• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока по музыке на тему Живописная особенность музыки И. Ф. Стравинского в балете Петрушка

Конспект урока по музыке на тему Живописная особенность музыки И. Ф. Стравинского в балете Петрушка

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по музыке на тему Живописная особенность музыки И.Ф. Стравинского в балете ПетрушкаКонспект урока по музыке на тему Живописная особенность музыки И.Ф. Стравинского в балете Петрушка

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 2

г. Россоши Россошанского муниципального района

Воронежской области

Районный конкурс

профессионального мастерства

молодых педагогических работников

«Педагогический дебют - 2016».



Номинация

«Молодой учитель - 2016»



Конспект урока по музыке,

проведенного 18. 03. 2016 г. в 4 «Б» классе

МКОУ СОШ №9

Тема урока: «Живописная особенность музыки И. Стравинского в балете «Петрушка».



Выполнила учитель музыки

Татаренко Алена Александровна



Россошь

2016

Тип урока: Комбинированный

Тема полугодия: «В музыкальном театре». Урок №25.

Базовый учебник: Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 4 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.

Цель: Формирование представления о живописных возможностях симфонического оркестра на примере фрагмента балета И. Стравинского «Петрушка».

Задачи:

Образовательные:

  • Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.

  • Учить находить главную мысль, формулировать ее.

  • Учить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

  • Познакомить обучающихся с традициями Масленичных гуляний на Руси.

  • Выявить особенности колорита картины Б. Кустодиева и музыкальной палитры балета И. Стравинского «Петрушка».

Развивающие:

  • Развивать навыки контроля и самоконтроля.

  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

  • Развивать умение анализировать, систематизировать.

  • Развивать внимание, логическое мышление, память.

  • Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

  • Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.



№ п/п

Содержание урока

Дозировка по времени

1.

Самоопределение к учебной деятельности

1 мин

2.

Актуализация опорных знаний

2 мин

3.

Определение темы урока, целеполагание

1 мин

4.

«Открытие» новых знаний

6 мин

5.

Физминутка

1 мин

6.

Работа над песней

6 мин

7.

Итог

2 мин

8.

Рефлексия

1 мин

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

  • Формировать способность к самооценке, реализовать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше».

Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, принимать и сохранять их.

  • Формирование умения планировать в сотрудничестве с учителем свои действия для решения задачи.

  • Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания;

  • Формирование умения строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные:

  • Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.

  • Проявление интереса к новому содержанию занятия.

  • Выполнять задания творческого и поискового характера.

Организация пространства

Эвристическая беседа, фронтальная беседа, работа в парах.

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические.

Виды организации деятельности учащихся на уроке:

  • Совместная деятельность по достижению цели урока.

  • Творческие задания.

  • Работа в группах.

  • Работа в парах.

  • Музыкальная пауза.

  • Фронтальный опрос.

  • Практическая деятельность.











Ход урока:

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

УУД

  1. Самоопре-деление к учебной деятельнос-ти

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко - сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

Регулятивные УУД- волевая саморегуляция.

ЛичностныеУУД: - смыслообразова-ние (Я должен посмотреть…)


  1. Актуали-зация опорных знаний

Ребята, наш урок я хочу начать с загадки:

Мой веселый колпачек

Сдвинут лихо на бочок

Я - забавная игрушка

А зовут меня…

Наш добрый друг Петрушка -

Веселая игрушка

И пляшет и поет

На праздник всех зовет

Скажите, а где мы можем встретить этого веселого героя, на каких праздниках?

Ребята, Петрушка для вас приготовил вопросы



  1. Что провожает Масленица?



  1. Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?


  1. Отрезок времени в течение которого празднуется масленица.



  1. Что встречает Масленица?



  1. В каком месяце празднуется Масленица?



Мы и сегодня любим этот праздник и знаем, как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.





Петрушка





В театре кукол, на городских праздниках, на

Масленичных гуляниях.



  • Осень

  • Зиму

  • Весну



  • Холодец

  • Блины

  • Щи



  • 3 дня

  • 1 день

  • 7 дней



  • Осень

  • Лето

  • Весну



  • Июнь

  • Март

  • Сентябрь


Познавательные УУД: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.





Логические УУД: - анализ, сравнение, синтез.







Регулятивные УУД:- целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).







Коммуника-тивные УУД


  1. Опреде-ление темы урока, целеполагание










Ребята, с помощью чего можно передать красоту народного гуляния?

Сегодня на уроке мы и постараемся узнать, можно ли передать с помощью искусства красоту народного масленичного гуляния?

С помощью изобразительного и музыкального искусства.



Регулятивные УУД:

- целеполагание , как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.



