• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок - закрепление по предмету сольфеджио на тему – Виды работ на уроках сольфеджио в младших классах

Урок - закрепление по предмету сольфеджио на тему – Виды работ на уроках сольфеджио в младших классах

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Урок - закрепление по предмету сольфеджио

на тему - Виды работ на уроках сольфеджио в младших классах.

Подготовила и провела преподаватель теоретических дисциплин

Кошелева Тамара Александровна







Тип урока: урок - закрепление.

Продолжительность - 60 мин.

Цель урока: показать разнообразные формы работы на уроке сольфеджио.

Образовательные задачи урока:

Учебные:

  • Добиться осознанного интонирование мажора натурального и гармонического

  • Достичь более четкого представления о ладовом тяготении трезвучий главных ступеней

  • Добиться более осознанного слухового восприятия основных трезвучий лада.

  • совершенствовать навык написания музыкального диктанта;

  • добиваться осознанного и точного интонирования мелодий.

  • корректировка и отработка навыка в построении интервала чистой квинты и его обращения для дальнейшей работы над темами « Виды трезвучий в построении от звука» и «Тритоны».

Развивающие:

  • развивать самостоятельность учащихся в ходе решения учебных задач;

  • активизировать познавательный интерес к предмету Сольфеджио, к построению интервалов и цепочек интервалов

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Настройка в тональности D- dur

  3. Игра на фортепиано - интонирование и игра с басом трезвучий главных ступеней и их обращений, 3 группы аккордов

  4. Письменная работа - построение интервала Ч.5 с обращением

  5. Работа с карточками - построение интервалов и цепочек интервалов.

  6. Интонационная работа.

  7. Чтение с листа.

  8. Устный разрезной диктант.

  9. Слуховой анализ.

  10. Домашнее задание.









Настройка в тональности

Сегодняшняя работа проводится в тональности Ре мажор.

Обращаем внимание на количество ключевых знаков; поем гаммы D -dur натуральную и гармоническую (уточнив заранее, что гармонический мажор - мажор с низкой 6 ступенью).

Работа над гаммой состоит из нескольких разделов:

- пение гаммы D - dur нотами

- пение гаммы D - dur ступенями

- пение гаммы D - dur через ступень, через две ступени, через три ступени.

Игра на фортепиано

Немаловажное значение в курсе сольфеджио имеет игра на фортепиано различных упражнений. Можно обозначить сразу несколько задач, которые решает эта форма работы:

- закрепление теоретического материала

- плавный переход от теоретических понятий к слуховым представлениям.

- формирование, развитие навыков игры на фортепиано фактурных и мелодических элементов, формирующая и развивающая прямую связь слуха и моторно-двигательного аппарата таким образом, чтобы последний непосредственно реагировал именно на «слуховые импульсы». Этот процесс занимает много времени и требует немалых усилий. В него должны быть вовлечены все формы работы на уроках сольфеджио, обойтись только игрой на фортепиано не удастся. Наибольший эффект она дает в сочетании с другими формами работы, прежде всего - вокально-интонационными упражнениями.

На сегодняшнем уроке представлена работа с аккордовыми последовательностями и их игра с басом.

Для закрепления темы «Трезвучия главных ступеней и их обращения» строим и интонируем одноголосно и трехголосно:

- Трезвучия главных ступеней с обращениями (Т53- Т6- Т64; S53- S6- S64; Д53- Д6 - Д64).

- Три группы аккордов: 1) Т53 -S64 - T53 - D64 - T53;

2) T6 - S53 - T6 - D6 - T6;

3) T64 -S6 - T64 - D53- T64.

Играем на инструменте и трезвучия главных ступеней с обращениями и три группы аккордов с басом.

Этой формой работы достигаются несколько целей:

- Более четкое представление ладового тяготения трезвучий главных ступеней

- более осознанного слухового восприятия основных трезвучий лада.

- закрепление

- подбор на слух баса.

Письменные формы работы

На уроках сольфеджио письменная работа связана с изучением нового теоретического материала (построения аккордов, интервалов, аккордовых последовательностей, цепочек интервалов, построения звукорядов и т.д.) и его закрепления, применяющие в целях проверки теоретических знаний.

На сегодняшнем уроке стоит цель - коррекция и отработка навыка в построении интервала чистой квинты в тональности и от звука.

Главное внимание уделяется на звуковысотное звучание интервала, его «пустоту, спокойствие», необходимо сделать акцент на заполнение «пустоты» квинты, в результате чего мы обнаруживаем получившееся трезвучие - в зависимости от лада - Б53 или М53.

