• Преподавателю
  • Музыка
  • ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ, РИТМИКИ И ЗАНЯТИЯХ ЛФК

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ, РИТМИКИ И ЗАНЯТИЯХ ЛФК

Уважаемые коллеги! Мы все прекрасно знаем, что эмоциональное состояние учащихся – это залог успеха как на уроке, так и в неурочной деятельности. Эффективно организованная коррекционно-развивающая работа, положительно влияет на развитие качеств и способностей учеников с ОВЗ. Комплексный подход в организации учебной деятельности учащихся на таких уроках, как музыка, ритмика, и ЛФК обеспечивает коррекцию психофизических нарушений у детей с ОВЗ. Способствует укреплению здоровья на основе использован...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ И

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ, РИТМИКИ И ЗАНЯТИЯХ ЛФК

«Хочу начать с того,

что всем известно

в целом мире:

Залог успеха на урок -

заряд детей, здоровье,

настроение, что обеспечит

всем успех, ну а в работе наслаждение!»

Уважаемые коллеги! Мы все прекрасно знаем, что эмоциональное состояние учащихся - это залог успеха как на уроке, так и в неурочной деятельности. Эффективно организованная коррекционно-развивающая работа, положительно влияет на развитие качеств и способностей учеников с ОВЗ. Комплексный подход в организации учебной деятельности учащихся на таких уроках, как музыка, ритмика, и ЛФК обеспечивает коррекцию психофизических нарушений у детей с ОВЗ. Способствует укреплению здоровья на основе использования современных здоровьесберегающих педагогических технологий.

Целью моих предметов является:

Коррекция недостатков двигательной сферы учащихся и обеспечение их психологического комфорта на уроке или занятии.

Ставлю перед собой такие задачи:


  1. Нормализовать эмоционально-волевую сферу у учащихся, через снятие негативных эмоциональных состояний.

  2. Формировать умение концентрироваться и расслабляться.

  3. Развивать двигательные навыки, адаптивные, через сотрудничество совместной деятельности всех узких специалистов (это логопед, психолог, социальный педагог, учитель физической культуры, воспитатель и классный руководитель), то есть обеспечить комплексный подход.

Реализуя эти задачи развитие получают:

- Слуховое восприятие у ребенка через формирование навыков узнавать мелодию на слух в разных видах музыкального сопровождения, воспроизводить ритмический рисунок, слуховое внимание через коррекцию фонематического слуха.

- Развивается речь, ребенок овладевает ее интонационными возможностями, учиться модуляции речи, пополняет активный и пассивный словарный запас.

- Развиваются двигательные навыки путем формирования культуры движений у учащихся

- Развиваются социальные навыки, через организацию выступлений детей на

разных уровнях

Таким образом, чтобы повысить заинтересованность учащихся к занятиям, создать им ситуацию успеха на уроке, я с помощью специальных корригирующих упражнений стимулирую центральную нервную систему у ребенка, создаю позитивный эмоциональный настрой, что способствует гармонии с самим собой и окружающим миром.

Все мы знаем, что без движений не развивается речь. Отдельные функции восстанавливаются, если хорошо развита двигательная и эмоционально-волевая сфера. Поэтому, занятия ритмикой и ЛФК позволяют корригировать двигательную сферу учащихся: развивается координация движений, мелкая и общая моторика, дети учатся ориентироваться в пространстве. В занятия включаю логометрические упражнения с проговариванием речитативом и пением слов; элементы массажа; релаксацию, что расширяет коррекционный потенциал предметов. Наблюдения за состоянием и развитием учеников с ОВЗ показали, что ритмика, музыка и ЛФК оказывают большое влияние на психотерапевтическое развитие учащихся, так же способствуют компенсации вторичных дефектов у детей.

