Образ матери в музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока музыки в 3 классе.

Учитель: Засимова Ольга Ивановна

МОУ Новоивановская СОШ Амурская область

Тема: «Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»

Цели урока:

•Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.

•Осознать единство темы.

• Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

Задачи:

1. Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2. Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3. Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.

4. Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

Методы: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.

Тип урока: Углубления в тему. Комбинированный.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные УУД

- формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов,

- пробуждать интерес к церковной музыке,

- выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, интонацию.

познавательные УУД: восприятие музыки, размышление о ней;

оценка музыкального произведения;

регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;

информационные УУД: различать картины Рафаэля, В. Васнецова, музыку Ф.Шуберта и С.Рахманинова.

коммуникативные УУД: проявлять внимательное, заботливое отношение и уважение к матери в семье.

понимать важность проявления музыкально-эстетических чувств, их функций в жизни человека.

Ресурсы урока:

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria». С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Богородице. «Мамина улыбка» сл. Ольга Чусовитина, муз. С. Соснина

Дополнительный материал к уроку: Презентация на тему: «Древнейшая песнь материнства»;

бумажный ангел на нитке по количеству детей в классе;

карточки со словами: (мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина, достоинство).

ХОД УРОКА.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный этап.

Музыкальное приветствие:

Ученики. Музыка, здравствуй! - 2 раза

Музыка, музыка.

Праздник прекрасный - 2 раза

Нам дарит музыка.

Учитель. Здравствуйте, девочки!

Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, мальчики!

Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)

Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!

Ученики. Здравствуйте!

Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все!\

Учащиеся вместе с учителем исполняют приветствие.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- О чём говорили на прошлых уроках?

- Назовите главное свойство музыки? (ИНТОНАЦИЯ)

- Соберите цветик- семицветик из выразительных свойств музыки.

- Повторение нотной грамоты.

- Проверка задания в тетради.

- отвечают на вопросы.- выполняют работу.

- чтение строчек с разной интонацией.

- самооценка.

Постановка цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности.

- Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами после прослушивания притчи.

- Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?

- Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста.

- слушание притчи.

- предлагают варианты темы урока.

Актуализация знаний.

- «Древнейшая песнь материнству. Образ матери в искусстве» вот тема нашего урока сегодня.

- (Звучит православная молитва)

Хор братии Спасо-Преображенского мужского Валаамского монастыря - Богородице Дево, радуйся.

- Ребята, где звучат подобные песнопения? Дайте название этой музыке, одним словом.

- А где обычно звучат молитвы?

- слушание молитвы «Богородице, Дево, Радуйся»

- в церкви.

- молитва

Раскрытие темы урока на произведениях разных видов искусства.

- Читаем стихотворение А.Фета «Аве, Мария!» "Аве Мария", что значит "Славься, Мария"

- Я предлагаю вам на несколько минут стать «композиторами» и подобрать музыку для этого стихотворения.

- Давайте послушаем молитву "Аве Мария" австрийского композитора Франца Шуберта. - (в учебнике на иллюстрации с.41)

Звучит «Аве Мария» Ф.Шуберт.

Какие чувства вы услышали в музыке? (Нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость…) Музыка созвучна картине Рафаэля своей неземной красотой, нежностью, взволнованностью и теплотой чувств. Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств - это исполнители музыки. Исполнила песню солистка и симфонический оркестр. Благодаря уникальному голосу исполнителя, интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной.

Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей, а главное, просветляя души хотя бы на недолгое время.
Произведение Рафаэля "Сикстинская Мадонна" висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. Он говорил: "Я хочу написать Мадонну - простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства".
Читаем стихотворение А. Пушкина

(с.43 в учебнике)

Посмотрите на изображение простое ли это изображение ? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?

- Это икона русского художника В.Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Слушание «Богородице Дево, радуйся»

- Давайте послушаем молитву С.В.Рахманинова.

Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.

(Звучит «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова),

- Что вы почувствовали?

- Опишите эту музыку? Какая она?

- Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?

- Чем?

Музыка звучала скорбно, горестно, печально, строго. Эти же чувства мы увидели и на иконе.

- (распевность, динамика (пиано), лад, чистое, благозвучное звучание, красота)

- У Рахманинова без музыкального сопровождения (а капелла), а у Шуберта с музыкальным сопровождением (оркестр).

- Кто-нибудь знает почему?

- Это из-за веры. В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в католических - есть.

Беседа по картинам

Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?

А можно ли сказать, какое состояние сближает эти изображения? (Печаль, любовь, нежность.)

- Какие краски преобладают на картине Рафаэля? (светлые, белые, обозначают непорочность)

- А на иконе В.Васнецова? (тёмные, с золотым отливом, над головой богородицы -нимб- признак святости).

Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы. С греческого языка икона - это образ. В первую очередь это главная святыня земли Русской - "Богоматерь Владимирская", икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете. Я хочу познакомить вас с иконой Владимирской Богоматери, созданной в первой половине ХII века.

Чудотворный образ иконы спасал Москву от набегов татар. Она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели её парившей над куполом церкви. В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и увечных. Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей Русской земли. Перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы. Путь иконы в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменный. На иконе изображена Богоматерь с маленьким Иисусом. Он прильнул к матери и прижался к её щеке. Такое изображение на иконе называется «умиление». Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Её взгляд устремлён к людям, полон печали и тревоги. Прижимая к себе сына она словно пытается его защитить от уготованной участи.

Нет в мире ослепительнее чуда Откровенья вечной красоты!

По выражению художника Игоря Грабаря, эта икона - «Древнейшая песнь материнства». По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь.

Данный тропарь - это пример подлинной церковной музыки в соединении с архаичным текстом («устаревший», вышедший из употребления).

  1. какой был по характеру тропарь? Как звучала мелодия? (плавная, звуки рядом, почти на одном месте).

  2. какое настроение произведения? (светлая грусть).

  3. какие чувства вызывает у вас эта музыка? (неземные, возвышенные, светлых больше).

  4. к какому песенному жанру относится эта музыка? (молитва)

Работа в парах

- Найдите слова, которые передают твои чувства, когда ты слушаешь музыку, смотришь картины, посвящённые Богоматери?

-читают с. 40, учебник

- выбирают характер, темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад.









- ответы детей



- рассматривают картину





- слушание молитвы





-рассматривание картин







- слушание тропаря Владимирской иконе Божьей матери.

- находят слова.

- слова на слайде. (проверка)

Рефлексия.

- тест по пройденной теме.

- исполнение песни о маме.

-на слайде (ответы)

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Оценки за работу.

- ответы детей.







© 2010-2022