• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытого урока по музыке Музыкальные зарисовки Кабалевского для спектакля Ромео и Джульетта

Конспект открытого урока по музыке Музыкальные зарисовки Кабалевского для спектакля Ромео и Джульетта

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский


План-конспект.


Урок по музыке по ФГОС из раздела «Музыка к драматическому спектаклю».

Уровень: школьный

Тема: «Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта».

Учитель музыки: Брыксина Елена Юрьевна

Дата проведения:16.12.2015г.

Цели: Познакомить учащихся с творчеством композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, его музыкальными зарисовками к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»;

Задачи:

Познавательные: - познакомить учащихся с великим английским драматургом У. Шекспиром;

-познакомить и прослушать более внимательно симфонические зарисовки сюиты

Д.Б.Кабалевского

Развивающие: -учащиеся должны уметь сравнивать произведения разных жанров, пользоваться музыкальным новым термином «Сюита»

-Познакомиться с песней для разучивания «Пять февральских роз»

Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева

Воспитательная:

-подвести к пониманию значимости музыкального искусства в жизни современного человека.

- прививать интерес к музыке и искусству;

Учебник (УМК): Г.П. Сергеева Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс. М., 2014 Презентация к уроку.

Планируемые результаты обучения:

Предметная: Познакомиться с симфоническими зарисовками Д.Б. Кабалевского к спектаклю «Ромео и Джульетта».

Личностная: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к симфонической музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.

Метапредметная: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения. Выполнять соответствия в таблице 1.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради.

Планировать свою деятельность.

Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект занятия.

Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.

Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

Средства обучения, технические средства: компьютер, проектор, презентация, заготовленные листы с таблицами.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

План урока

«Все виды искусства служат главному

искусству - искусству жить на Земле»

Бертольд Брехт

1.Организация класса (приветствие, проверка готовности к уроку).

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Приглашаю вас в удивительный мир музыки, возьмите с собой фантазию, творчество и любовь к музыке.

2. Повторение ранее изученного материала

а). Повторение ранее изученной песни

«Романс о любви» из к\ф «Гардемарины, вперед!»

- распевание голосового аппарата;

- повторение слов песни

- беседа по содержанию;

- исполнение песни;

б). Беседа по вопросам:

- Почему песня так называется? Когда эта песня была наиболее популярна?

(Ответы детей)

3. Основная часть урока. тема. Показ презентации.

I. Актуализация знаний. Введение в новую тему. (Звучит музыка) Ребята, что отражает музыка?

Ученики: Характер героев, рисует образы, картины, передаёт настроение.

Учитель: Что помогает нам понять, увидеть музыку?

Ученики: Слушание, анализ, воображение.

Учитель: Сегодня при помощи слушания и анализа раскроем музыкальные образы героев и их взаимодействие и определим вместе тему урока.

Итак, я приглашаю вас в эпоху Возрождения. Ребята, что вы можете сказать об эпохе Возрождения? Вечные вопросы жизни и смерти, любви и ненависти, бесконечное стремление людей к правде, добру, красоте будут всегда волновать человечество.

Учитель: (обобщает) -В Италии создавались творения, прославляющие физическую красоту и духовное совершенство человека. Например, Леонардо да Винчи - был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, увлекался физикой, математикой, историей, философией. Героями его произведений были не боги и святые, а обыкновенные люди. Таковы персонажи его живописных полотен "Мадонна с младенцем", "Мона Лиза". В далекой Англии взошла другая звезда Возрождения - автор "Отелло", "Гамлета", "Короля Лира", "Ромео и Джульетты". О ком идет речь?

Ученики: "Уильям Шекспир".(слайд №1)

Учитель: (слайд № 2)Правильно -Уильям Шекспир. Шекспир был незнатного рода, сын ремесленника, образование - лишь начальное, но очень талантливый. Он сочинял свои драмы и комедии для Лондонского театра «Глобус», в котором он сам был ещё и актером. Это был один из лучших театров, поэтому он был удостоен звания «Королевская труппа» и давал представления не только для простого народа, но и для Королевского двора, а точнее, при дворе, по праздникам. Театр в то время был подобен современному телевидению: все, что было интересного в современной и древней литературе, истории, - все инсценировалось и представлялось на сцене в доступной и захватывающей форме.

