- Преподавателю
- Математика
- ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «МАСШТАБ», 6 КЛАСС
ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «МАСШТАБ», 6 КЛАСС
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абушова Н.Ф. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АБАЙСКОГО РАЙОНА
ШКОЛА - ЛИЦЕЯ № 14
ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ
ПО ТЕМЕ «МАСШТАБ», 6 КЛАСС.
(с использованием возможностей интерактивной доски)
СОСТАВИЛ:
учитель математики
школы- лицея № 14 Абайского района
Абушова Н.Ф.
Г.АБАЙ
Интерактивный урок математики по теме «Масштаб» с эффективным применением возможностей интерактивной доски.
Класс 6 .
Межпредметная связь математики и географии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ЦЕЛЬ УРОКА:
научить находить реальное расстояние между объектами, определять масштаб карты и используя масштаб переводить расстояние в действительности в расстояние на плане(карте).
Образовательные задачи:
- ввести понятие масштаба,
-объяснить метода нахождения реальных расстояний между объектами,
-аналитически показать перевод расстояния в действительности в расстояние на карте с заданным масштабом,
-вспомнить методы решения уравнений с помощью пропорций.
Развивающие задачи:
-развить умение работать с картой и на местности,
-развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы,
- закрепить умения решать задачи, используя прямую пропорциональную зависимость величин, закрепить навыки решения уравнений с помощью пропорций,
-прививать учащимся интерес к предмету.
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию любви к Родине, городу.
- способствовать формированию навыков коллективной работы,
Применяемые технологии:
мультимедийные технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, технология коллективной мыследеятельности, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, проектор, физические карты Казахстана, Карагандинской области, Абайского района, города, атласы, плакаты, раздаточный материал для проведения практической работы, наглядный материал (макеты зданий).
На интерактивной доске изображен план урока:
План УРОКА:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний:
- проверка домашнего задания,
- устная работа.
3. Объяснение новой темы.
4. Закрепление знаний:
- решение задач,
- практическая работа.
5. Домашнее задание.
6. Творческая работа.
7. Итоги урока.
-
Организационный момент.
Ребята! Сегодня мы изучим новую тему, для определения которой нам с вами нужно поработать устно с таблицей 1,2. В результате правильного решения мы определим закодированное словосочетание и узнаем тему нашего урока.
А сейчас откройте тетради, запишите число и а тему сегодняшнего урока запишем позже.
-
Актуализация знаний.
- ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
На дом были заданы номера 788, 787 (г), 802.
Давайте проверим решение номера 787.
( Вызвать к доске одного ученика)
:1=(2х): Проверка
2х= :1=(2 ):
2х= =
2х= =
х=:2 =
х=
В это время с остальными учащимися проводится устная работа
- ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Устная работа учащихся.
Задание: устно решите уравнения и определите соответствие между уравнениями и их решением (корнем уравнения)
(задание на слайде интерактивной доски)
Таблица 1
А
20:1=5:х
Т
Х=:
Ш
Х:4=3:2
К
12:х=4:5
М
Ы
25:х=1:30
А
Т
Х:3=9:2
Р
С
1:5=х:3
Б
21:х=36:12
А
У:21=4:3
Ребята записывают соответствующие буквы под ответом во вторую таблицу.
Таблица 2
14
28
6
1
7
15
13,5
750
М А С Ш Т А Б К А Р Т Ы
Итак, что у нас получилось? Тема сегодняшнего урока «Масштаб». Впервые вы знакомились с этим понятием на уроках географии. Сегодня мы с вами вспомним, что же такое масштаб, рассмотрим примеры решения задач с помощью пропорции при заданном масштабе, закрепим решение уравнений, записанных в виде пропорции.
Причем после изучения новой темы вам необходимо дать ответ на следующие вопросы :
-Как определить масштаб карты?
-Как по расстоянию между двумя пунктами на карте найти расстояние на местности?
-Как реальное расстояние между объектами перевести в расстояние на карте?
Вопросы перед глазами учащихся на интерактивной доске в течение всего изучения новой темы.
-
Объяснение новой темы.
В ходе решения устного задания мы повторили основные приемы решения уравнений, записанных в виде пропорций.
А теперь перейдем к новой теме. Посмотрите на карту Казахстана - нашей Родины. Чтобы вам удобнее было работать. Откройте атласы на странице ______ . ( изображение на интерактивной доске). Какой ближайший к нам город отмечен на карте? Правильно, это столица нашей родины - Астана. Давайте найдем расстояние от Караганды до Астаны (используя линейку). Какое расстояние у вас получилось? Скажите, а в действительности это такое же расстояние? Нет.
А теперь посмотрите на карту Карагандинской области. Скажите, в действительности наша область имеет такие же размеры? Нет.
Давайте разберемся, что же такое масштаб? Как вы понимаете значение этого слова? (фронтальная работа с кластером)
Спасибо за работу. Вы правильно мыслите.
