- Преподавателю
- Музыка
- Вознесение к звездам
Вознесение к звездам
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дочкина А.П. |
Дата | 11.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
4 класс
3 четверть 7 урок
Тема урока: Вознесение к звездам.
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством О. Мессиана.
Задачи:
- работать с текстом, находить в нём главные мысли и опорные слова;
- выразительно исполнять музыкальное произведение (звуковедение, дикция, пение в унисон, фразировка, динамика, интонация, ритм);
- анализировать музыкальное произведение.
- воспитывать эстетический интерес к музыке разных народов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.
Метапредметныерезультаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности
Виды деятельности:
1. Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
3. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей
Наблюдение
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление.
Музыкальный материал: Оливье Мессиан Турангалила- симфония.
Оборудование и изобразительный ряд:
-
Мр3 проигрыватель,
-
портрет композитора
Этапы урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Орг. момент
Рассказы ребят.
О музыке какого композитора вели разговор на прошлом уроке?
Что такое Витраж?
Личностные результаты:
- наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
Объявление темы урока.
Яркое отражение в творчестве О.Мессиана нашла тема Востока. Увлечение этой интереснейшей темой возникло у композитора после того, как он ознакомился с трактатом, содержащим 120 индийских ритмов. Глубокие смыслы, заключенные в них, были связаны с древневосточными учениями о божествах, о космосе, о Вселенной.
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
Изучение нового
материала:
беседа
Ответы детей
Слушание музыки
Оливье Мессиан.
«Турангалила-симфония».
Ответы детей
После изучения культуры восточных народов Мессиан создает одно из лучших своих творений -
«Турангалилу-симфонию».
Название турангалила имеет древнеиндийское происхождение. «Туранга» означает «бегущее время», «движение и ритм», «гимн радости». «Лила» - «божественная игра», «игра творения», «любовь».
Для воплощения грандиозных замыслов, заключенных в названии, композитор обратился к крупному музыкальному жанру симфонии. При этом симфонический цикл он расширил до десяти частей!
Потрясает огромный состав оркестра, в котором особенно выделяется группа ударных инструментов. Помимо большого барабана мы слышим мощные, «колокольные» удары там-тама, сверкающие серебристые звоны турецких тарелок, шумовой гул китайских тарелок.
Ярчайший фрагмент симфонии - пятая часть «Ликование звезд». В огненном вихре звучаний перед нами проносятся мириады звезд, освещаемых красочными потоками света. Не только звезды, но вся природа - горы, моря, океаны - участвует в грандиозном музыкальном действии.
Мы наблюдаем космическую игру, воплощающую, по словам Мессиана, «ослепительную, безмерную, сверхчеловеческую» радость.
Трактат - научный труд.
Мириады - неисчислимое множество.
-
Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово «турангалила»?
-
Послушайте первую часть «Турангалилы-симфонии» О. Мессиана. За счет каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания?
-
Слова для справок: ритм, мелодия, лад (мажор, минор), динамика, тембр, оркестровка.
Во время прослушивания фрагмента обратите внимание: в середине и в заключении солирует электромузыкальный инструмент Волны Мартено. Его необычное, «космическое» звучание достигается за счет электрозвуковых вибраций. Инструмент был назван в честь его изобретателя Мориса Мартено (Франция).
-
Какие смыслы заключает в себе древнеиндийское слово «турангалила»?
-
За счет каких средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания?
-
Слова для справок: ритм, мелодия, лад (мажор, минор), динамика, тембр, оркестровка.
Познакомьтесь с некоторыми популярными ритмами, представленными в трактате
«120 индийских ритмов».
- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.Метапредметные результаты: - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Распевание и работа над песней
«Ваши глаза»
Рефлексия
Домашнее задание
О чем мы говорили на уроке?
Что такое трактат?
Какой новый музыкальный инструмент нам встретился?
Повторять песню «Ваши глаза»