- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка урока музыки «Органная фуга Соль минор И. С. Баха»
Методическая разработка урока музыки «Органная фуга Соль минор И. С. Баха»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крючкова Ю.Н. |
Дата | 01.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ
«Органная фуга Соль минор И. С. Баха»
Крючкова Юлия Николаевна,
учитель музыки
МБОУ Леньковской основной
общеобразовательной школы
Цель урока:
1) Вызвать интерес и уважение к личности И.С.Баха, желание услышать его музыку;
2) Закрепление навыков хорового пения; правильного интонирования и соблюдения динамических оттенков.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы урока:
1) по источникам знаний - словесный, наглядный;
2) по степени взаимодействия - беседа;
3) по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя - объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый;
4) по принципу расчленения и соединения знаний - аналитический, обобщающий;
5) по характеру движения мысли - дедуктивный.
ТСО: интерактивная доска, компьютер, фортепиано, музыкальный центр, синтезатор.
Наглядные пособия: портрет И.С.Баха, изображение готического собора.
Репертуар: Органная фуга Соль минор И. С. Баха, «Песня про жирафа»
Ю. Чичкова, «Во кузнице» - русская народная песня, «Баллада о солдате» В. Соловьёва-Седого, «Возьму из кадушек»- русская народная песня.
Подготовительная работа: индивидуальное домашнее задание двум ученикам - «Биография И. С. Баха» и «Интересные факты из жизни И. С. Баха»; подготовить изображение готического собора и портрет И.С.Баха.
Ход урока:
На интерактивной доске - портрет И.С. Баха.
Учитель: тема нашего урока - музыка И.С.Баха. На предыдущих уроках мы уже встречались с произведениями этого великого композитора. Но сегодня мы послушаем одно из самых величественнейших его произведений.
Давайте вспомним тему всей четверти.
(Предполагаемый ответ детей - «В чём сила музыки»)
Учитель: правильно, так вот цель нашего урока - ответить на вопрос - «В чём сила музыки И.С.Баха». И в частности «В чём сила Органной фуги соль минор И.С.Баха».
Запишите в тетрадь тему урока: Органная фуга Соль минор И.С.Баха.
Но прежде, чем послушать это произведение, послушаем рассказ девочек о композиторе.
1 ученица рассказывает биографию И.С.Баха
2 ученица приводит интересные факты из жизни И.С.Баха
Слушая рассказ девочек, вы, наверное, поняли, каким выдающимся и гениальным был этот человек. Прошло уже более 250 лет со дня его кончины, а его музыка до сих пор звучит. Я хочу привести ещё такие факты из жизни композитора: в 10 лет он остался круглым сиротой, а в 15 лет уже самостоятельно зарабатывал себе на жизнь. И ещё один любопытный факт. Как уже сказали девочки, он написал огромное количество произведений. Так вот, если бы дать задание самому лучшему переписчику нот, переписать все его произведения, то у него на это бы ушёл не один десяток лет. А ведь Бах не переписывал, а сочинял! Поймите, сколько труда, души, времени вложил композитор в свой огромный багаж сочинений!
Слушание Органной фуги Соль минор.
Учитель: какое впечатление произвела на вас музыка? Какая она?
(Предполагаемые ответы детей).
Музыка Баха поражает своим величием, грандиозностью и одновременно удивительной простотой и доступностью.
Послушайте, что пишет одна девочка об Органной фуге Баха в своём сочинении: «Когда я слушаю органную музыку Баха, меня поражают величие, сила, красота этой музыки. Кажется, что ты находишься в каком-то сказочном саду и отовсюду льются таинственные звуки. Какая-то сила несёт тебя всё дальше и дальше. Музыка Баха настолько близка мне, что не верится, чтобы она была так давно создана. Это поистине грандиозное творение человеческого ума. Сколько чувств, сколько тайн, сколько мечты и жизни в этой музыке! Слушая её, ты видишь, как прекрасна жизнь. И какая-то большая сила вливается в тебя. Да, перед музыкой Баха будут преклоняться все поколения!»
На интерактивной доске - готический собор.
Послушайте ещё одну цитату: «Музыка Баха - готический собор, горная вершина, высоко уходящая в небо. Его музыка спокойна, собранна, величественна, стройна и как бы вся устремлена ввысь, но не полётом, а постепенным, размеренным возвышением над окружающим».
Ребята, попробуем проанализировать Органную фугу.
(В процессе анализа дети совместно с учителем строят своеобразную модель прослушанного произведения, постепенно двигаясь снизу вверх)
Модель в виде дома.
