- Преподавателю
- Музыка
- Образ Кармен в произведениях разных видов искусства
Образ Кармен в произведениях разных видов искусства
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузьмина О.Б. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок музыки в 7 классе
Тема урока: Образ Кармен в произведениях разных видов искусства
«И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь,
Перед явленьем Карменситы»
/А. Блок/
Цели
-
познакомить учащихся с образом Кармен
-
сравнить воплощение образа Кармен в новелле Проспера Мериме, в опере французского композитора Ж.Бизе и в балетных сценах Р.К. Щедрина «Кармен - сюита».
Задачи
Образовательные
-
создать целостное представление образа Кармен в разных видах искусства
-
уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных исполнителей
-
обобщить знания о литературной, художественной и музыкальной драматургии
Воспитательные
-
сформировать у учащихся уважительное отношение к испанской культуре
-
дать понятие сопоставления легкого и серьезного в характеристике одного персонажа - Кармен
Развивающие
-
Развитие навыков музыкального восприятия произведений
-
Развитие музыкального кругозора, воображения, эстетического вкуса
-
•Обучение сопоставлению различных средств выразительности (таких как движение, слово, звук, рисунок) на примере образа Кармен
Тип урока
Открытие и усвоение новых знаний
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная
Техническое оборудование: мультимедиа, компьютер, презентация, валдайские колокольчики.
Музыкальный материал для слушания:
Аудиозаписи: Увертюра из оперы Ж. Бизе «Кармен»; Ария Кармен «Хабанера» из оперы «Кармен»; фрагменты из оперы «Кармен» (Ария Хосе; Куплеты тореадора; Тема судьбы).
Ноты для фортепиано «Хабанера» (Ария Кармен).
Видеозаписи: Фильм-балет «Кармен-сюита» (композитор Родион Щедрин). А. Корейво Мультипликационные фильмы: «Кармен-сюита» и «Кармен»
Произведения изобразительного искусства: Ф. Гойя «Портрет Марии Терезы Альбы», Э. Мане «Эмилия Амбр в роли Кармен», М. Врубель «Татьяна Любатович в роли Кармен», Рафал Олбински «Кармен».
Литературный материал: «Кармен» П. Мериме, М. Цветаева «Кармен», Николай Гумилёв «Кармен худа, коричневатый …», А. Блок цикл стихов «Кармен».
Ход урока
Организация входа. Увертюра к опере Бизе "Кармен"
Учитель: Знакома ли вам эта музыка? О чем она повествует?
Ученики рассуждают, предлагают свои варианты ответов. (Пример ответа. Ослепительно яркий марш, быстрый, огненный, полный красочных переливов, известен, т.к. относится к популярной музыке)
Учитель: Что мы знаем о Кармен?
Ученики вспоминают новеллу «Кармен» П. Мериме
Учитель: Новеллу «Кармен» П. Мериме написал после посещения им Испании, и она предстала в его произведении, как страна, где живут люди, поражающие страстью, свободолюбием и необузданностью своих чувств. Ее герои - простые люди с сильными и противоречивыми характерами. Обратимся к сюжету этой удивительной новеллы.
Ученики вместе с учителем вспоминают сюжет, главных героев новеллы, историю любви и гибели ее главных героев, рисуют портрет цыганки Кармен. (Молодая цыганка, яркой необычной внешности, при всей своей бедности носит яркую, бросающуюся в глаза одежду, имеет вызывающий нрав).
Работа с учебником. Музыка 7 класс (стр. 48 - 49).
Учитель демонстрирует нотные записи 2 нотных фрагментов (поют по нотам).
Учитель: Каким героям оперы могут принадлежать эти интонации?
Ученики рассуждают, анализируют.
Учитель: Жорж Бизе своей музыкой возвысил героев, обобщил основной конфликт и поднял его до глубокой человеческой драмы. Опера стала не только вершиной творчества Ж. Бизе, но и вершиной мирового оперного искусства. (Вводится новое понятие - шедевр). Вспоминают знакомое определение - драматургия музыки).
Учитель: На чем основана драматургия оперы Ж. Бизе «Кармен»?
Ученики: В этой опере развитие контрастных образов основано на конфликте радостного упоения жизнью и тяжелого страдания.
