- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа элективного курса по математике математика-абитуриенту
Рабочая программа элективного курса по математике математика-абитуриенту
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пыхтина Р.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Обоянская средняя общеобразовательная школа №3»
Программа
элективного курса
по математике для 11 класса
" Математика - абитуриенту"
Составитель:
Пыхтина Раиса Алексеевна -
учитель математики
I квалификационная категория
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обучающихся 11 класса к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.
Содержание курса является дополнением к учебному материалу, характеризуется теми же базисными понятиями и их структурой, но не дублирует его и не выполняет функции дополнительных занятий. Занятия обеспечивают дополнительную подготовку в вузы, помогают дальнейшему обучению.
Данный курс дает обучающимся возможность познакомиться с нестандартными приемами решения математических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Цели курса:
-обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся о способах решения текстовых задач, задач на простейшие математические модели и на проценты, о решении уравнений и неравенств, задач с применением производной и интеграла, геометрических задач;
- познакомить учащихся с методами и приемами решения задач с параметрами, с модулями;
- сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач, задач прикладного характера;
-подготовить к успешной сдаче экзамена по математике в форме ЕГЭ.
Содержание курса позволяет решить следующие задачи:
- Изучить углубленно темы «Уравнения и неравенства. Параметры. Производные и интегралы. Модули. Планиметрия. Стереометрия.»
- Дополнить знания обучающихся решением задач прикладного характера, применяемых в изучении некоторых разделов «Физики» и «Геометрии», а так же в повседневной жизни;
-Познакомить обучающихся со структурой ЕГЭ;
- Развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.
- Развить самостоятельность работы с таблицами и справочной литературой.
Основной тип занятий- практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с обучающимися: лекционно- семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы.
Курсу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часов.
Особенности курса:
- интеграция разных тем;
- практическая значимость для учащихся.
Содержание курса
Числа, корни, степени (4 часа)
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении задач с целыми, действительными, рациональными и иррациональными числами, степенями с целым и рациональным показателем, задач с дробями, модулями и на проценты. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Текстовые задачи и простейшие математические модели (4 часа.)
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами построения и исследования простейших математических моделей, с методами решения задач ЕГЭ типа В12 и С6.
Тригонометрические функции и тригонометрические выражения (3 часа).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить умения вычислять значения тригонометрических функций и выполнять преобразования тригонометрических выражений. Ознакомить с применением знаний о тригонометрических функциях при решении задач повышенной сложности по физике по темам «Механика»,«Электричество» и «Магнетизм».
Уравнения и неравенства (8 часов).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о рациональных, иррациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнениях и неравенствах, системах уравнений, уравнениях с модулем, рациональных неравенствах и системах неравенств, об использовании свойств графиков функций при решении уравнений и неравенств. Ознакомить с применением математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики, с использованием показательных и логарифмических уравнений для расчета задач по физике по теме «Ядерная физика», а также с методами решения задания ЕГЭ типа С1, С3.
Параметры (3 часа)
Цель: Познакомить с решением линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами, с решение заданий ЕГЭ типа С5.
Производные и интегралы (3 часа).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о производной и первообразной функции. Ознакомить с применением производной для нахождения скорости для процесса, заданного формулой или графиком, с использованием производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических, задачах, применением интеграла в физике (в темах «Механика», «Молекулярная физика», для вычисления массы тела, с заданной неравномерно распределенной плотностью) и геометрии для вычисления площадей, объемов пространственных фигур.
Планиметрия (3 час).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах. Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа С4.
Стереометрия (4 часа).
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить знания о прямых, плоскостях и векторах в пространстве, многогранниках, телах вращения. Ознакомить с приемами решения стереометрических задач повышенной сложности, с решением заданий ЕГЭ типа С2.
Итоговое занятие (2 часа)
Аттестация обучающихся.
Завершением курса является итоговая тестовая работа, которая может быть составлена из материалов ЕГЭ, КИМ и централизованного тестирования.
Учебно-тематический план
№ п./п.
Наименование разделов тем курса
Всего часов
В том числе
Форма контроля
Дата
проведения
лекции
семинары
практич. занятия
1.
Числа, корни, степени.
4
1
3
Самостоятельная работа
2.
Текстовые задачи и простейшие математические модели.
4
1
1
2
Самостоятельные работы, тесты
3
Тригонометрические функции и тригонометрические выражения.
3
1
2
Самостоятельные работы, тесты
4.
Уравнения и неравенства.
8
2
1
5
Самостоятельная работа. Тесты
5.
Параметры
3
1
2
Самостоятельная работа. Тесты
6.
Производные и интегралы.
3
1
2
Самостоятельная работа. Тесты
7.
Планиметрия.
