- Преподавателю
- Математика
- Образовательная программа по алгебре
Образовательная программа по алгебре
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артемьева Е.С. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Алгебра, 9 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования 2004 г и примерной типовой Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: «Математика, 5-11 классы», Москва: Дрофа, 2001 год.
Учебный предмет «Алгебра» является одним из базовых предметов основного общего образования. Его роль обусловлена значением математических знаний как фундамента изучения смежных дисциплин, как инструментария практической деятельности человека и как одного из методов формирования и развития умственных навыков человека.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Общеобразовательные и воспитательные задачи курса алгебры 9-го класса:
1. Формировать:
- систему знаний о математических моделях;
-систему представлений о действительных (рациональных, иррациональных) числах;
- знания о способах решения рациональных неравенств, уравнений и их систем;
- представления о понятии «функция», её свойствах;
- познавательный интерес к предмету;
- математический стиль мышления;
- информационную и коммуникативную компетенцию учащихся.
2. Продолжить изучение аппарата решения текстовых задач, с помощью составления математической модели, содержащей рациональные и квадратные уравнения.
3. Изучить понятие числовой последовательности и прогрессий, как частных случаев числовых последовательностей.
4. Развивать вычислительные умения учащихся, используемые при решении математических задач.
5. Развивать творческие способности учащихся, осознанные мотивы учения.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования, рассчитана в соответствии с учебным планом лицея на 34 учебных недели, всего 102 часа.
Преподавание предмета предусмотрено по учебнику А.Г. Мордкович «Алгебра. 9 класс», М.: «Мнемозина», 2013, в двух частях. Данный учебно-методический комплекс основан на принципах проблемного, развивающего и опережающего обучения, что обуславливает ориентированность программы на преподавание предмета «Алгебра» как в общеобразовательном 9 классе и классе повышенной мотивации.
В программе содержится перечень основных разделов, тем уроков, указано количество контрольных работ по каждому разделу, указано количество часов для обобщающего повторения в конце учебного года. Кроме указанных в программе контрольных работ промежуточный контроль будет осуществляться в виде спланированных самостоятельных работ. Проверочные и зачетные работы будут проводиться по мере необходимости.
Контрольные и самостоятельные работы включают в себя базовый, соответствующий обязательному минимуму математического образования и повышенный уровень. Работы планируется проводить повариантно - от 2-х до 4 вариантов.
Требования к математической подготовке учащихся 9-го класса:
В результате изучения алгебры в 9 классе учащиеся должны:
- решать рациональные неравенства и их системы;
-решать системы двух рациональных уравнений и применять их для решения текстовых задач;
- строить графики степенных функций с целым показателем;
- уметь описывать свойства функций;
- работать с числовыми последовательностями: задавать, находить их элементы;
- решать простые вероятностные задачи.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Уравнения и неравенства.
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств.
Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
-
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
Учебно - тематический план
Раздел
Тема
Количество часов (всего)
Из них
Изучение нового и закрепление
Контрольные работы
1
Повторение курса алгебры 7-8 класса
2
2
-
2
Неравенства и системы неравенств
16
15
1
3
Системы уравнений
15
14
1
4
Числовые функции
25
23
2
5
Прогрессии
16
15
1
6
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
12
11
1
7
Повторение
16
16
-
Итого
102
96
6
Учебная программа
№ урока
Поурочное планирование материала
Количество часов
Содержание образования
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
Вводное повторение(2 часа)
1-2
Вводное повторение
2
Повторение курса алгебры 7-8 класса
Основной теоретический материал за курс алгебры 7- 8 класса.
Решать соответствующие задачи.
-
Неравенства и системы неравенств(16 часов)
3-5
§1. Линейные и квадратные неравенства.
3
Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования.
Понятия: линейное неравенство, квадратное неравенство, равносильные неравенства, равносильные преобразования; частное решение, общее решение неравенства.
Понятие рационального неравенства. Алгоритм метода интервалов.
Понятия: элемент множества, подмножество множества, объединение и пересечение множеств, пустое множество.
Понятие системы неравенств.
Решать линейные и квадратные неравенства. Находить частные решения неравенств.
Решать рациональные неравенства методом интервалов.
Выделять элементы множеств, находить пересечение и объединение множеств.
Решать системы неравенств. Находить частные решения системы неравенств.
6-9
§2. Рациональные неравенства
4
Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства.
10-12
§3. Множества и операции над ними
3
Элемент множества, подмножество данного множества, пустое множество. Пересечение и объединение множеств. Диаграммы Эйлера.
13-15
§4. Системы неравенств
3
Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств.
16
Подготовка к контрольной работе
1
Систематизация ЗУН по теме.
17
Контрольная работа №1 по теме «Рациональные неравенства и их системы»
1
Проверка знаний, умений, навыков по теме.
18
Анализ контрольной работы
1
Анализ контрольной работы.
2.Системы уравнений(15 часов)
19-21
§5. Основные понятия
3
Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования. График уравнения, система уравнений с двумя переменными, решение системы уравнений с двумя переменными.
Понятия: уравнение (неравенство) с двумя переменными, системы двух уравнений (неравенств) с двумя переменными. Алгоритмы решения систем уравнений с двумя переменными: графический метод, метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных.
Решать системы уравнений (неравенств) с двумя переменными, выбрав наиболее рациональный алгоритм.
22-26
§6. Методы решения систем уравнений
5
Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, равносильные системы уравнений.
27-30
§7. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций
4
Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. Примеры решения уравнений в целых числах.
31
Подготовка к контрольной работе
1
Систематизация ЗУН по теме.
32
Контрольная работа № 2 по теме «Системы уравнений»
1
Проверка знаний, умений, навыков по теме.
33
Анализ контрольной работы
1
Анализ контрольной работы.