  1. «Откры-тие» новых знаний























































  • Игра

«Ма-ленькие компози-торы»



Работа по рядам

(в парах)

Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.

Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

Краски, каких цветов он использовал для этого?

Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?

Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?



Давайте представим с вами, что мы маленькие композиторы.

У каждого ряда есть своя музыкальная палитра, которая лежит у вас на парте.

1 ряд. Вам нужно сравнить музыкальные инструменты с различными звуками масленичного гуляния и определить соответствия.

(Приложение 1)

2 ряд. Вам нужно сравнить героев кукольного представления с музыкальными инструментами.

(Приложение 2)

Проверка.

Какие вы замечательные композиторы!







Веселье, радость, восторг, бодрость…

Желтый, голубой, красный, белый, …

Звучит.

Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана - кукольного театра.





Кукольный театр- шарманка.

Тройка лошадей - бубенцы.

Шум толпы - медные духовые.

Петрушка - бубен, балерина - треугольник, фокусник - флейта.

Общеучебные УУД:

-моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.







Коммуникатив-ные УУД



Познавательные УУД- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуществен-ных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения.

























  • Слуша-ние балета «Пет-рушка»



  • Прос-мотр видеоф-рагмента

Ребята, мы уже с вами сказали, что гуляние можно передать с помощью изобразительного и музыкального искусства.

А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую всю широту и яркость Масленичных гуляний - балет «Петрушка».

А сейчас закройте глаза представьте народное гуляние и послушайте отрывок из балета.

Что представили?

Давайте теперь посмотрим фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.

Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?



Ребята, скажите, а что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?

Давайте вспомним, чем каждый из них добивался этой яркости?





Какая проблема звучала в начале урока?



Докажите, что симфонический оркестр может быть так же живописен, как картина.

Нар. гул.





ИЗО Музыка









Слушают отрывок из балета

Ответы детей

Смотрят видеофраг-мент



Да, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника.

Яркость, выразительность.

Каждый своим средством выразительности: У художника - краски, цвета, у композитора - тембры оркестра.

Можно ли передать с помощью искусства

красоту народного масленичного гуляния?

Ответы и размышления детей.


  1. Физми-нутка

Выполнение упражнений под музыку.

Личностные УУД:

- физические упражнения как смена вида деятельности, позволяющие учащимся отдохнуть.

  1. Разучи-вание песни

Мы с вами просмотрели отрывок из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка» и увидели там народное гуляние. Давайте представим, что мы на гулянии и послушаем русскую народную песню «Блины».

1.Слушание песни

Давайте послушаем песню.

2.Анализ песни.

Понравилась ли вам песня?

Какое настроение вызвала у вас песня?

Какая песня по характеру?

3.Распевание

Но прежде чем мы начнем, необходимо сделать зарядку своему голосовому аппарату.

(Напоминание о певческой посадке.) (слова текста песни на столах)

4.Непосредственное разучивание песни с плюсом.

5.Исполнение припева и куплета песни хором.

Ребята, скажите, можно ли считать эту песню плясовой, хороводной? Докажите?

Что такое хоровод?

Давайте встанем в хоровод и исполним эту песню.







Слушают песню.

Впечатления и ответы детей.

Веселая, быстрая…

Выполнение распевки.

(Вверх иду я по ступенькам, вниз иду я по ступенькам)









Да, …

Личностные УУД:

-выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.





Коммуникатив-ные УУД:

-участие в коллективном пении.







Познавательные УУД:

-формирование умения излагать свою точку зрения;

-развитие умения глубже понимать смысл произведения.


  1. Итог

Ребята, наш друг Петрушка хочет узнать, что вы узнали сегодня на уроке. А чтобы проверить ваши знания он приготовил для вас интересный кроссворд.



  1. Кто написал картину Масленица?



  1. Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?


  1. В каком месяце празднуется Масленица?



  1. Кто написал балет «Петрушка»?





Кустодиев

Блины



Март

Стравинский

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов

деятельности Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция

-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей

учебной деятельности

  1. Реф-лексия

У вас на столе лежит бумажная голова Петрушки, но посмотрите на него. Чего у него не хватает?

Посмотрите, рот лежит у вас на столе.

Будет он улыбаться или может быть он опечален… вы решите сами….

Если урок был для вас полезен и интересен, тогда пусть ваш Петрушка улыбается, а если вы огорчены и урок не принес вам ничего полезного и нового, тогда пусть у вашего Петрушки будет грусть на лице…

У Петрушки не хватает рта.





Самос-тоятельная работа.

Личностные УУД:

-интерес к различным видам творческой деятельности.

Приложение 2



Петрушка Треугольник

Балерина Флейта

Фокусник Бубен









Приложение 1

© 2010-2022