• Преподавателю
  • Музыка
  • Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

деленной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразова-

ния.

Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или

трахею (Рис. 3).

Особенности вокальной работы в хоре (активизация резонаторной системы певца хора)

Рис. 3. Схема строения легких, бронхов, гортани и верхних резонаторов:

1 - легкое; 2 - бронх; 3 - бронхиола; 4 - альвеолы; 5 - язык; 6 - гортань; 7 - трахея; 8 - маленький язычок; 9 - надгортанник.

Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкну­тых сзади колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее.

Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно раз­ветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи -бронхиола, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен.

Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнуты­ми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи- и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему сознанию не подчинены, работают авто-

матически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем стано­вится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выпол­нять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.

Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких - пра­вое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.

Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образова­на грудной костью, сзади - грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами.

Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе - вдыхатели (поднимают и раздвигают, рас­ширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными.

Основание грудной клетки составляет диафрагма, или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно.

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы.

Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - называются надставной трубой.

Верхняя часть этой трубы - носовая полость (Рис. 4). Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой)..

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее за­болевании эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями (разрешениями слизистой оболочки), что отрицательно отражает­ся на качестве певческого звука.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согре­вается, увлажняется и очищается.

Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют гу­бы (в сомкнутом состоянии).

В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

-Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отде­ляющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посе­редине имеет выступ - маленький язычок (он есть только у человека).

Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симмет­ричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.

Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительным нервам. Находя­щиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его.

Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса.

Сзади ротовая полоЪть широким отверстием - зевом - открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков - неб­ными дужками и снизу - спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке.

Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расши­ренным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пишевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев.

Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, сред­нюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются по­павшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает по­лость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса.

Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и умень­шаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

Процесс голосообразования

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение части­цы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так об­разуется звук б окружающей нас природе.

В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии ко­леблющихся голосовых складок и дыхания.

При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетает­ся через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импуль­сов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному вы­доху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под

действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.

Происходит "чудо", перерождение воздушной струи в звуковой поток, когда колебания голосовых связок передаются воздушной струе, выдыхаемой певцом, а сам певец, как хороший оператор, контролирует этот процесс с помощью уха и внимания.

Как регулируется частота колебания голосовых связок?

Рауль Юссон, работник лаборатории нормальной физиологии Сорбонны (Париж), в своей работе показал, что колебания связок нельзя рассматривать как результат серии обычных смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной струи. Колебательная функция голосовых связок обуславливается совершенно особыми нервными влияниями и является феноменом целиком центрального происхождения.

Дыхание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого отно­шения. Колебания голосовых связок - совершенно самостоятельная функция гортани, являющаяся ответом на импульсы, поступающие через возвратный

нерв гортани.

Этим объясняется тот момент, что у человека, который присутствует при пении других, все равно происходит работа аппарата (колебание связок), хотя он только слушает, но сам не поет.

Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.

Многолетний опыт работы с детскими коллективами убеждает в том, что хормейстер - это, прежде всего учитель пения и только потом - дирижер. Природные вокальные данные педагога решающего значения не имеют. Он должен уметь грамотно и выразительно показать хору необходимую манеру пения. На репетиции голос хормейстера - эталон звучания. Особенно это касается детских коллективов. Благодаря врожденным способностям к подражанию, дети быстро перенимают манеру пения любимого учителя, копируя даже тембр его голоса.

Не существует двух одинаковых хоров. Каждый коллектив поет так, как слышит его дирижер. В рамках академического хорового пения наблюдается достаточно широкая палитра звучания. Есть сторонники культивирования особой "хоровой" манеры пения, для которой характерны динамические ограничения, искусственная нивелировка тембров, отсутствие певческого вибрато, пение на несколько "снятом" дыхании. Противоположный стиль исполнения характеризуется сочным, ярким по тембру звуком, с использованием контрастной динамики. Моя принадлежность сторонникам русской хоровой школы, для которой

)

характерна распевность, красота бесконечно ровного звучания, естественность и свобода звукоизвлечения.