3.Числовые функции(25 часов)
34-36
§8. Определение числовой функции. Область определения, область значений функции
3
Функция, область определение и множество значений функции.
Определение понятий: функция, область определения, область значений функции; монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения, чётность, нечётность функции. Способы задания функции. Вид графиков основных числовых функций.
Уметь строить графики основных числовых функций - линейной, функции обратной пропорциональности, квадратичной, степенной и описывать их свойства.
37-38
§9. Способы задания функции
2
Аналитический, графический, табличный, словесный способы задания функции.
39-42
§10. Свойства функции
4
График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции.
43-44
§11. Четные и нечётные функции
2
Четная и нечетная функции и их графики.
45
Подготовка к контрольной работе
1
Систематизация ЗУН по теме.
46
Контрольная работа № 3 по теме «Понятие числовых функций и их свойства»
1
Проверка знаний, умений, навыков по теме.
47
Анализ контрольной работы
1
Анализ контрольной работы.
48-50
§12. Функции у=хn (n N), их свойства и графики
3
Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики.
51-53
§13. Функции у=х-n (n N), их свойства и графики
3
Степенные функции с отрицательным целым показателем, их свойства и графики.
54-55
§14. Функция у=, её свойства и график
2
Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
56
Подготовка к контрольной работе
1
Систематизация ЗУН по теме.
57
Контрольная работа №4 по теме «Числовые функции»
1
Проверка знаний, умений, навыков по теме.
58
Анализ контрольной работы
1
Анализ контрольной работы.
4.Прогрессии(16 часов)
59-61
§15. Числовые последовательности
3
Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность.
Определение понятий: числовая последовательность, n-й член последовательности, арифметическая прогрессия, разность арифметической прогрессии, геометрическая прогрессия, знаменатель геометрической прогрессии. Способы задания числовой последовательности: аналитический, словесный, рекуррентный.
Различать арифметическую и геометрическую прогрессии. Находить n-й член прогрессии, сумму n членов прогрессии.
62-66
§16. Арифметическая прогрессия
5
Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии.
67-71
§17. Геометрическая прогрессия
5
Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.
72
Подготовка к контрольной работе
1
Систематизация ЗУН по теме.
73
Контрольная работа № 5 по теме «Прогрессии»
1
Проверка знаний, умений, навыков по теме.
74
Анализ контрольной работы
1
Анализ контрольной работы.
5.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей(12 часов)
75-76
§18. Комбинаторные задачи
2
Методы решения простейших комбинаторных задач (перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения). Факториал.
Методы решения комбинаторных задач: перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения. Понятия: достоверные и возможные события, несовместимые события, противоположные, сумма двух случайных событий, факториал. Методы статистической обработки результатов измерений. Понятия: объем, размах, мода, среднее.
Решать простейшие комбинаторные задачи. Определять числовые характеристики информации: объем, размах, мода, среднее. Находить факториал числа.
77-78
§19. Статистика-дизайн информации
2
Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение.
79-81
§20. Простейшие вероятностные задачи
3
Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.
82-83
§21. Экспериментальные данные и вероятности событий
2
Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение. Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.
84
Подготовка к контрольной работе
1
Систематизация ЗУН по теме.
85
Контрольная работа № 6 по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
1
Проверка знаний, умений, навыков по теме.
86
Анализ контрольной работы
1
Анализ контрольной работы.
6.Повторение(16 часов)
87-88
Преобразование выражений
2
Систематизация теоретических знаний
Способы разложения на множители, правила выполнения действий над алгебраическими выражениями.
Выполнять различные преобразования алгебраических выражений.
89-90
Уравнения и системы уравнений
2
Систематизация теоретических знаний
Алгоритмы решения уравнений и их систем.
Решать уравнения и системы уравнений.
91-92
Неравенства и системы неравенств
2
Систематизация теоретических знаний
Алгоритмы решения рациональных неравенств и их систем.
Решать рациональные неравенства их системы.
93-94
Функции
2
Систематизация теоретических знаний
Определения основных числовых функций и их графики.
Строить графики числовых функции и описывать их свойства.
95-97
Решение текстовых задач различных типов
3
Систематизация теоретических знаний
Понятия: процент, часть числа.
Решать различные текстовые задачи.
98-101
Решение задач, содержащих параметр
4
Систематизация теоретических знаний
Понятие параметр.
Решать задачи, содержащие параметр.
102
Итоговая контрольная работа
1
Проверка знаний, умений, навыков за курс 9 класса.
Контрольно - измерительные материалы
Тексты контрольных и проверочных работ взяты из пособия «Алгебра. Поурочные планы по учебнику А.Г. Мордковича, 9 класс», книга для учителя, (составители Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина), Волгоград, Учитель, 2008.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
1.А.Г. Мордкович, П.В.Семёнов «Алгебра. 9 класс» (в двух частях), М.: Мнемозина, 2011.
2. ГИА-9 под редакцией ФФ Лысенко, С.Ю. Кулабухова «Математика. 9 класс, Ростов - на - Дону, Легион - М, 2012ю
3. И.В.Ященко, С.А.Шестаков и др. «Математика, 9 класс. ГИА (в новой форме). Типовые тестовые задания», М.: Экзамен, 2012.
Икт ресурсы
-
school-collection.edu.ru
-
fcior.edu.ru
-
openclass.ru
Контрольные работы
Контрольная работа №1 по теме «Рациональные неравенства и их системы»
Контрольная работа № 2 по теме «Системы уравнений»
Контрольная работа № 3 по теме «Понятие числовых функций и их свойства»
Контрольная работа №4 по теме «Числовые функции»
Контрольная работа № 5 по теме «Прогрессии»
Контрольная работа № 6 по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»
Итоговая контрольная работа