Контингент учащихся коррекционной школы составляют торпидные, т.е. заторможенные дети и гиперактивные, которые преобладают в общем числе учащихся. Результата занятий не будет, если не нормализовать эмоционально-волевую сферу ребят той и другой группы. Методики работы позволяют применять различные методы и приемы коррекционного воздействия - это снятие психофизической усталости, агрессии, статического напряжения, дыхательные упражнения, офтальмотренаж, самомассаж. Эти формы работы способствуют у детей двигательной активности, умению концентрироваться и расслабляться. Так же способствуют развитию координационных и скоростно-силовых способностей.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые формы и приемы коррекционно-развивающих упражнений:

  1. Учащимся начальной школы на уроке музыки предлагаю начать с самомассажа для активизации мышечного тонуса с воздействием на основные энергетические точки: использую детские прибаутки «Водичка, водичка, умой мое личико», «Домик: Стенка, стенка, потолок, два окошка, дверь, звонок».

  2. Для установления психологического комфорта на урок и обеспечивания доброжелательного отношения между сверстниками, предлагаю такое упражнение: «Дрозд: Ты дрозд, и я дрозд, у меня есть нос, у тебя есть нос. Я себя люблю, я тебя люблю».

  3. На всех своих занятиях включаю дыхательную гимнастику - это профилактика простудных заболеваний, укрепление диафрагмального дыхания, снятие усталости и напряжения «Насосы», «Рок-н-рол», «Кошечка сердится». Также включаю упражнения на 1-2 минуты офтальмотренаж для снятия утомления с глаз «Ладошки-реснички».

  4. Пластическое интонирование на интонационную модуляцию, т.е. движение голоса или интонации, что позволяет развивать двигательные навыки, координацию движений и сил голосового аппарата:

А. «Под листочком Жук проснулся, Потянулся, Отряхнулся, Брюшко, Нос, Глаза, Усы вымыл капелькой росы».

Б. «Где купили, Вы, синьор этот красный помидор? Вот невежливый вопрос - это собственный мой нос!»

Также пластическое интонирование использую и при заучивании нового текста, что помогает детям ассоциировать изображение с реальными действиями, т.е. чтение по мнемотаблицам. Расскажу на примере «Гаммы» - Сколько всего нот на свете? - Семь. Нота ДО-«Домик», нота РЕ «Речка», нота МИ «Мишка», нота ФА «Фартук», нота СОЛЬ «Солнышко», нота ЛЯ «Лягушка», нота СИ «Синичка».

Таким образом дети учатся модулировать интонацию вверх и вниз, что способствует развитию слухового внимания.


  1. На занятиях ЛФК сочетаю упражнения корригирующего характера с игровыми действиями, так же эти упражнения могут быть динамическими паузами на любом уроке. Предлагаю такие упражнения: Дети выходят в круг.1. Мы становимся все выше, достаем руками крыши, на носочки становись и макушечкой тянись! 2. Я сейчас, как уточка, похожу минуточку. 3. Ноги страус так легко поднимает высоко, идем по страусиному, ноги будут сильными! 4. Мишка-топтыжка - а сейчас походим на наружном своде! 5. Руки в крылышки сложили и на пятках походили.

На развитие чувства ритма и координации движений предлагаю музыкальное упражнение с шумовыми инструментами «Ежик»: С барабаном ходит ежик - бум-бум-бум. Целый день играет ежик бум-бум-бум. С барабаном за плечами бум-бум-бум. Ежик в сад забрел случайно бум-бум-бум. Очень яблоки любил он бум-бум-бум. Барабан в саду забыл он бум-бум-бум. Ой как зайчики встряхнули бум-бум-бум. Глаз до зорьки не совмкноли бум-бум-бум. С ног сбиваясь ищет ежик бум-бум-бум. Барабан найти не может бум-бум-бум!


  1. Завершаю занятие релаксацией под музыку на специальных ковриках. Музыку подбираю спокойную, плавную, на 3-4 минуты - для гиперакивных ребят. А торпидным учащимся предлагаю ритмичную динамическую физминутку, что обеспечит позитивный настрой на весь день (песня-разминка «Спортом нужно заниматься».

Таким образом, важно учитывать особенности развития детей с ОВЗ, понимать, что для них результат. Мы с Вами способны поддерживать позитивное эмоциональное состояние ребенка с помощью показанных приемов.

Учитель высшей квалификационной категории,

инструктор ЛФК, педагог музыки и ритмики

________________ О.В. Семыкина

«27» апреля 2012 года.


© 2010-2022