Конспект урока по музыке на тему Древнейшая песнь материнства (3 класс)

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №331

РАЙОННЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ

НОМИНАЦИЯ «УЧИТЕЛЬ ГОДА»

ПОДНОМИНАЦИЯ «УЧИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ КЕРБУНОВА И.И.

УРОК МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ «ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010-2011 у/г

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «О РОССИИ ПЕТЬ - ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ»

ТЕМА УРОКА: «ДРЕВНЕЙШАЯ ПЕСНЬ МАТЕРИНСТВА»

ТИП УРОКА: УРОК-ОЗНАКОМЛЕНИЕ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Формировать позитивное отношение к обучающим ценностям.

  2. Познакомить с образом Богоматери в русском искусстве.

  3. Познакомить с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве.

  4. Познакомить с образом матери в искусстве 19-20 вв., и в современном искусстве.

  5. Воспитывать чувство любви и глубокого уважения к матери.

  6. Учить внимательному, заботливому отношению к ней.

  7. Содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию сплоченности и ответственности за порученное дело.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Музыка и песни автора-исполнителя Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки», «Если мама пожалеет».

  2. Народная колыбельная песня.

  3. Джулио Каччини «Ave Maria»

  4. В.Гаврилин «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля».

МЕТОДЫ:

  1. Словесный (рассказ, беседа, анализ).

  2. Наглядный (слуховой, зрительный).

  3. Художественно-практический.

  4. Метод эмоциональной драматургии.

В ХОДЕ УРОКА ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

  1. Технические средства обучения (магнитола, мультимедийная техника);

  2. Икона Владимирской Божией Матери;

  3. Фотографии мам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гамзатов Р. Стихи. - М.,1980.

  2. Картинная галерея «Старые мастера».- Дрезден, 2010.

  3. Музыка 1-4 классы. Методическое пособие. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.,2004.

  4. Музыка. Учебник для 3 класса. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2007.

  5. Островой С. Избранные стихи. Л.,1985.

  6. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Начальная школа. -М.,2009.

  7. Православные святые. Ионина Н.А. РООССА. 2010.

  8. Плещеев А.Н. Стихи.- Л.,1987.

  9. Эрмитаж. Альбом Альфа-Колор.,2003.

Музыкальный материал

Задачи

Ход урока

Музыка из песни Веры Дворяниновой «Леленьки-леленьки».

1. Настроить учащихся на эмоциональное восприятие темы урока.

Вход в класс под музыку Веры Дворяниновой.

В исполнении учителя звучит стихотворение Расула Гамзатова «Мама»:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем исток всего, ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: МАМА!


  1. Раскрыть смысл темы урока;

  2. Дать представление о разных образах Матери в искусстве.

- Ребята, кому будет посвящен наш сегодняшний урок?

- Маме.

- Правильно. В последнее воскресенье ноября в России с 1998 года по указу Президента отмечается День Матери.

- Кто из вас слышал об этом празднике?

- Тема нашего урока звучит так: «Древнейшая песнь материнства». Мы познакомимся с образом Богоматери в русском искусстве, с образом Мадонны в Западно-Европейском искусстве, с образом матери в современном искусстве. Вспомним хорошо известные вам песни и услышим новые музыкальные произведения.

- Какую самую первую песню слышит ребенок от своей мамы, бабушки?

Колыбельные песни

  1. Подготовить голосовой аппарат к работе;

  2. Учить брать дыхание по руке дирижера;

  3. Отработать пение в унисон;

  4. Учить петь без музыкального сопровождения;

  5. Развить навык игры на треугольнике.

- Колыбельную.

- Кто может напеть колыбельную песенку?

- В качестве распевки предлагаю спеть народную песню «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю…»

- А как вы думаете, современные композиторы могут сочинять колыбельные песни ? Они могут быть похожи на народные?

-Такие песни называют композиторскими в народном духе.