Детские и юношеские хоры тоже могут петь гибко, ярко и разнообразно потембровым краскам, не переступая возрастных рамок, связанных с мутационным периодом. Ограничения касаются лишь использования большой силы звука и крайних нот диапазона. Кстати, наибольшей звонкости голос достигает на умеренном звучании. Форсированное пение мешает звук естественного вибрато, придающего ему теплоту. Специальные исследования показали, что красивое легкое вибрато, даже в детском хоре - показатель правильной работы органов голосообразования. Оно невозможно, например, при пении с зажатой гортанью.

Обучение хористов связано с необходимостью привить определенный комплекс вокально-технических навыков. Звукообразование в певческом голосе - сложный процесс. Это результат взаимодействия дыхания (энергетической системы) с голосовыми связками (источниками звука) и резонаторами (системой, преобразующей звук). В пении все части голосового аппарата должны работать согласованно. Наука рассматривает их отдельно лишь для удобства изучения.

Особое внимание хормейстеров хочется обратить на ту часть голосового аппарата, которая позволяет достичь большей силы и яркости звучания без дополнительного мышечного напряжения. Речь идет о резонаторной системе. Что такое резонаторы? Резонаторы - это звуки рожденные на уровне голосовых складок. От их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними.

Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясания (вибрацию).

В воздухоносных полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами. Резонаторы подразделяются на верхние, расположенные над связками (полости глотки, рта, носа и его придаточных пазух) и нижние (грудная клетка, трахея и бронхи). В пении требуется особая организация резонаторов, которые преобразуют тембр голоса, рожденный голосовыми связками, усиливая определенные частоты. Это придает голосу большую яркость и полетность. Резонаторы обладают положительным не только акустическим, но и физиологическим воздействием, стимулируя голосообразование. Каким образом можно воздействовать на резонаторную систему? Конечно, процесс управлять подвижным резонаторами, которые могут изменять свою форму и объем -это полости рта и глотки, или, как часто их называют - ротолоточный рупор. Однако, мы не можем прямо воздействовать на неподвижные резонаторы, форма и объем которых произвольно не меняется, на их функционирование

можно влиять опосредованно, при помощи своеобразных внутренних ощущений их работы.

Физиологическая сущность резонаторных ощущений такова: колебания воздуха вызывают раздражения нервных окончаний - виброценторог, большое скопление которых находится в местах резонирования - стенках ротовой и носовой полостей, придаточных пазухах носа, слизистой мягкого неба, трахеи и бронхов. Специфические вокальные термины - "высокая позиция", "головное" или "грудное" звучание, звук в "маске" и другие связаны именно с процессом резонирования.

Можно ли научить хоровых певцов, особенно юных, воздействовать на голосообразование при помощи внутренних резонаторных (часто называемых вибрационными) ощущений? Да, можно. В своей практике мне приходилось пользоваться сравнением резонаторов со своеобразными микрофончиками, данными нам природой. Певцам объясняла, что если звук "попадает" в микрофончик, он становится ярче и красивее. Предлагала им анализировать сопутствующие тому собственные внутренние ощущения и запоминать те из них, которые сопровождали лучшее звучание. Этот метод помогает сохранять правильную вокальную позицию. Управление голосовым аппаратом на основе вибрационных резонаторных ощущений представляется особенно перспективным в условиях хора, где певцы постоянно, сталкиваются с изменениями и нарушениями слухового самоконтроля. Вибрационные ощущения, как показывает практика, остаются постоянными в разных акустических условиях. Конечно, от природы резонаторная чувствительность у разных певцов неодинакова. Однако, ее можно развить с помощью специальных упражнений. Каждое упражнение обязательно исполняется с определенным эмоциональным подтекстом. Практика свидетельствует, что в хоровой работе чрезвычайно плодотворно обращение к эмоциям. Можно многократно втолковывать вокальные премудрости, а результат чрезвычайно мал. Но стоит попросить хористов, особенно детей, спеть "радостно" или "гневно", "похныкать" и т.д., и в звуке изменится многое. Экспериментальная проверка показала, что в зависимости от эмоций меняются строй, динамика, тембр звучания и соответственно, резонаторные вибрационные ощущения.

Наши тела, органы не сразу воспринимают сложную координацию мелких мышечных движений, усилий, поэтому нужна помощь: внимание, терпение, воображение и простые упражнения.

Это выражение подразумевает пение с полным использованием верхних резонаторов (головных), пение в высокой звуковой позиции, которая является верхней опорой звука, в то время как дыхание - нижняя опора звука.

