Конспект урока Фольклор в музыке. А. Лядов Кикимора

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока музыки в 5 классе

Тема: Фольклор в музыке русских композиторов.

Тип урока: Овладение новыми знаниями.

Задачи:

  1. Предметные

  • формирование уважительного отношения к культуре своей страны, осознание ценности фольклорного наследия народа;

  • формирование интереса к музыке, основанной на фольклоре;

  • развитие образного и ассоциативного мышления;

  • формирование мотивации к слушанию музыки, исполнении песен;

  • расширение музыкального и общего кругозора;

  • овладение способностью эмоционально воспринимать музыку;

  • овладение терминами «симфоническая миниатюра», «программная музыка», знакомство с инструментами: челеста, английский рожок.

  1. Метапредметные:

  • умение анализировать собственную учебную деятельность;

  • овладение основами самоконтроля, произвольного внимания;

  • умение обобщать, устанавливать аналогии;

  • умение сопоставлять текст с музыкой;

  • умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывать свое мнение, слушать других.

  1. Личностные:

  • осознание своей этнической принадлежности;

  • ответственное отношение к учению;

  • уважительное отношение к культурному наследию своей страны;

  • уважительное отношение к иному мнению, способность вести диалог;

  • создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, отзывчивости и сопереживания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор.

Ход урока:

  1. Организационный.

  2. Постановка целей и задач урока.

Фоном звучит музыка «Баллада про старину» А.Лядова.

- «У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том…» Скажите, что может начинаться такими словами? (Сказка).

- Вспомните, какими словами можно начать сказку? (В некотором царстве…, Жили-были…)

- Я приглашаю вас сегодня в сказку. Но, чтобы сказка получилась интересной, придется потрудиться. Какие вы знаете пословицы о труде? («Без труда не выловишь рыбку…», «Делу время, потехе - час», «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и т. д).

- Сегодня мы обратимся к образам русской, славянской мифологии, а каким, вы мне подскажете сами. Подскажите, какие персонажи сохранились до наших дней? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч).

- Композиторы часто обращались к сказочным сюжетам. Попробуйте вспомнить, какие русские композиторы обращались к сказочным персонажам? (Чайковский «Щелкунчик», «Лебединое озеро», Прокофьев «Золушка», Глинка - волшебник Черномор и пр.).

- Как можно сформулировать тему урока? (Сказка в музыке русских композиторов).

- Чему бы вы хотели научиться сегодня, о чем узнать?

- Но мы не можем охватить все сразу, поэтому сегодня мы будем слушать музыку одного композитора - это Анатолий Константинович Лядов.

III. Актуализация знаний.

- Кто из вас помнит биографические данные об этом композиторе? (Русский композитор 19 века, ученик Римского-Корсакова, написал «Бабу-Ягу»).

- Лядова по праву считают мастером симфонической миниатюры. А что это такое? (Маленькое произведение для симфонического оркестра).

IV. Первичное усвоение новых знаний.

- Я предлагаю вам сейчас прослушать симфоническую миниатюру «Кикимора» и выполнить два небольших задания: 1)понять, какие средства музыкальной выразительности использует композитор; 2) разделить музыку на части и посчитать сколько у вас получится.

Слушание: А. Лядов «Кикимора».

Ответы детей.

- Звучание каких инструментов показалось необычным, «зацепило» слух?

- Какой инструмент исполняет медленную тему? (Какой-то духовой, деревянный. Звук мягкий, приглушенный)

- Это английский рожок. Интересно, что своё название английский рожок получил из-за ошибки перевода французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом») - по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок.

-Посмотрите, чем английский рожок отличается от гобоя? ( Он больше, имеет грушевидный раструб).

- Еще один инструмент погружал нас в сказку? Какой? (Челеста)

- Какой композитор впервые привез этот инструмент в Россию? (Чайковский, использовал в «Танце феи Драже»).

- После этого инструмент завоевал право выступать в симфоническом оркестре.

V. Первичная проверка понимания.

- Так как мнения в классе о делении музыки на части разделились , предлагаю обратиться к литературному источнику, на который опирался сам композитор при написании симфонической миниатюры. Это сказание русского народа, записанное И.Сахаровым.

Чтение сказания.

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной.

- Если произведение строится на основе литературного и имеет название, то оно называется программным.

- На сколько частей вы бы разделили сказку? (На две: кикимора маленькая и потом она выросла).

- Какой прием использует композитор, чтобы показать разницу: вариативность, повтор или контраст? (Контраст, потому что Кикимора стала злая и изменилась)

- Посмотрите, как художники изображали кикимору. Совпало ли ваше представление с изображением художника?

Показ изображений Кикиморы, Кота-Баюна.

VI. Первичное закрепление.

-Давайте сейчас еще раз послушаем музыку и найдем, в какое время появляются Кот-Баюн, Кикимора.

- Запишите это время в тетрадь.

Повторное слушание музыки.

Обсуждение.

Тест- повторение.

  1. К какой группе относится английский рожок?

  • струнно-смычковых инструментов;

  • деревянно-духовых инструментов;

  • медных духовых инструментов.

  1. Челеста - это инструмент …

  • ударный;

  • струнный;

  • духовой.

  1. Музыкальные произведения, созданные на основе литературных источников называются …

  • симфоническими;

  • программными;

  • литературными.

  1. Небольшое произведение для симфонического оркестра

  • симфония;

  • симфоническая зарисовка;

  • симфоническая миниатюра.

  1. Какой прием развития использует композитор?

  • повторение;

  • вариативность;

  • контраст.

VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

- Нарисуйте, как вы представляете себе кикимору. Выберите ту часть, которая вам более всего понравилась.

VIII. Рефлексия.

- Решили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?

- Чему мы научились?

- С какими трудностями столкнулись?

- Смогли ли с ними справиться?

Спасибо за урок, до встречи!

© 2010-2022