Учитель исполняет фрагмент колыбельной песни «Леленьки-леленьки» автора-исполнителя Веры Дворяниновой.

Разучиваем 1-2 куплета.

В процессе пропевания могут встретиться следующие трудности:

Интонационные: чистое пропевание кварты, терции, поступенное движение мелодии вверх и вниз.

Ребята во всех странах мира покровительницей матерей, материнства является Божия Матерь. Просто называют ее по-разному: Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая. Потому что Богородица - прежде всего мать. Ее образ - вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу своего сына. У меня в руках икона Владимирской Божией Матери. Именно о ней художник Игорь Грабарь сказал, что она - «Древнейшая песнь материнства». Согласно священному преданию, этот образ был написан апостолом Лукой на доске от стола, за которым Пресвятая Богородица трапезовала со Своим Божественным Сыном и праведным Иосифом. Икона была написана еще при жизни Божией Матери.

Вот уже более 2000 лет посвящают Деве Марии свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы.

Джулио Каччини «Ave Maria».

1. Настроить на эмоциональное восприятие произведений музыки и живописи.

2. Подобрать из музыкального словаря «Чувств и эмоций» слова, характеризующие эту музыку.

3. Какие инструменты вы услышали; какой голос исполнял?

Демонстрация презентации: «Ave Maria» (с лат. «Радуйся, Мария»). Музыка Джулио Каччини - итальянский композитор XVI века, художники эпохи Возрождения. (Автор презентации методист кабинета музыки Елена Валентиновна Евтух).

- Какие инструменты исполняли музыкальное произведение? Какой голос? Какой темп, какой регистр, динамика?

- Орган и труба. Женский голос. Темп медленный, регистр менялся от низкого к высокому, звук от усиливался, то затихал.

- Найдите слова, которые передают ваши чувства.

- Величие, радость, красота, спокойствие, мир, достоинство, благородство, простота, свет.

- Ребята, а эти слова подходят к образу вашей мамы?

-Да.

- Наша ученица подготовила стихотворение о маме.


  1. Выразительно прочитать стихотворение;

  2. Сделать физкультминутку.

- Елена Благинина «Солнышко».

Нет никого моей мамы дороже.

Нет никого справедливей и строже.

Нет никого моей мамы добрей,

Ласковой мамочки милой моей!

Как я люблю ее теплые руки!

Тихого голоса нежные звуки.

С мамой и солнце нам светит сильней

Холодно в мире без мамы моей!

Кто пожалеет и кто обогреет?

Ночи не спит, когда мы заболеем.

Нет никого в целом мире родней.

Мамы единственной милой моей!

- Ребята, а вы заботитесь о своей маме как она о вас? Давайте покажем как можно помочь маме месить тесто для пирога, наливать чай из чайника (физминутка).

- В народе живет много пословиц о маме. Они передаются из поколения в поколение. Какие вы знаете пословицы?

- Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает. Птица рада весне, а младенец матери. Нет милее дружка, чем родимая матушка. При солнышке тепло, при матери - добро. Родную мать никем не заменишь. Что материнской рукой дано, то впрок пойдет. Материнская ласка конца не знает. Жалей мать родную - не найдешь другую. Для матери ребенок - до ста лет дитенок.

- Еще одна ученица подготовила стихотворение «Мать» А.Н.Плещеева.

Бедный мальчик! Весь в огне,

Все ему неловко!

Ляг на плечико ко мне,

Прислонись головкой!

Я с тобою похожу…

Подремли, мой мальчик,

Хочешь, сказочку скажу:

Жил-был мальчик-с-пальчик…

Зашумел сыр-темен бор,

Лис лисичку будит.

Во сыром-темном бору…

Тише! Засыпает…

Словно птенчик, весь в жару

Ротик открывает…

«Во сыром бору» поет

Мать и ходит, ходит…

Тихо, долго ночь идет…

Ночь уж день выводит -

Мать поет…Рука у ней

Затекла, устала,

И не раз слезу с очей

Бедная роняла…

И едва дитя, в жару,

Вздрогнув, встрепенется -

«Во темном-сыром бору»

Снова раздается…

- Какой образ мамы нарисовал поэт?