3
1
2
Самостоятельные работы
8.
Стереометрия.
4
1
1
2
Самостоятельные работы
9.
Итоговые занятия
2
2
Зачетная работа
Итого
34
9
3
22
В результате изучения курса обучающиеся должны знать / уметь:
-проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
- решать задачи с параметрами и модулями;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических, алгебраических величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства;
- решать прикладные задачи с применением производных и интегралов;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов;
- пользоваться справочной литературой и таблицами.
Список литературы:
-
О.А. Креславская, В. В. Крылов ЕГЭ-2009. Математика: Сдаем без проблем! - М.: Эксмо, 2009
-
Под ред Ф.Ф. Лысенко. Тематические тесты.. Математика. ЕГЭ 2012-2013 г.г. Ростов на дону: Легион,2012
-
Л.О. Денищева и др. Сдаем ЕГЭ. Математика- М.: Дрофа, 2007
-
Ю.А. Глазков, Т.А. Корешкова Математика. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену- М.: Издательство «Экзамен»,2011
-
А.Н. Рурукин Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по математике. - М.: «Вако», 2006
-
В.В. Кочагин и др. ЕГЭ-2008 : математика % реальные задания. - М.:АСТ: Астрель (ФИПИ), 2008
-
Е.В. Мирошкина. Математика. 10-11 классы. Уравнения и неравенства. Приемы, методы, решения. - Волгоград: Учитель, 2009
-
Э.Н. Балаян. Практикум по решению задач. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы. - Ростов-на-Дону: Феникс,2006
-
Л.О. Денищева и др. Готовимся к ЕГЭ. Математика. - М.: Дрофа, 2011
-
Задачи М.И. Сканави. Составители Марач С.М., Полуносик П.В.. Мн.: изд. В.М. Скакун 1997г.
-
А.Л.Семенова ,И.В.Ященко ЕГЭ типовые тестовые задания, изд-во «Экзамен», М.2013
Приложение: Зачет по заданиям ЕГЭ
Вариант № 1
Тема 1.«Степени»
-
Упростите: .
-
Выполните действия:
-
Упростите выражение: .
-
Вычислите: .
-
Упростите выражение: :.
Тема 2. «Корни n-ой степени»
-
Вычислите:.
-
Внесите множитель под знак корня: .
-
Сократите дробь: .
-
Вычислите:.
-
Упростите выражение: .
Тема 3. «Область определения функции и множество значений функции»
-
Найдите множество значений функции: .
-
Найдите наибольшее целое число, не входящее в множество значений функции .
-
Найдите область определения функции: .
-
Найдите область определения функции: .
-
Найдите область определения функции: .
Тема 4. «Производная и её применение»
-
Найдите производную функции: .
-
Найдите производную функции: .
-
Материальная точка движется по закону (м).
В какой момент времени скорость точки будет равна 12,8 м/с?
3
y = f (x)
0
x
x
1
2
-1
-3
1
2
3
4
6
7
y
-1
-5
-7
0
-5
Найти угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции в точке с абсциссой .
-
На рисунке изображен график функции и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной в точке .
Тема 5. «Решение уравнений» Тема 6. «Решение неравенств»
-
. 1. .
-
2.
-
3.
-
4.
-
5.
Тема 7. «Тригонометрия»
-
Найдите значение , если и .
-
Найдите значение , если .
-
Упростите выражение: .
-
Найдите значение выражения: ,если .
-
Вычислите: .
y = f (x)
3
x
1
2
-1
-3
1
2
3
4
6
7
y
-1
-5
-7
0
-5
Тема 8. «Чтение графиков»
-
График функции
изображен на рисунке. Решите неравенство .
-
Укажите график функции, убывающей на отрезке .
3
-3
y
x
-1
1
2
3
4
6
-1
-5
0
y = f (x)
1
y = f (x)
3
x
1
2
-1
-3
1
2
3
4
6
7
y
-1
-5
-7
0
-5
1. 2.
3. 4.
3
-3
y
x
-1
1
2
3
4
6
-1
-5
0
y = f (x)
1
y = f (x)
3
-3
y
x
-1
1
2
3
4
6
-1
-5
0
1
-
Укажите функцию , график которой изображен на рисунке.
0
1
-1
-2
y
x
y = f (x)
1.
2.
3.
4.
-
Рыбак отправился на озеро, где провел некоторое время, после чего он вернулся домой. На рисунке изображен график его движения (по горизонтальной оси откладывается время t в часах, по вертикальной - расстояние s от дома в километрах). Используя график, ответьте на вопрос. Сколько времени рыбак провел на озере?
1
S, км
2
3
4
5
6
t, ч
1
2
3
7
5
10
12
0
1
1
0
x
y
1
1
0
x
y
На каком из рисунков изображен график функции ?