Учитель читает описание Кармен у П. Мериме. «… В волосах у нее был большой букет жасмина, лепестки которого издают по вечерам одуряющий запах … Я увидел, что она невысокая ростом, молода, хорошо сложена и что у нее огромные глаза …»
Звучит «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.
Учитель: Какой вы себе представляете Кармен? Какие черты характера передал композитор? Если бы вы были поэтами, какие эпитеты, определения использовали к этому образу?
Ученики рассуждают, предлагают свои варианты.
Учитель читает стихи: М. Цветаева «Кармен», Николай Гумилёв «Кармен худа, коричневатый …», цикл стихов «Кармен» А. Блок.
Ученики (вместе с учителем) находят у авторов строки, раскрывающие образ Кармен.
Учитель: Еще в 1880 году русский композитор Пётр Ильич Чайковский назовет оперу «Кармен» «благоуханным музыкальным цветком удивительной красоты» и напишет: «Опера Бизе - шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…» (Из исторической справки: премьера оперы состоялась 3 марта 1875 года и закончилась провалом). Слова Чайковского оказались пророческими. Опера «Кармен» и по сей день является одной из самых популярных театральных представлений.
Слушание музыкальных фрагментов: Арии Хосе и Куплетов тореадора Эскамильо; определение героев и их характеров.
Учитель: Какой образ создаёт эта музыка, на ваш взгляд? Каков Хосе? Каким вам видится тореадор Эскамильо?
Ученики: Хосе - любящая, нежная душа. Песенный характер мелодии его незатейливой песенки характеризует его образ. Тореадор - очень смелый; мужественный красавец. В опере представлен блестящим торжественным маршем - шествием из увертюры.
Знакомство с композитором.
Учитель: Вспомним, в каком году Бизе написал свою оперу?
Ученики: в 1875 году
Учитель: В 1967 году русский композитор Родион Константинович Щедрин (1932 г.) сделал оркестровку музыки Бизе для одноактного балета «Кармен-сюита». Р. Щедрин раскрыл особенности музыкальной драматургии симфоническим языком прочтения сюжета новеллы на основе музыки Ж. Бизе.
Современная интерпретация музыки оперы в балете стала данью преклонения перед творением французского композитора. Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен засверкал благодаря исполнительнице главной роли - Майе Плисецкой.
Ученики вспоминают имя и работы балерины.
Просмотр видеофильма «Кармен-сюита».
После небольшого обсуждения, учитель обращает внимание на проблему соотношения серьезного и легкого в искусстве, их взаимодополнение. Сцена смерти на фоне блестящего жизнерадостного марша. Трагическое и светлое неразрывно переплетается.
А. Блок: «Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен… Мелодией одной звучит печаль и радость…»
Вопросы для обсуждения:
Почему и сегодня современных композиторов волнует то, о чем писал П. Мериме и Ж. Бизе более 100 лет назад?
Каковы законы этого жанра?
Учитываются ли они в рассмотренных жанрах?
На чем основана драматургия в опере и балете?
Закрепление: определение жанра сюита
Новый материал: транскрипция - от лат. transcription - переписывание, обработка, переложение.
Этап первичного закрепления.
Написать эссе на тему: «Как вы понимаете слова Р. Щедрина: «Преклоняясь перед именем Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим».
Учитель: Продолжаем знакомство с образом Кармен. Образ Кармен нашел свое выражение и в живописи. Предлагаю посетить художественную выставку.
Просмотр картин: Ф. Гойя «Портрет Марии Терезы Альбы», Э. Мане «Эмилия Амбр в роли Кармен», М. Врубель «Татьяна Любатович в роли Кармен», Рафал Олбински «Кармен»
Учитель предлагает обменяться впечатлениями, мнениями об образе, наиболее понравившемся. Показывает изображения Кармен глазами учеников.
Учитель: Не остался в стороне и кинематограф. Образ Кармен привлекал и режиссеров и мультипликаторов.
Просмотр мультфильмов: А. Корейво: «Кармен-сюита» и «Кармен»
Закрепление материала. Выводы.
- О ком мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Какие новые термины вы узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Достигли мы поставленной цели?
- Какую бы оценку вы себе поставили?
Домашнее задание.
Подготовить презентацию об образе Кармен в других видах искусства.
Нарисовать Кармен.
5