- Преподавателю
- Математика
- Решение задач с помощью рациональных уравнений
Решение задач с помощью рациональных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Товмасян В.М. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока:
"Решение задач с помощью
рациональных уравнений "
----------------------------------------------------
Если хотите научиться плавать ,
то смело входите в воду , а если
хотите научиться решать задачи ,
то решайте их.
Дж.Пойа
Цели урока :Закрепить :
----------------------------------
-
Умение составлять дробно -рациональные уравнения по условию задачи;
-
Умение определять соответсвуют ли найденные корни уравнения условию задачи;
-
Умение решать задачи с помощью дробно- рациональных уравнений ;
-
Умение выбора способа решения текстовой задачи . Познакомить учащихся с методом подобия при решении текстовых задачь , который так же приводит к составлению дробного рационального уравнения .
Ход урока
------------
1.Фронтальная работа .Ответить на вопросы :
-
Какие уравнения называют рациональными уравнениями?
-
Что называют корнем уравнения с неизвестным х?
-
Что значит решить уравнение?
-
Какие уравнения называют равносильными ?
-
По какому правилу решают рациональные уравнения?Что может произойти при отклонении от этого правила?
2.Решение уравнений.Взаимопроверка -4варианта.Работа выполняется на листочках.Ответы записаны на обратной стороне доски . В ходе выполнения работы учащиеся определяют для себя алгоритм решения дробных рациональных уравнений .На каждой парте -таблица -напоминание "Алгоритм решения дробных рациональных уравнений ".Приложение 1
-------------------
Ответы :
1 вариант :
2 вариант:
3 вариант:
4 вариант:
3.Устная работа. Составить уравнение для решения задачи :
1.Расстояние между городами скорый поезд , идущий со скоростью 90км/ч,
проходит на 1,5ч быстрее товарного,который идёт со скоростью 60 км/ч,
Каково расстояние между городами ?
2.Ученику и мастеру дано задание изготовить одинаковое количество деталей .Мастер ,изготовляя 18 деталей в час , затратил на выполнение задания на 3 ч меньше , чем ученик , который изготавливал лишь 12 деталей в час . Сколько деталей было заказано ?
3.Знаменатель дроби на 2 больше числителя .Если числитель увеличить на 15 , а знаменатель -на 3 ,то условия четырьмя спосополучиться число 1 2/7. Найдите дробь .
4.(1)Решения задач.
При решение задач составлением уравнения за х можно принять любое неизвестное.
Решаем задачу №607 из учебника.
К доске вызываются четыре ученика , чтобы записать условие задачи и составить уравнение четырьмя способами:
-
- Ученик за х принимает скорость мотоциклиста ,
-
-Ученик принимает за х скорость велосипедиста,
-
-ученик за х принимает время велосипедиста ,
-
-Ученик принимает за х время мотоциклиста.
Учащиеся записывают в тетрадь условия четырьмя способами , а решают одним , в соответствии со своим вариантом.
1 способ.
2 способ
3 способ
4 способ
(2) Задача № 125 из учебного пособия по математике А.В. Шевкина "Текстовые задачи.7-9 классы"
Две старушки вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов.Они встретились в полдень и достигли чужого города : первая в 4 ч по полудни , а вторая -в 9 ч .Нужно узнать , когда они вышли из своих городов ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2 )
(ПОЯСНЕНИЕ.Данную задачу заранее предлагаю учащимся решить дома . В перемену ,до урока , прошу учащегося , правильно решившего задачу , написать решение на обратной стороне доски)
1)Заслушиваем комментарии по решению задачи учащимся .Задача решена составлением дробногорациональногоуравнения .(Вариант решения задачи учащимся в приложение 2)
2)Объясняю решение данной задачи методом подобия ,построив графики движения старушек.
Решение:Изобразим график движения старушек и применим метод подобия .
Пусть старушки до встречи шли х ч .
AD- промежуток времени движения первой старушки .CB- промежуток времени движения второй старушки . KL-отсекает промежутки времени движения старушек до встречи . На рисунке AL-промежуток времени движения до встречи .
1) Рассмотрим NKD и NKL NKD подобен NKLпо двум углам.
2)Рссмотрим NKS и NLB,они подобны по двум углам.
3)Из подобия двух пар треугольников следует ,что
4)Составим и решим уравнение
Это уравнение имеет единственный положительный корень , удовлетворяющий условию задачи .х=6-это время движения старушек до встречи .
5) Выясним , в какое время старушки вышли из своих городов :
12-6=6
Ответ: старушки из своих городов вышли в 6 часов утра.
5.Итог урока:
Домашнее задание :Решить задачу двумя способами :1)стандартным школьным способом и 2) методом подобия .
Задача:
Первый пешеход может пройти расстояние между двумя пунктами на 5 ч быстрее, чем второй .Если пешеходы выйдут из этих пунктов навстречу друг другу одновременно, то встретятся через 6 ч. За сколько часов каждый из них может пройти это расстояние ?