Простые упражнения помогут ощутить, где эти полости располагаются, как до них добраться.

Интересны высказывания педагога Витта по этому поводу: "Вся суть постановки голоса заключается в умении направить звук " в маску" и удержать его там, уперев у корня верхних резцов... Звук "в маске" настолько ярко должен быть выражен, чтобы его можно было, что называется "видеть'

как он бьет в корни верхних резцов. Чем дальше будет отодвигаться точка упора в твердое небо, тем менее блестящим будет сам по себе характер звука - тем глуше будет голос, тем большая возможность " посадить звук на горло".

Возникает вопрос: как сдвинуть эту точку атаки к корням верхних резцов?

Простое задание поможет справиться с этим.

Откройте рот и введите в него указательный палец, довольно глубоко. Рука расположена ладонью вниз. Палец (ногтем вверх) прижать к небу. Возьмите дыхание и начните направленный выдох, медленный, "собранный в пучок", как луч фонарика.

Указательный палец, прижатый к небу, как шкала прибора, ощутит тепло струи выдыхаемого воздуха. Самое теплое место на пальце - это "точка атаки" выдоха, и в это же место "ударяется" струя звуковой волны при пении.

Постепенно, путем фиксирования внимания, можно добиться, чтобы эта точка сдвинулась максимально к корням верхних зубов. После этого эти ощущения надо проверить со звуком. Внимательно вслушайтесь в свой голос, ищите в нем чистоту, яркость, при этом прислушивайтесь к своим ощущениям, запоминайте их.

Французский ученый 20-го века Р.Юссон установил, работая над этой проблемой, что между тройничным лицевым нервом (район носовой полости и придаточных пазух) и голосовыми мышцами существует рефлекторная связь. Этот правильный посыл голоса (воздушной струи) раздражает окончание лицевого нерва, разветвляющегося на небном своде, что повышает тонус голосовых мышц и усиливает яркость, звонкость, полетность и тембровую красоту звука.

Старые итальянские педагоги для ощущения "маски" рекомендовали такие упражнения:

на удобном тоне напевать звуки " м", " н", " в", ощущая вибрации в переносице, на губах, на верхних зубах и полную свободу широкой глотки. Если корень языка напряжен, поднят, то этих ощущений не возникает.

Первый раз это упражнение делается с открытым ртом - "нычание", а потом с закрытым -" мычание".

Эти упражнения помогают освободиться от горлового звучания, они так и вошли в практику под названием " нычание" и " мычание".

Выдвижению звука помогают упражнения на принципе мычания: произнести слог ма, ми, мо, му, концентрируя звук "м" в маске (щекотание верхней губы, зоны корней верхних зубов) и последующего гласного звука без изменения ощущений и направления потока звука и его энергии. В горле не должно возникать никакого напряжения. Работа начинается с самого удобного гласного звука, конечно, все очень индивидуально.

Мы говорили о "маске", о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается?

"Атака" звука - это посыл дыхания в момент начала звука. Дыхание посылается узкой струей, как "укол", в высокую позицию (к корням верхних зубов). Физиологи говорят, что атака звука - это способ и быстрота, при

которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Для овладения верной атакой педагог М.Л.Петренко рекомендует использовать упражнения на staccato (итал. стаккато - отрывисто)

Например помогут такие упражнения:

1. Сказать очень "остренько" в корни верхних зубов: а,а,а,а или у,у,у,у.
Говорить на удобной ноте. Должно возникнуть ощущение, будто вы
укалываете этот звук иголочкой.

  1. Сказать в "высокий купол", "уколоть" в зубы: да, да, да или ду, ду, ду, чтобы ощутить этот купол надо вспомнить про "аромат цветка", "горячую картошку" (эти упражнения встречались раньше). Рот очень объемный, красивый. Следить, чтобы звук не падал из высокой позиции. Горло широкое, низкое.

  2. Имитировать голос кукушки. Говорить "ку-ку" на довольно высокой ноте, певуче. Ощущения как в предыдущих упражнениях.

  3. Попробовать эти ощущения в пении, сначала на одной ноте, на ту гласную, которая в предыдущих упражнениях вам была удобной.

