Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Исследовательская работа «Фигурные числа» написана учеником 6 класса Кравченко Романом. Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики – фигурное число  и  выявить его  роль в нашей жизни.  В ней рассмотрены: определение и виды фигурных чисел, их применение в жизни человека. При работе над данной темой ученик провёл анкетирование учеников 6-10 классов. Оказалось, что несмотря на то, что этот материал частично есть в учебнике 6 класса, многие не имеют представления о ...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

г. Северодвинска

Архангельской области




Школьная учебно-исследовательская конференция






«Фигурные числа в жизни человека»






Выполнил:

Кравченко Роман

ученик 6 А класса

МБОУ «СОШ № 5»

Руководитель:

Пунанцева

Валентина Алексеевна,

учитель математики







Северодвинск

2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1.1. Из истории фигурных чисел. 4

1.2. Определение и виды фигурных чисел. 4

1.3. Применение фигурных чисел в жизни человека. 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10


ВВЕДЕНИЕ

В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни.

Во время изучения обыкновенных дробей обратил внимание на то, что в учебнике математики (автор - Виленкин Н.Я.) есть небольшая историческая сводка о фигурных числах. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало показать, что фигурные числа встречаются в окружающей жизни, просто люди об этом не задумываются.

Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники.

Мне стало интересно, а знают ли другие школьники о фигурных числах. Поэтому я провёл анкету, на вопросы которой ответили 86 учеников 6-10 классов.

Всего 34,4% учащихся знают какие числа называются фигурными. 19,8% считают, что фигурные числа - это плоские фигуры, 32,5 % - объёмные фигуры, 47,7 % думают, что они могут изображаться и плоскими и объёмными фигурами. 46,5 % предполагают, что эти числа изобрёл Пифагор. Половина опрошенных считает, что мы ежедневно встречаемся с фигурными числами в повседневной действительности.

Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики - фигурное число и выявить его роль в нашей жизни.

Задачи:

  1. Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме и проанализировать его.

  2. Рассмотреть историю возникновения фигурных чисел, их применение в жизни человека.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Из истории фигурных чисел.

«Числа древними греками, а вместе с ними Пифагором и пифагорейцами мыслились зримо, в виде камешков, разложенных на песке или на счётной доске - абаке. По этой причине грек не знали нуля, так как его невозможно было «увидеть». Но и единица ещё не была равноправным числом, а представлялась как некий «числовой атом», из которого образовывались все числа. Пифагорейцы называли единицу «границей между числом и частями», т.е. между целыми числами и дробями, но в то же время видели в ней «семя и вечный корень». Число же определялось как множество, составленное из единиц. Особое положение единицы как «числового атома» роднило её с точкой, считавшейся «геометрическим атомом». Вот почему Аристотель писал: «Точка есть единица, имеющая положение, единица есть точка без положения». Итак, пифагорейские числа в современной терминологии - это натуральные числа». [2, с.117]

Давным - давно, помогая себе при счёте камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три. Если класть их в два ряда, чтобы получались прямоугольники, то получаются все чётные числа. Можно выкладывать камни в три ряда: получаются числа, делящиеся на три и т.д.

Древние греки, когда им приходилось умножать числа, рисовали прямоугольники; результатом умножения трёх на пять был прямоугольник со сторонами три и пять. Это развитие счёта на камушках. Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. В 5-4 веках до нашей эры учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование. С их помощью можно выложить правильные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, пирамиды и т.д.

Увлеклись, причём независимо друг от друга, нахождением таких чисел Блез Паскаль и Пьер Ферма.

1.2. Определение и виды фигурных чисел.

Числа- камушки раскладывались в виде правильных геометрических фигур, эти фигуры классифицировались. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными.

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»Линейные числа (простые) - числа, которые делятся на единицу и на самих себя, представимы в виде последовательности точек, выстроенных в линию.

ПИсследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»лоские числа - числа, представимые в виде произведения двух сомножителей (плоское число 6=2∙3).

ТИсследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»елесные числа, выражаемые произведением трёх сомножителей (телесное число 8=2∙2∙2).

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Треугольные числа (3, 6, 10).

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Квадратные числа (4,9,16).

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Пятиугольные числа (5, 12, 22)

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Именно от фигурных чисел пошло выражение: «Возвести в квадрат или куб».

Представление чисел в виде правильных геометрических фигур помогало пифагорейцам находить различные числовые закономерности. Например, чтобы получить общее выражение для n-го треугольного числа, которое есть не что иное, как сумма n натуральных чисел 1+2+3+…+ n, достаточно дополнить это число до прямоугольного числа n(n+1) и увидеть (именно увидеть глазами!) равенство 1+2+3+…+ n = Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа» n(n+1).

НИсследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»аписав последовательность квадратных чисел, опять легко увидеть глазами выражение для суммы n нечётных чисел 1+3+5+…+(2 n-1) = n2 .

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Разбивая n-е пятиугольное число на три (n-1) треугольных, (после чего остаётся ещё n камешков»), легко найти его общее выражение 1+4+7+…+3 n-2= n+3Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»=Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа».

Разбиением на треугольные числа получается и общая формула для n- го k-угольного числа: Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа» =n+(k-2)Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа».

1.3. Применение фигурных чисел в жизни человека.

Мы не задумываемся о том, что ежедневно встречаемся с фигурными числами. А ведь это так просто и интересно.

  • При изучении формулы площади прямоугольника используется понятие плоского числа, которое представляется виде произведения двух сомножителей - длины и ширины.

  • ПИсследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»ри вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда применяется понятие телесного числа, выражаемого произведением трёх сомножителей - длины, ширины и высоты.

  • Упаковка конфет в форме линейного числа

  • На параде солдаты стоят правильными рядами, образуя квадраты или прямоугольники (плоские числа). (Приложение 1)

  • Во время различных праздников мы видим показательные выступления лётчиков. Самолёты в воздухе образуют треугольные или другие фигурные числа. (Приложение 2)

  • Треугольные числа можно встретить в самых обычных местах (Приложение 3)

Фигурные числа встречаются при упаковке различных товаров в коробки и другие ёмкости.

  • Телесные числа используются при упаковке конфет, консервных банок, блокнотов, тетрадей, ручек и др. в различные ёмкости. (Приложение 4)

  • Плоские числа тоже часто используются при упаковке конфет, растительного масла, лимонадных бутылок … (Приложение 5)

  • К фигурным числам можно отнести пирамидальные числа, которые получаются, если шарики складывать пирамидкой. Как раньше складывались ядра у около пушки. (Приложение 6)


  • Используя различные фигурные числа как телесные, так и пирамидальные , укладывают товар на прилавке, конфеты в различные упаковки, украшают праздничный стол и т.д. (Приложение 7)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы по данной проблеме я добился цели, поставленной в начале исследования: изучил и исследовал фигурные числа - одно из понятий математики.

Подводя итог работы, пришёл к выводу об актуальности данной темы. Невозможно представить современную жизнь без фигурных чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
    - М.: Мнемозина, 2008.

  2. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты.
    - М.: Просвещение, 1993.

  3. Энциклопедический словарь юного математика/ Составитель А.П.Савин.
    - М.: Педагогика, 1985

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»

Приложение 2


Приложение 3

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»


Приложение 4

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»










Приложение 5

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»












Приложение 6

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»







Приложение 7

Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»Исследовательская работа по математике для 6 класса «Фигурные числа»


© 2010-2022