Учитель: Ребята, вы первый раз слышите сочетание слов «Ромео и Джульетта»?

Ученики: Нет.

Учитель: Где еще вы слышали об этом, откуда эта история?

Ученики: Из литературы, из театра… кино…

Учитель: Ребята, а кто-нибудь читал это произведение?

Ученики: Нет (в общей массе, но не все).

Учитель: Т.е. вы знаете об этом произведении в общих чертах?

Ученики: Да…

Учитель: Скажите одним словом, о чем история Шекспира о Ромео и Джульетте?

Ученики: О любви!

Учитель: Правильно о любви.

Учитель: Счастливая ли у Ромео и Джульетты любовь? Что ей мешает, препятствует?

Ученики: Нет, им мешает вражда их родителей.

(слайд№ 3)

Учитель: «Вражда и любовь». Я прочитаю пролог поэмы « Ромео и Джульетта».

Две равно уважаемых семьи,
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои,
И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей,

Кладёт конец непримиримой розни.

Две семьи Монтеки и Капулетти

ведут между собой междоусобные войны

(слайд №4). Два противоречивых чувства: любовь и вражда - как они взаимодействуют в одном произведении, мы узнаем прослушав музыку Д.Б.Кабалевского к трагедии «Ромео и Джульетта»

Учитель: А кто знает этого композитора? (на слайде№ 5 портрет, дата рождения и т.д)

Учитель: (слайд №6)К жанру трагедии обращались многие русские и зарубежные композиторы. С.Прокофьев написал балет "Ромео и Джульетта", П.И.Чайковский увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта», Л.Бернстайн - мюзикл «Ветсайдская история».

(слайд №7) В 1956 году в московском театре им. Вахтангова спектакль «Ромео и Джульетта» был поставлен режиссёром И. Рапопортом. В спектакле звучала сюита Д. Кабалевского, или 10 - музыкальных зарисовок для большого симфонического оркестра .

Ребята, давайте вспомним, что такое сюита?(слайд №8,9) (Прочитать на слайде)

Давайте запишем в тетради определение

Сюита- ….. А тек же запишем названия картин в симфонической сюиты

«Вражда и любовь»;

«Утро в Вероне»;

«Приготовление к балу»;

«Шествие гостей»

«Веселый танец»;

«Встреча Ромео и Джульетты»;

«В келье Лоренцо»;

«Сцена на площади»;

«Ромео и Джульетта»;

«Смерть и примирение».

Учитель: Мы прослушаем несколько зарисовок, отражающих основную идею сюиты.

Слушание 1 зарисовки

На слайде №10 зарисовка «Утро в Вероне»).

Каким видит композитор утро в средневековом городе?

Предвещает ли эта сцена трагический исход истории?

(ответ детей)

По музыке все понятно. Опишите её? Что вы услышали в музыке?

Слушание 2 зарисовки

Учитель:- (На слайде №11 зарисовка «Шествие гостей»).

С какими героями трагедии Шекспира связаны маршевые, уверенные, надменно-высокомерные, тяжеловесные интонации. Упругие, пунктирные ритмы, мрачные звучности оркестра? (Учитель обобщает -это семьи Монтеки и Капулетти).

Как складываются отношения между семьями? Они друг к другу хорошо относятся? По интонации звука мы видим, что происходит вражда. Мы обозначим это темой «Вражда» и запишем в тетради.

Слушание 3 зарисовки

Учитель: (слайд №12) Встреча Ромео и Джульетты. Какое настроение передает эта музыка? Почему для передачи трогательного чувства юных влюбленных композитор избирает песенный тип изложения музыкальной мысли?

Слушание 4 зарисовки

Учитель: (слайд №13) В келье Лоренца. Что выражает музыка в следующей зарисовке?

(Ответы детей - любовь)

Ученики: Чтобы изобразить лирический образ любви. Мы обозначим это темой - «Любовь» и запишем в тетради.

Учитель: Мы прослушали отдельно темы «Вражды» и тему «Любви». Два противоречивых чувства: любовь и вражда, давайте определим, как же они взаимодействуют, в музыкальной зарисовке?

