Конспект урока по музыке

  6 класс   IIполугодие   Тема: «Мир образов камерной и симфонической музыки»   Фредерик Шопен – певец фортепиано   Цель урока:знакомство с жанрами камерной музыки, инструментальные  миниатюры Ф. Шопена.   Задачи: дать представление о таких камерных жанрах, как: вальс, полонез, ноктюрн, прелюдия на примерах произведений Ф. Шопена; формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальные произведения, развивать вокально-хоровые навыки; приобщить учащихся к сокровищам мировой му...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

II полугодие

Тема: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Фредерик Шопен - певец фортепиано

Цель урока: знакомство с жанрами камерной музыки, инструментальные миниатюры Ф. Шопена.

Задачи: дать представление о таких камерных жанрах, как: вальс, полонез, ноктюрн, прелюдия на примерах произведений Ф. Шопена; формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальные произведения, развивать вокально-хоровые навыки; приобщить учащихся к сокровищам мировой музыкальной классики, способствовать созданию эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

УУД: понимать, что жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства, что все искусства связаны между собой; понимать своеобразие и специфику художественных образов камерной музыки; уметь отличать мазурку от ноктюрна, этюд от прелюдии, анализировать прослушанное произведение по схеме-алгоритму, выражать собственную позицию.

Тип урока: вводный, расширение и углубление темы.

Форма урока: урок-знакомство

Оборудование: презентация, дидактический материал в виде карточек с заданием, текст песни Я. Френкеля «Баллада о гитаре и трубе», материал для слушания: полонез, ноктюрн, мазурка, прелюдии №7,2 0, этюд № 12, учебник.

Ход урока

"Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством,

самым благородным из земных чувств, - любовью к родине".

Ф. Лист (о Шопене)

(на фоне Прелюдии си-минор звучит вступительное слово учителя)

В холодный октябрьский день 1849 года Париж провожал в последний путь «великого композитора не только Франции, но и всего мира», как об этом было сказано в некрологе. При огромном стечении народа в парижском храме св. Магдалены состоялась траурная церемония, открывшаяся похоронным маршем из 2-й сонаты Шопена, после чего был исполнен «Реквием» Моцарта, который композитор завещал исполнить на своих похоронах. Шопен был погребен на кладбище Пер-Лашез, неподалеку от могилы великого Керубини.

Как и многие творцы, принадлежащие к романтическому направлению, Фредерик Шопен прожил недолго, всего 39 лет, из них половину провел в эмиграции, во Франции.

Больше полутора век прошло со дня смерти композитора, а его имя живет самостоятельной жизнью, потому что стало частью духовной жизни человечества. Шопеновский дар столь же высокого происхождения по своей природе, как и гений Моцарта, перед которым он преклонялся, или Леонардо да Винчи. Мы говорим «Шопен», и это слово уже само звучит для нас как музыка. Такова магия великих имен.

* композитор, пианист, виртуоз;

* воспевал душу своего народа;

* гениальный создатель фортепианных миниатюр - жанров камерной музыки;

* ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки;

* классик польской музыки;

(слушание музыки - Полонез ля мажор, анализ произведения по схеме, беседа) в копилку понятие «полонез» как жанр музыки.

Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 года в местечке Желязова Воля близ Варшавы. Его рождение было окутано легендой, которая гласила, что в час его рождения под окнами родившегося младенца звучала музыка, исполняемая странствующими артистами. А по польскому поверью, кто родился под звуки музыки, тот непременно станет музыкантом. Судьба Фредерика было предопределена.

Целеустремленность Фредерика поражала многих. Он постоянно самосовершенствовался, развивая фортепианную технику. Его очень беспокоило то, что он не в состоянии брать аккорды, требовавшие большого растяжения рук. Поэтому, ложась спать, он помещал между пальцами какие-то специальные приспособления для растяжки связок. По счастью, рискованные эксперименты не закончились для мальчика так трагически, как для Р. Шумана.

Везде, где бы он не был, Шопен созерцал и изучал сокровища, собранные в городах Европы. Из Дрездена он писал родным: «Если бы я жил здесь, то постоянно посещал бы картинную галерею, потому что, когда я смотрю на некоторые картины, то кажется, что слышу музыку.» Он чутко откликался на красоту природы, произведений искусства и настолько любил театр, что иногда, не успев даже отдохнуть с дороги, спешил на оперный или драматический спетакль.