1. 2.
1
1
0
x
y
1
1
0
x
y
3. 4.
Тема 9. «Логарифмы»
-
Вычислите значение выражения: .
-
Вычислите значение выражения: .
-
Вычислите значение выражения: .
-
Вычислите значение выражения: , если.
-
Вычислите значение выражения: , если .
Тема 10. «Первообразная и неопределенный интеграл »
-
Укажите первообразную функции .
-
Укажите первообразную функции .
-
Укажите первообразную функции ,если.
-
Для функции найдите первообразную , график которой проходит через точку.
-
Тело движется прямолинейно, и его скорость изменяется по закону м/с. В момент времени с тело находится на расстоянии м от начала отсчета. Укажите формулу, которой задается зависимость расстояния от времени.
Зачет по заданиям ЕГЭ
Вариант № 2
Тема 1.«Степени»
-
Упростите: .
-
Выполните действия:
-
Упростите выражение: .
-
Вычислите: .
-
Упростите выражение: :.
Тема 2. «Корни n-ой степени»
-
Вычислите:.
-
Внесите множитель под знак корня: .
-
Сократите дробь: .
-
Вычислите:.
-
Упростите выражение:.
Тема 3. «Область определения функции и множество значений функции»
-
Найдите множество значений функции: .
-
Найдите наименьшее целое число, не входящее во множество значений функции .
-
Найдите область определения функции: .
-
Найдите область определения функции: .
-
Найдите область определения функции: .
Тема 4. «Производная и её применение»
-
Найдите производную функции: .
-
Найдите производную функции: .
-
Материальная точка движется по закону (м). В какой момент времени скорость точки будет равна 13,5 м/с?
-
Найти угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции в точке с абсциссой .
3
y = f (x)
0
x
x
1
2
-1
-3
1
-3
4
6
7
y
-1
-5
-7
0
-5
На рисунке изображен график функции и касательная к нему в точке с абсциссой . Найдите значение производной в точке .
Тема 5. «Решение уравнений» Тема 6. «Решение неравенств»
-
. 1. . .
-
. 2. .
-
. 3. .
-
. 4. .
-
. 5. .
Тема 7. «Тригонометрия»
-
Найдите значение , если и .
-
Найдите значение , если .
-
Упростите выражение: .
-
Найдите значение выражения ,если .
-
Вычислите: .
y = f (x)
3
x
1
2
-1
-3
1
2
3
4
6
7
y
-1
-5
-7
0
-5
Тема 8. «Чтение графиков»
-
График функции изображен на рисунке. Решите неравенство .
-
Укажите график функции, не обладающей свойством четности или нечетности.
0
1
2
-1
-2
-3
y
x
1
2
3
4
5
6
-1
-2
-3
-4
-5
y = f (x)
0
1
2
-1
-2
-3
y
x
1
2
3
4
5
6
-1
-2
-3
-4
-5
y = f (x)
1. 2.
3. 4.
0
1
2
-1
-2
-3
y
x
1
2
3
4
5
6
-1
-2
-3
-4
-5
y = f (x)
0
1
2
-1
-2
-3
y
x
1
2
3
4
5
6
-1
-2
-3
-4
-5
y = f (x)
-
Укажите функцию , график которой изображен на рисунке.
1
1
0
x
y
1.
2.
3.
4.
-
Рыбак отправился на озеро, где провел некоторое время, после чего он вернулся домой. На рисунке изображен график его движения (по горизонтальной оси откладывается время t в часах, по вертикальной - расстояние s от дома в километрах). Используя график, ответьте на вопрос. Какова скорость рыбака от дома к озеру?
1
S, км
2
3
4
5
6
t, ч
1
2
3
7
5
10
12
0
0
1
-1
-2
y
x
y = f (x)
0
1
-1
-2
y
x
y = f (x)
На каком из рисунков изображен график функции?
1. 2.
0
1
-1
-2
y
x
y = f (x)
0
1
-1
-2
y
x
y = f (x)
3. 4.
Тема 9. «Логарифмы»
-
Вычислите значение выражения: .
-
Вычислите значение выражения: .
-
Вычислите значение выражения: .
-
Вычислите значение выражения: , если.
-
Вычислите значение выражения: , если .
Тема 10. «Первообразная и неопределенный интеграл »
-
Укажите первообразную функции .
-
Укажите первообразную функции .
-
Укажите первообразную функции ,если .
-
Для функции найдите первообразную , график которой проходит через точку.
-
Тело движется прямолинейно, и его скорость изменяется по закону м/с. В момент времени с тело находится на расстоянии м от начала отсчета. Укажите формулу, которой задается зависимость расстояния от времени.