритмическую фигуру (с помощью шумовых инструментов, звучащих жестов, проговаривая ритмослогами или воспроизводя голосом), затем выбирают другого дирижера;

в) игра с шумовыми инструментами: дети придумывают свой ритмический рисунок, и каждый поочередно его представляет, в размере две четверти по два такта.

г) звучит мелодия, исполняемая преподавателем, во время паузы нужно придумать и воспроизвести свой ритм: с помощью шумовых инструментов, звучащих жестов, голоса. Правильность каждого упражнения контролируют сами учащиеся поочередно.

Варианты ритмов:

Методическая разработка урока по сольфеджио

Мелодия:

Методическая разработка урока по сольфеджиоРабота на доске:

Ребята, музыкальные средства Мелодия и Ритм попросили записать

песенку, но для этого надо выполнить задания, которые записаны в конвертах.

Дано:

Методическая разработка урока по сольфеджио

Получившийся вариант песенки:

Методическая разработка урока по сольфеджио

Конверты с заданиями.

1. Определить тональность и размер.

2. Заполнить такты нотами, записать ступени и ритмический рисунок.

3. Указать, в каких тактах встречались ритмические фигуры.

4. Первая группа хлопает ритмический пульс четвертными длительностями, вторая - ритм с названием ритмослогов.

Первая группа - ритмический пульс, вторая - ритм при помощи шумовых инструментов.

Первая группа - ритмический пульс, вторая - поет с помощью ладо-вокальных жестов, затем также нотами.

5. Спеть поочередно по 1 такту с дирижированием.

6. Под аккомпанемент педагога сыграть на шумовых инструментах.

7. Выкладываем песенку ритмическими карточками в правильном порядке по тактам:

а) Вариант с ошибками:

Методическая разработка урока по сольфеджио

б) Правильный вариант:

Методическая разработка урока по сольфеджио

в) Составить мелодию песенки, используя карточки с данными мелодическими оборотами:

Методическая разработка урока по сольфеджио

8. Исполнение песенки по выбору учащихся: при помощи игры на шумовых инструментах, с использованием звучащих жестов, пение ладо - вокальными жестами.

Точность выполнения каждого задания контролируют учащиеся поочередно.

6. Подведение итогов урока.

  • Выявление качества усвоения материала.

  • Определение недостатка в знаниях.

  • Оценка работы класса и отдельных учащихся.

7. Поощрение учащихся.

8. Домашнее задание:

а) Петь песенку ладо - вокальными жестами и нотами с дирижированием.

б) Хлопать левой рукой пульс, правой - ритмический рисунок.

в) Найти знакомые ритмические фигуры в произведениях, которые вы играете по специальности и простучать их ритм.

Нотное приложение (музыкальные примеры).

№ 1.

Методическая разработка урока по сольфеджио

№ 2.

Методическая разработка урока по сольфеджио

№ 3.

Методическая разработка урока по сольфеджио

№ 4.

Методическая разработка урока по сольфеджио

№ 5.

Методическая разработка урока по сольфеджио

Методическая разработка урока по сольфеджио

№ 6.

Методическая разработка урока по сольфеджио№ 7.

Методическая разработка урока по сольфеджио


© 2010-2022