( На слайде - «Вражда» и «Любовь»).

( Слушание музыки, после прослушивания творческое задание - найти соответствие) Ребята, я предлагаю вам разбиться на группы(3-4 ч.) - (самой предложить деление) и выполнить задание ( таблица№1 - найти соответствие и полученный результат исследования представить.

Кластер.

Таблица 1

Найти соответствие

1.Образ любви

А. Тяжесть

Б. Гнев

В. Нежность

Г. Отчуждение

Найти соответствие

1.Образ вражды

А.Забота

Б. Любовь

В. Гнев

Г. Сочувствие

Найти соответствие

1.Образ любви и образ вражды.

А. Борьба

Б. Спокойное взаимодействие

В. Примирение

Г. Любовь

Учитель: (Слушание ответов детей). Учитель обобщает: в прослушанной музыке мы видим два музыкальных противоположных образа, две темы, «Вражда» и «Любовь», которые между собой вступают в борьбу. Таким образом, мы дали ответ на ранее поставленный вопрос.

4. Определение темы урока

Учитель: У нас вами осталась ещё одна нерешённая задача - нам необходимо определить тему урока, для этого давайте ещё раз вспомним- с произведением какого писателя мы познакомились? (Ответ детей) Шекспир (Ромео и Джульетта)

Назовите музыкальное произведение, которое мы с вами прослушали и автора музыки к спектаклю Ромео и Джульетта? Какова главная идея произведения? Борьба двух образов.

«Музыкальные зарисовки в музыке Д. Кабалевского к спектаклю «Ромео и Джульетта».

Учитель: Эту пьесу Шекспир писал не только для чтения, а и для представления в театре, сначала в Англии, а затем и в других странах. Благодаря этому, Шекспир сказал людям о чем-то? О чем же? Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?

Ученики: Гнев, вражда - пользы не приносит, а только вред!

Ученики: Чтобы опомнились пока не поздно те, кто враждует, и о мире. Что надо жить дружно или хотя бы мирно...

1. Я предлагаю вам каждому оценить свою работу на уроке по предложенной таблице №2

2. Ставим + или -. 1+ соответствует 1 баллу. Если у вас 5 вы отлично усвоили знания, 4 - вам есть над чем поработать.

Таблица 2

Я слушал (а) -внимательно, все понял (а), мне понравилось.

Я анализировал (а) прослушанную музыку.

Я выполнил(а) творческое задание

Я запомнил (а) название произведения и автора музыки

Я понял (а) идею произведения


Поднимите руки, кто оценил свои знания на 5? На 4?

( Комментарии учителя)

Учитель:(слайд №14)

Домашнее задание: Дома я предлагаю вам побыть в роли художников

и нарисовать эскизы к костюмам героев трагедии или полностью костюмы.

(слайд №15) «Род людской один, и он делим

Не на Монтекки и Капулетти,

Не тех, кто был убит и кто убил,

А лишь на тех, кто любит и любил…

Любовь есть гений и спасенье сердца.

И нет тому счастливее примера,

Чем повесть о Джульетте и Ромео».

Б.Ахмадулина

5. Слушание и разучивание новой песни:

«Пять февральских роз»

- слушание песни; - беседа по содержанию;- распевание голосового аппарата;

-Конспект открытого урока по музыке Музыкальные зарисовки Кабалевского для спектакля Ромео и Джульетта разучивание песни;

- работа над трудными местами в песне;

- исполнение песни;

6. Итог урока. Рефлексия.

- Какую песню мы сегодня разучили?

- Почему она так называется?

- Почему идёт вражда между добром и злом?

- Что послужило смертью Ромео и Джульетты?



Ребята, поблагодарю за интересные высказывания, за внимательное слушание. Мне очень понравилось ваше настроение, выражение ваших глаз.

Спасибо ребята, до новых встреч.

- Урок окончен. Всего доброго!

Физкультминутка:

Мы вязали узелки,

В этом руки помогли,

А глаза за всем следили

Взглядом круг они ловили.

А теперь ты посмотри-

Волны слева, впереди,

Овал глазами начерти.

Закрой глаза, теперь открой.

Поработай ты со мной.

© 2010-2022