Фредерик Шопен не писал ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек имеет право на свободу мысли, слова, чувства. Выражать это так, как он чувствует, поэтому Фредерику ближе всего ему были жанры фортепианной миниатюры: вальс, полонез, ноктюрн, этюд, баллада. Каждая его пьеса, танец - это состояние души.

(слушание Прелюдии № 7, № 20) в копилку понятие «прелюдия» как жанр камерной музыки

- Какой образ создают прелюдии?

- О чем нам хочет поведать, рассказать Ф. Шопен?

- Что изображает музыка, какие чувства передает?

Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания - это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. «Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране я познал славу, уважение, признание, успех, меня окружают творческие люди, я нашел любовь - не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!», - писал Шопен в своем дневнике.

- Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Фредерик вспоминал тот день, когда с тяжелым сердцем он покидал родину, как оказалось навсегда. В скором времени во Франции он обретен много новых друзей - Делакруа, Листа, Шумана, Жорж Санд; его игра покорит всех, а слова Роберта Шумана о музыке Шопена станут крылатыми: «Музыка Шопена - это пушки, прикрытые цветами»…а карета увозила его все дальше и дальше от родного дома ..и от тех событий, которые в скором времени произошли.

(Звучит Этюд 12 «Революционный» без каких-либо комментариев)

- Какое название бы вы дали только, что прозвучавшему произведению?

- Уже в тех названиях, которые вы предложили, раскрывается тот образ, который композитор стремился передать средствами музыкальной выразительности. А какие особенности музыкального языка вы хотели бы подчеркнуть особенно?

- И несмотря на то, что музыка сама говорит за себя, Шопен счёл нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками: «Быстро, с огнём», и далее «страстно», «с силой», «сжато» или вдруг после громкой призывной фразы её повторение, как бы слышимое издалека «вполголоса» и вновь «со страстью». Ну, а теперь пришло время сказать вам, как же называется это произведение - Революционный этюд, в нем композитор запечатлел дух ноябрьского восстания. Дело в том, что когда композитор был в Вене, он узнал о начавшемся в Варшаве восстании, а в Штутгарте - о его поражении. Из дневниковых записей видно, до какого исступленного состояния довели его мысли о родных, о Варшаве: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

- Я прошу вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн - (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии), отображающий суть музыкального образа Революционного этюда.

(работа в группах, звучит этюд № 12)

- А теперь в каждой группе выберете чтеца, который представит нам плоды вашего творчества.

(ответы учеников)

- Я благодарю вас за творчество и хочу задать ещё один вопрос: а что же такое этюд?

(ответы детей)

- Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи, а как же быть с этюдом Шопена?

Использовал приём, назовём его «рокочущий пассаж», исполняется левой рукой, что делает это произведением одним из самых сложных в фортепианной литературе. Итак, Шопен виртуозно соединил…?

- Может быть, в классе есть желающие подвести итог всему сказанному?

(Он соединил технические задачи с воплощением музыкального образа, поэтому и получил название Революционный этюд)

Работа над песней «Баллада о гитаре и трубе»

Итог урока:

1. Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф. Шопен?

2. Какие жанры миниатюры были близки Ф. Шопену? (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки)

3. Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность)

4. Что отличает музыку Фредерика Шопена и с чем связана она?

Рефлексия

Звучит мазурка, рассказ ученика

В последние годы жизни композитор продолжает интенсивно работать, несмотря на ухудшение здоровья из-за прогрессирующего туберкулеза. Его все больше мучает кашель, и день за днем силы постепенно покидают его. Последнюю мазурку он написал незадолго до своей кончины. В ночь на 17 октября 1849 года закончилась жизнь великого сына Польши.

Спустя несколько дней. Его сестра Людвика ехала домой в Варшаву, увозя с собой ларец из черного дерева, содержавший драгоценный сосуд с сердцем Шопена. Людвика выполняла последнюю волю своего брата: похоронить его сердце на родине. Посмертное желание Шопена - романтический символ его раздвоенной жизни, в которой прошлое окрашивало настоящее.

Д/з: найти поэтические высказывания о Фредерике Шопене.


© 2010-2022