И.С.Бах
-
от низких до высоких
величественный
P - f - ff
темп - спокойный
фуга
орган
ПОЛИФОНИЯ
Мы услышали фугу. Это разновидность полифонии, поэтому на первом этаже дома пишем слово «полифония», так как это основа.
На втором этаже в одном окошке пишем слово «фуга». Это понятие для Вас новое. Это один из разновидностей полифонического жанра, когда один из голосов поёт мелодию, затем вступает второй голос с этой же мелодией, потом третий и т. д. В фуге нет разделений на главный голос и второстепенный, здесь все голоса одинаково важны.
Какой инструмент играл?
Правильно - орган. Во втором окошке второго этажа пишем слово «орган».
Какова динамика произведения? (Ответы детей).
На третьем этаже в первом окошке записываем музыкальными обозначениями p - f - ff (сначала тихо, затем громче и очень громко, т.е. пиано - форте - фортиссимо).
В каком темпе звучала фуга? (Ответы детей).
Правильно, в размеренном, спокойном, неторопливом). Во втором окошке третьего этажа пишем слово «спокойный).
Каков диапазон звуков фуги Соль минор? (Ответы детей).
Правильно, мы слышим и низкие звуки, и звуки в среднем регистре, и высокие. Поэтому в первом окошке четвёртого этажа пишем «от низких до высоких».
Ну, а во втором окошке, запишем какой характер этого произведения.
Правильно, характер торжественный и величественный. Пишем слово «величественный».
Подвести итог мне хочется словами М.Горького: «Если представить всех композиторов в виде длинной горной цепи, то Бах своею вершиной высоко уходит в небо». Поэтому венчает наше сооружение крыша с именем композитора. Записываем «И.С.Бах».
В дальнейшем мы ещё не раз встретимся с именем Иоганна Себастьяна Баха, с его величайшими творениями искусства.
А сейчас переходим к пению. Но сначала распоёмся, чтобы привести в рабочее состояние голосовые связки и дыхание. Все распевки поются под сопровождение фортепиано.
Распевка (уже знакомая детям) «Возьму из кадушек». Первый раз дети поют тихо, затем чуть громче.
А теперь работаем над дикцией.
Скороговорка (уже знакомая детям) «Шла Саша по шоссе». Проговаривают негромко, сначала в медленном темпе, затем в умеренном и в быстром.
Последняя распевка «До, ре, ми…». Дети поют сначала в тональности До мажор, затем в Ре мажоре.
Пение ранее изученной песни «Песня про жирафа» Ю.Чичкова. Дети поют сначала хором, затем по подгруппам (первая подгруппа первый куплет, вторая подгруппа второй куплет, а треть - третий куплет). Песня поётся по караоке (музыкальный центр).
Следующая песня «Во кузнице» (тоже ранее изученная). Песня поётся под сопровождение синтезатора.
Споём эту песню по лицам. Вызываются 3 человека. Они будут кузнецами. Один кузнец поёт третий куплет, второй кузнец поёт четвёртый кузнец, а третий кузнец поёт пятый куплет. А мы им будем помогать ковать своими карандашами, только очень тихо (дети будут стучать по парте карандашами в такт музыке). Все остальные будут выступать в роли автора, и этот хор будет петь 1, 2, 6, 7 куплеты. И ещё одно пожелание, не забывайте, что первые две строчки каждого куплета поются форте, а вторые две - пиано.
А теперь вспомним песню «Баллада о солдате». Поём сдержанно, соблюдая динамические оттенки.
На доске схема: 1 куплет
2 куплет от p до f
4 куплет
3 куплет от f до ff
Песня поётся под караоке.
Заканчивая урок подведём итоги.
Какое произведение мы прослушали вначале урока? (Дети отвечают - Органная фуга Соль минор).
Кто автор этого произведения? (Ответы детей - И.С.Бах).
С каким новым понятие сегодня познакомились? (Дети отвечают - фуга).
Молодцы, всё усвоили.
Выставление оценок за урок. (Обязательно детям, которые готовили доклады, тем, кто пел соло и самым активным).
Д/З: подобрать такое стихотворение, характер которого бы соответствовал характеру Органной фуги Соль минор.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
-
Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. Т.И. Науменко, В.В.Алеев. Москва «Дрофа» 2007г.
-
«Серьёзная музыка в школе» К.П. Португалов, Москва, «Просвещение», 1980г.
-
«Художественно - образное развитие школьников»Н.Б.Абудеева, Волгоград, «Учитель», 2014г.
-
«Как рассказывать детям о музыке» Д.Б. Кабалевский, Москва, «Просвещение», 1977г.
-
Справочник школьника «Великие композиторы», Санкт-Петербург, «Литера», 2004г.