Поем песню о квинте из сборника Камозиной «Нескучное сольфеджио»:

Урок - закрепление по предмету сольфеджио на тему – Виды работ на уроках сольфеджио в младших классах.

И еще один вариант интервальной песни о квинте

Урок - закрепление по предмету сольфеджио на тему – Виды работ на уроках сольфеджио в младших классах.

Строим интервал Ч.5 от всех белых клавиш.

Поем интервал Ч.5. Ученик за фортепиано играет, остальные дети интонируют сначала одноголосно, затем двухголосно.

В ходе построения интервала Ч5 в тональности D - dur - указываем, на каких ступенях мажора можно встретить данный интервал.

Делаем обращение интервала Ч.5 и поем двухголосно, обращая внимание на то, в какой интервал обращается Ч.5, тем самым закрепляя тему «Обращения интервалов».

Устные формы работы

Устные формы работы хороши тем, что проходят в активном диалоге с учащимися. Устные задания могут носить творческий характер. Здесь уместно использовать различного вида дидактические материалы.

Я использую «Интервальные карточки» несколько видов: демонстрирующие ступеневую величину интервала, тоновую величину интервала, звуковысотную сторону построения, карточки с сокращенным названием интервала.

Задача учеников - построить устно, от заданного звука, нужный интервал.

Задача вторая - из выбранных интервалов построить цепочку интервалов.

Составляем две цепочки интервалов.

Такой вид работы очень динамичен и нравится учащимся.

Вокально-интонационные упражнения

Развитие навыков вокального интонирования - основная цель сольфеджио. Вокально - интонационные упражнения служат основным средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха и решают сразу несколько задач:

- чтение нот. Трудности в первое время возникают из-за неуверенного чтения нот при сольфеджировании, поэтому важно уделить некоторое внимание этому вопросу и проработать навык беглого чтения нот отдельно (без ритма и интонирования).

- «овладение» звукорядом, доведение до автоматизма чтение гаммаобразных и арпеджированных последовательностей вверх и вниз.

- формирование навыков воспроизведения ритма.

- тактирование и дирижирование - одно из самых проблематичных «мест» в практике сольфеджирования. Метрические доли при тактировании и при дирижировании выполняются короткими движениями.

- освоение базовых методов работы с мелодиями для сольфеджирования - итоговая задача третьего этапа, суммирующая все наработанные навыки в процесс пения по нотам.

Сегодня займемся интонированием нескольких номеров из сборника Б.Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие.

№248 и № 251. Цель - достичь точного звуковысотного интонирования и хужодественно яркого исполнения; правильного тактирования и дирижирования.

Поем группой и по одному с тактированием и дирижированием.

Чтение с листа из сборника Г.Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» - №140, 142

Музыкальный диктант

Несмотря на то, что музыкальный диктант по своей сути являясь разновидностью слуховых упражнений, в программе упражнения на развитие навыка записи музыкального диктанта в силу их специфики рассматриваются отдельно.

Сложность музыкального диктанта состоит в необходимости записи ритма и звуковой высоты на слух.

Главная задачей музыкального диктанта является формирование и развитие у учащихся музыкально-логического мышления, памяти, внимания.

Данная работа опирается на методики преподавания музыкального диктанта таких педагогов, как А.Л.Островский, Л.М. Масленкова, Н.А. Бергер.

Диктант, который я хочу представить вашему вниманию, не является традиционным и относится к разряду устных диктантов - диктант разрезной, состоящий из разрезанных фрагментов - «пазлов», с написанной на них мелодией. Цель ученика - определить размер, тональность, повторность строения диктанта, начальные звуки диктанта, после чего раздается сам диктант, ученик, руководствуясь своим звуковыстоным, ритмическим слухом «собирает» мелодию из заданных фрагментов, а затем переписывают его в тетрадь.

Диктант - О.Галахов «Колыбельная Вилли Винки» - ре мажор, размер 2/4.

Анализ на слух.

Слуховой анализ является основной формой работы на уроках сольфеджио и тесно связана с остальными формами работы - интонационными упражнениями, чтением с листа, творческими заданиями и диктантом, что было уже представлено на уроке.

Мы остановимся на анализе отдельных элементов музыкального языка.

Определение на слух ладов, интервалов, трезвучий и их обращений.

Домашнее задание.

Наш урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание. № 249, 252 -петь, тактировать, дирижировать. Квинту - играть, петь, слушать. Диктант - транспонировать в тональность До мажор и ми мажор.



© 2010-2022