- Преподавателю
- Музыка
- ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пименова Ю.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 5 КЛАССЕ
Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
ФИО (полностью)
Пименова Юлия Витальевна
Место работы
МКОУ СОШ № 2 г. Россошь
Должность
учитель
Предмет
музыка
Класс
5 класс
Тема и номер урока в теме
Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок №16 (2 четверть 7 урок)
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Базовый учебник
Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.
8.Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
9. Задачи:
-личностные
Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
-метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.
-предметные
-
учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
произведения;
-
развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
образное содержание;
-
воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
-
Тип урока -урок «открытия» нового знания
-
Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная
-
Методы: ролевая игра
Общенаучные: обобщения, сравнительный.
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе
-
Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.
Музыкальный материал:
Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Музыкальные фонограммы песни
Наглядный материал:
-
Мультимедийная презентация;
-
Видеофрагменты балетов;
-
Структура и ход урока
Ход урока:
-
Организационный момент.
Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
( Дети останавливаются возле своих мест.)
Учитель : Здравствуйте, ребята!
(Дети садятся на свои места )
-
Актуализация темы урока.
Учитель : Как вы думаете, что за музыкальный фрагмент мы с вами прослушали?
(Дети отвечают: Марш )
Учитель : Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
(ответы детей: «О движении под музыку», «О музыкальном театре»)
Учитель : Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие. Мы продолжаем виртуальное путешествие в музыкальный театр.
Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами уже знакомились?
( В музыкальном театре мы познакомились с оперой.)
Учитель : Что такое опера? Дайте пожалуйста определение.
(Опера - это крупное музыкальное произведение, музыкально сценический жанр, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.)
II. Актуализация знаний с опорой на изученный материал.
Учитель : Ну а сегодня мы продолжим наше путешествие по волшебному миру театра.
Для того, чтобы началось путешествие, надо дорогу узнать.
Что нас ждет в театре - секрет. Я вам его не скажу, но если вам повезет, может, вы сами догадаетесь. Ключ к раскрытию этого секрета - в этом кроссворде. Итак, перед вами кроссворд. (Учащиеся разгадывают кроссворд. )
1. (Либретто)
2. (Музыка)
3. ( Спектакль)
4. (Декорации)
5. (танец)
Учитель : Молодцы!
Сегодня нам предстоит знакомство с еще одним удивительным музыкально-театральным жанром - балетом!
Балет - это музыкальный спектакль, в котором не разговаривают, не поют, а только танцуют.
Учитель : А вы знаете, кто сочиняет балет?
(Музыку пишет композитор, а постановщик танцев - балетмейстер)
Учитель : Интересно, когда и где возник балет?
(Доклад ученика. Искусство балета появилось в Европе благодаря королевс-
им балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специаль-
ных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы. Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу. )
Учитель: Спасибо.
Работа с учебником
Учитель: откройте пожалуйста учебники на стр. 58.
(Дети читают)
Учитель: найдите в тексте понятие балета. Зачитайте его.
(Дети читают)
Учитель: Спасибо.
Ну, а сейчас самое время отправиться в театр.
Сегодня мы познакомимся с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?
Щелкунчик.
Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.
Первая постановка балета "Щелкунчик" состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа.
Учитель: Своим появлением балет П.И.Чайковского "Щелкунчик" обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".
А кто ещё принимает участие в создании балета?
(Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.)
Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы?
(ответы детей)
С фрагментом, который звучал в начале урока. Он называется "Марш".
Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь? Об этом мы с вами узнаем из либретто. Либретто М.Петипа по мотивам сказки Гофмана.
(Доклад учащегося Рождество в небольшом немецком городке. В доме советника Зильбергауса наряжена праздничная елка, пришло множество гостей. Дети советника, Маша и Фриц, играют и резвятся вместе с другими, радуясь полученным подаркам.
Наконец то пришел дядюшк5а Дроссельмейер - крестный маленькой Маши. Он принес детям четырех больших заводных кукол: Маркитантку, Солдатика, Арлекина и Коломбину. Они танцуют, детишки прыгают от восторга. Советник Зильбергаус боится, что сложные игрушки сломаются и велит их унести.
А дядюшка Дроссельмейер достал из чемодана Щелкунчика - куклу, которая умеет раскалывать орехи. Фриц положил ему в рот слишком большой орех и Щелкунчик сломался. Маше стало очень жаль его - она повязала голову Щелкунчика платком и положила спать на кровать любимой куклы.
Ночью Маше снится сон. Она идет проведать Щелкунчика, который остался один в темном зале. Вдруг из щелей в полу появляются мыши, их все больше и больше. Маша бросается к Щелкунчику искать защиты.
Зал озаряется ярким светом луны, елка становится огромной. Елочные игрушки и Щелкунчик оживают. Щелкунчик приказывает зайчикам бить тревогу, из коробки выходит войско - оловянные солдатики. Они смело идут в бой на мышиное войско. Король мышей нападает на Щелкунчика. Маша снимает с ноги туфельку и бросает ее в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага. Ура! Мышиное войско спасается бегством.)
Учитель. Спасибо.
Давайте мы с вами посмотрим отрывок из балета
(видео фрагмент из балета)
Заключение
Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке.
(Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.)
Домашнее задание
Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль.
А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Работа над песней. Исполнение
Учитель: мы с вами учили новогоднюю песню. Ведь совсем скоро любимый всеми праздник Новый год. Давайте же мы исполним нашу песню.
(Исполнение песни хором)
( Исполнение песни по ролям )
Учитель: спасибо за исполнение.
Проверка Домашнего задания.
Учитель: У нас с вами было дано несколько недель назад задание. Мы с вами разбивались на группы и готовили проект на тему : «Музыка Нового года».
Кто хотел бы представить защиту своего проекта.
(выступление группы детей с защитой своего проекта.)
Итог урока
- Так что же такое балет?
- В чем разница между балетом и оперой?
- Какой же музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец).
- Ребята, а как чувства передаются в балете? (С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов).
Учитель: спасибо за выступление. Вы хорошо постарались. За ваше выступление сегодня вы получаете следующие оценки
(Выставление оценок за: проект, выступающими с докладами, за активную работу на уроке, за исполнение песни)
Учитель: Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.