- Заботливая, добрая, готовая отдать все силы своему больному малышу.

Песня В.Гаврилина «Мама».

  1. Отработать пение в унисон;

  2. Отработать «цепное» дыхание;

  3. Обратить внимание на распевы;

  4. Настроить на эмоциональное исполнение.

- Давайте вспомним песню В.Гаврилина «Мама». Откройте учебники на стр.46. Обратите внимание на длинные ноты.

Демонстрация презентации «Образ Мадонны в картине Рафаэля, образ матери в искусстве художников 19-20 вв., и в современном искусстве».

- Величественный образ Мадонны воплощен в алтарной картине итальянского художника Рафаэля (Рафаэлло Санти). Картина находиться в Германии, в г.Дрездене в Картинной галерее «Старые мастера».


  1. Краткий анализ художественного произведения.

- Откуда явилась Мария?

- Где происходит действие?

- Куда устремила взгляд?

- Какого цвета больше?

Ответы детей.

- А вот картина «Святое семейство» Евграфа Романовича Рейтена - русского художника 19 века.


  1. Воспитывать чувство любви, глубокого уважения к матери.

- Кузьма Сергеевич Петров-Водкин художник 19-20 вв. Тема материнства - одна из главных тем его творчества: «Богоматерь Умиление Злых Сердец», «Петроградская мадонна», «Мать».

- В трудные времена для Родины вставали на ее защиту сыновья: плакат «Родина-Мать зовет!»


  1. Развивать эрудицию детей.

- Мужчины были на войне, поэтому матерям было очень трудно! На экране картина художника Михайлова «Тревога» («Колыбельная»).

- Где можно увидеть такой памятник?

- На Пискаревском мемориальном кладбище.

- Дубовая гирлянда в руках матери - символ скорби и вечной памяти.

- Пройдет 10, 20, 30 лет, забудутся в вашей памяти люди, события, встречи. Но что бы не пережил ты, твои воспоминания всегда будут возвращать тебя к образу твоей матери, к ее рукам.


  1. Учить внимательному, заботливому отношению к маме.

- Поэт Николай Рыленков «Помню руки матери моей». Читает ученик.

Помню руки матери моей…

Хоть нет ее, давно уж нет на свете,

Я рук не знал нежнее и добрей,

Чем жесткие, мозолистые эти.

Я помню руки матери моей,

Что утирали слезы мне когда-то,

В пригоршнях приносили мне с полей

Все, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,

Суровой ласки редкие мгновенья.

Я становился лучше и сильней

От каждого ее прикосновенья.

Я помню руки матери моей,

Широкие, шершавые ладони.

Они - что ковш. Приникни к ним и пей,

И не сыскать источника бездонней.

Я помню руки матери моей,

И я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

Святее вас нет ничего на свете!»

- Наш урок подходит к концу. Давайте вместе посмотрим на большом экране фотографии ваших мам, послушаем замечательное стихотворение Сергея Острового в исполнении наших учеников «Песня о женщине».

- Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная,

(Ей-то уж добра не занимать!)

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать!

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках:

Самая прекрасная из женщин

Женщина с ребёнком на руках!

Все на свете метится следами,

Сколько бы не вышагал путей,

Яблоня - украшена плодами,

Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках,

Самая прекрасная из женщин -

Женщина с ребёнком на руках!

Итог урока:

- Что понравилось?

- Что особенно запомнилось?

- Что нового узнали на уроке?

- О ком шла речь на уроке?

- Какие музыкальные произведения звучали на уроке?

- Нарисуйте дома мамин портрет. Пожелайте своим мамам и бабушкам здоровья, любви, добра и счастья.

Выход из класса под песню Веры Дворяниновой «Если мама пожалеет».


© 2010-2022