5. Петь терцию. Первую ноту legato (протяжно), вторую staccato, но
не очень отрывисто. Сначала после каждой терции берите дыхание. Темп
медленный.

В вокально-педагогической практике используется твердая и мягкая атака, это определяется индивидуальными особенностями учащихся.

Если у них вялая подача звука (вялое смыкание), то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых связок пользоваться более твердой атакой. Наоборот, если жесткая подача звука (пересмыкание) и горловой звук, то полезно применять мягкую атаку, но при этом надо быть очень внимательными, чтобы такой способ подачи звука не вызвал "подъездов" в звукообразовании.

Точный посыл дыхания в высокую позицию, который мы называем "атакой"; "уколом", побуждает к звучанию головные резонаторы. Голосовые связки подобны камертону, звучащему без резонатора. Камертон звучит так тихо, что его надо после удара приложить к уху, но приставьте к нему резонатор, хотя бы стеклянную банку, и вы услышите, как усилится звук, издаваемый камертоном.

Аналогичная картина происходит и с голосом, где связки - камертон, а голова и грудь - резонаторы, только надо научиться их "подключать" и "настраивать".

Певческий звук образуется колебанием выдыхаемого из легких воздуха во время прохождения его через голосовую щель.

Эти колебания, воспроизводящие звуковые волны, выходят из гортани наружу через надставную трубу (зев, рот, нос), где и приобретают качественное звучание.

Однако певческий звук не должен чувствоваться в гортани, хотя он там образуется, иначе он будет горловой. Поющим должно казаться, что звук образуется в груди, а потом упирается в твердое небо.

Вспомним совет К.Эверарди: "Ставить голова на грудь, а грудь на голова", - то есть использовать в пении смешанную, грудную и головную опоры.

При увлечении головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов певческого голосообразования, голос может деградировать.

Увлечение только головным резонированием постепенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звучанию, к потере органичности звука. Хористы начинают петь "только верхушками", как говорят в практике.

Злоупотребление грудным резонированием затяжеляет голос, обостряет регистровые переходы, затрудняет движение голоса кверху. Голос теряет гибкость, полетность все больше и больше, начинает покачиваться и детонировать.

А вот что написала в своей работе наша замечательная певица В.Барсова: "При пении стараюсь ощущать звуковую опору в груди, с одномоментной поддержкой этой опоры мышцами живота и вверху, в области так называемой "маски".

Под грудным резонатором часто подразумевают силу мышечной активности грудной клетки или силу выдыхательного процесса - это ошибочно.

Грудным резонатором является воздух, заключенный в трахее, бронхах, а не мышцы.

Поэтому так важно при пении не сбрасывать объем грудной клетки пр,. дыхании, чтобы не менялся объем грудного резонатора. Чрезмерное, нарочитое напряжение мышц грудной клетки и живота не только не способствует грудному резонированию, но скорее ему препятствует, так как затрудняет нормальное распределение воздуха в дыхательных полостях. Резонаторы усиливают звук, дают ему качественное звучание. Поэтому так часто при обучении говорится о необходимости петь в маску - пользоваться головными резонаторами, петь на дыхательной опоре - подключать грудные резонаторы.

При пении на хорошей опоре певец хора значительно активизирует работу резонаторов (в частности грудного), что и отражается в сильной вибрации, а без опоры активность резонаторов падает.

Вывод: степень активности певческих резонаторов - это весьма важный показатель вокально-технического совершенства певца.

Итальянский педагог Э.Барра писал: "У нас в пении нет никаких секре­тов и никаких других возможностей в голосе, кроме резонанса... Потеряв резонанс, перестаешь быть певцом, резонанс обеспечивает яркость, полетность голоса, его неутомимость, долговечность".

)




Список литературы

  1. Кн. С. Волконский «Выразительный человек». Из-во «Аполлон» 1912.

  2. Л. Дмитриев «Основы вокальной методики». Из-во «Музыка», М. 1968

  3. Е.М. Пекерская «Вокальный букварь», М. 1996.

  4. В.И. Сафронова «Теория и практика хорового исполнительства.

Певческое развитие ребенка», М. 1999

  1. СП. Юдин «Формирование голоса певца». Из-во «Музгиз», М. 1962

  2. Р. Юссон «Певческий голос». Из-во «Музыка», М. 1974


© 2010-2022