- Преподавателю
- Математика
- Урок математики по теме Решение задач с помощью квадратных и рациональных уравнений
Урок математики по теме Решение задач с помощью квадратных и рациональных уравнений
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лакида Т.И. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Решение задач с помощью квадратных и рациональных уравнений.
Тип урока
(по основной дидактической цели): комплексное применение знаний и умений
Цель урока:
Продолжить формировать умения решать задачи составлением квадратного уравнения, дробно-рационального уравнения.
Задачи урока:
Развивающие:
Способствовать развитию умения анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы, прививать сознательное отношение к труду.
Средства обучения:
Структура урока.
-
Организационный этап.
-
Ознакомление с темой урока. Постановка целей и задач.
-
Этап закрепления знаний и способов действий.
-
Этап информации о домашнем задании.
-
Этап подведения итогов. Рефлексия
Этап
Задачи этапа
Содержание
ОУУН
I. Организационный этап.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие; фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся и классного помещения к уроку, организация внимания
«Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее потому, что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно…» Альберт Эйнштейн
II. Ознакомление с темой урока. Постановка целей и задач.
Задача: обеспечить мотивацию учения школьников; постановка целей урока.
У вас уже накоплен определенный опыт решения задач с помощью уравнений. Сегодня заключительный урок по теме «Решение задач с помощью квадратных и рациональных уравнений». Какая задача стоит перед вами?
(Привести в систему все полученные знания, закрепить основные умения и навыки по решению текстовых задач с помощью квадратных и рациональных уравнений)
Целеполагание
III. Этап закрепления и всесторонней проверки знаний и способов действий
Задачи:
выявить уровень усвоения знаний и способов действий;
выявить пробелы;
обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
-
Фронтальная работа.
Задание №1. Решите задачи.
1 вариант. Две бригады должны изготовить по 180 деталей. Первая бригада выполнила работу в срок. Вторая бригада изготавливала в час на 2 детали больше первой и закончила работу на 3 часа раньше срока. За сколько часов каждая бригада выполнила задание?
Решение.
Производительность N(дет/ч)
Время
t (ч)
Объем работы
A (дет)
1 бригада
180
2 бригада
180
Ответ: 18 часов и 15 часов.
2 вариант. Каждый из двух велосипедистов должен был преодолеть 180 км. Первый велосипедист проехал расстояние в намеченный срок. Второй велосипедист проезжал за час на 2 км больше, поэтому приехал на 3 ч раньше намеченного срока. За сколько часов каждый велосипедист преодолел нужное расстояние?
Ответ: 18 часов и 15 часов.
Задание № 2.
Прочтите еще раз условие задачи о велосипедистах. Предположим, что в условии задачи сделано одно из следующих изменений:
Условие задачи
Изменение условия
На 3 ч раньше
На 5 ч раньше (сохранили вид уравнения)
На 3 ч раньше
На 3 ч позже (привели к противоречию в условиях задачи)
На 2 км больше
На 7 км меньше (привели к противоречию в условиях задачи)
Расстояние 180 км
Расстояние 240 км (сохранили вид уравнения)
Каждый …180 км
Один велосипедист должен проехать 160 км, а другой - 200 км. (сохранили вид уравнения)
Первый велосипедист проехал расстояние в намеченный срок
Первый велосипедист проехал расстояние на 3 часа раньше намеченного срока (изменили вид уравнения)
Составьте, если возможно, уравнения для полученных задач.
Сравните их с уравнением исходной задачи.
Какие из изменений условия задачи:
А) сохранили вид уравнения;
Б) изменили вид уравнения;
В) привели к противоречию в условиях задачи?
-
Самостоятельная работа.
1 вариант.
№1. Завод по плану должен был изготовить 180 станков к определённом сроку. Перевыполняя дневную норму на 2 станка, завод выполнил задание на 1 день раньше срока. За сколько дней завод выполнил план?
Производительность N(станков/день)
Время
t (дни)
Объем работы
A (станки)
План
180
Факт
180
. Ответ: за 9 дней.
№2.
Две бригады, работая вместе, посадили деревья на участке за 4 дня. Сколько дней понадобилось бы каждой бригаде на посадку деревьев, если бы она работала одна? Известно, что первая бригада сделала бы это на 6 дней быстрее второй.
Производительность N
Время t
Объем работы A
1+2
4
1
1
1
2
1
. Ответ: 6 дней и 12 дней.
2 вариант.
№1. Вместо одной грузовой машины для перевозки груза массой 45 т взяли другую грузоподъёмность, которая на 2 т меньше. Поэтому было сделано на 6 рейсов больше, чем планировалась. Какой грузоподъёмностью машина была взята?
Грузоподъемность машины (т)
Количество рейсов
Масса всего груза (т)
План
45
Факт
45
. Ответ: 3т.
№2. Бассейн наполняется двумя трубами, действующими одновременно за 2 часа. За сколько часов может наполнить бассейн каждая труба, если известно, что первая, действуя одна, наполняет бассейн на 3 часа быстрее, чем вторая?
Производительность N
Время t
Объем работы A
1+2
2
1
1
1
2
1
. Ответ: 3 часа и 6 часов.
Развитие аналитико-синтезирующего мышления.
Компетенции третьего уровня (уровень рассуждений) - учащиеся делают выводы на основе исходных данных, обосновывают их; выделяют в ситуации проблему, которая решается средствами математики, разрабатывают соответствующую ей математическую модель; решают поставленную задачу, используя математические рассуждения и обобщения; интерпретируют решение с учетом особенностей рассмотренной в задании ситуации.
IV. Этап информации о домашнем задании
Задача: сообщить учащимся домашнее задание, дать инструктаж по его выполнению
Дома: § 11,
Составьте задачи по заданным уравнениям на указанную тему.
Уравнения
Темы задач
Движение
Покупка товара
Работа
Движение
Работа
V. Этап подведения итогов. Рефлексия.
Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
«Математическая задача иногда столь же увлекательна, как кроссворд, и напряжённая умственная работа может быть столь же желанным упражнением, как стремительный теннис…» Д. Пойа
Собрать оценочные листы.