Действительно, ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Чтобы иметь четкое представление о расстояниях, необходимо все детали уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций. Или, как говорят, делать изображение в масштабе.
Что же такое масштаб?
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
С какими видами масштаба вы знакомились на географии?
Именованный, численный и линейный масштабы.
На уроках математики мы с вами будем пользоваться численным масштабом.
Рассмотрим устные задания.
-
Расстояние на плане местности с масштабом 1:500 равно 1 см. Каково расстояние в действительности?
-
Какой масштаб для плана местности надо выбрать , чтобы расстоянию 1 см соответствовало расстояние 1 м в действительности?
Объясните решения данных задач.
Парная работа с обучающими самостоятельными работами.
Задача 1
Расстояние между городами 45 км. Определите расстояние между данными пунктами на карте, если масштаб 1: 500000?
1 способ
-
На карте
На местности
Х
45км
1
500000см
45 км=4500000см
В данной задаче имеет место быть прямая пропорциональность. Объясни почему?
Поэтому составим пропорцию
Х: 4500000=1: 500000
Х=4500000:500000=9 (см) - расстояние на карте
2 способ.
Алгоритм нахождения:
-
Выразите 45 км в см.
-
Т.К. масштаб 1: 500000, то полученную величину на местности нужно уменьшить во сколько 500000 раз.
Фронтальная работа класса.
Подводя итог изучения новой темы, хотелось услышать обоснование некоторых данных. Мы изучили понятие масштаба и определили, что масштаб нужен для изображения и если масштаб 1:500, то что происходит с расстояние в действительности? А может ли масштаб плана быть 500: 1? Объясните, что происходит с расстоянием? Где это используется? Приведите пример.
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши- ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
Что ж, мы с вами немного отдохнули, приступим к решению задач.
-
Закрепление знаний.
Давайте обратимся к карте Абайского района. Найдите на ней г.Абай и п.Топар.
Итак, задача: расстояние от Абая до Топара на карте равно 12 см. Найдите расстояние на местности, если масштаб карты 1: 150 000. (условие задачи на интерактивной доске - причем карта Абайского района тоже - все на одном слайде).
Решение:
Длина на карте 12 см.
Длина на местности х см.
Масштаб 1: 150 000.
Составим уравнение 12:х=1:150 000
Х=12*150 000
Х=1800 000 (см)
1800 000 см = 18 км.
Ответ: 18 км.
Групповая работа учащихся:
1 группа.
Задание 1 группы.
Расстояние между городом Карагандой и городом Абаем 35 км. Определить расстояние между этими пунктами на карте, если масштаб карты 1:1000000.
Решение:
-
На карте
На местности
Х
35км
1
1000000см
Х:3500000=1:1000000
Х=
Задание 2 группы.
Расстояние между городом Павлодаром и городом Карагандой 425 км. Измерьте расстояние между этими пунктами на карте и определите масштаб данной карты.
1 учащийся группы записывает и объясняет результат групповой работы решение на доске, другие записывают.
Индивидуальная работа учащихся на компьютере.
Некоторым учащимся я предлагаю выполнить работу на компьютере. Вы получите описание работы - это ваша подсказка. Помните, что при работе нужно быть очень внимательными, не трогать разъемы, не вставать, не выключать компьютер без разрешения учителя
(задания 1-2).
Индивидуальная практическая работа учащихся.
А мы с остальными учениками выполняем практическую работу.
Все вы получили карты нашего района. Найдите на карте нашу школу. А теперь найдите улицу, на которой вы живете. Постарайтесь определить, где находится ваш дом. Масштаб данной карты 1: 20 000.
А теперь задание: пользуясь данной картой, найдите расстояние от вашего дома до школы. Решение запишите в тетради.
-
Домашнее задание
Задание на дом пункт 23, номер 824, начертить план вашей комнаты (определить масштаб ) .
-
Творческая работа.
А сейчас творческая работа. Вам было дано задание подготовить проект школы будущего. Вместе с активом класса мы выбрали лучшие проекты и хотели бы предложить их вашему вниманию. Но подробнее мы попросим рассказать авторов этих проектов.
(доклады учащихся).
-
Итоги урока
Подвести итог урока, оценить работу учащихся.
Но сначала, давайте дадим ответы на вопросы, которые мы определили в начале урока (фронтальная работы учащихся):
-Как определить масштаб карты?
-Как по расстоянию между двумя пунктами на карте найти расстояние на местности?
-Как реальное расстояние между объектами перевести в расстояние на карте?
Молодцы!
Что ж, ребята, сегодня на уроке мы повторили основные приемы решения уравнений, записанных в виде пропорции, повторили понятие масштаба, известного вам из курса географии, выполнили практическую работу.
Вы все хорошо поработали, но особенно мне хотелось бы отметить _______________________________________.
Урок окончен, можете быть свободны.