Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















ЗАДАЧИ, ПРИВОДЯЩИЕ К ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ

УРАВНЕНИЯМ







Методические указания.
























ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………

1.Дифференциальные уравнения первого порядка

с разделяющимися переменными…………………………..

2.Линейные дифференциальные уравнения первого

порядка……………………………………………………………….

Задачи для самостоятельного решения……………………………..

3.Дифференциальные уравнения второго порядка………….…

Задачи для самостоятельного решения……………………………..

Ответы…………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………





ВВЕДЕНИЕ



Математическое описание самых разнообразных явлений, происходящих в природе, часто приводит к уравнениям, связывающим независимую переменную, искомую функцию (одной переменной) и производные этой функции. Такого рода уравнения называют обыкновенными дифференциальными уравнениями. (В дальнейшем будем называть их дифференциальными уравнениями). Если в дифференциальное уравнение входит только независимая переменная, функция и её первая производная, то уравнение называется дифференциальным уравнением первого порядка.

В общем виде его можно записать так: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

если оно решается относительно производной, то его можно записать так: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Если дифференциальное уравнение содержит ещё и производную второго порядка от искомой функции, то оно на- зывается дифференциальным уравнением второго порядка:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Основную трудность при решении задач, приводящих к дифференциальным уравнениям, представляет составление самих дифференциальных уравнений. Здесь нет универсального метода. Каждая задача требует индивидуального подхода, основанного на глубоком понимании соответствующего закона физики, химии, зоологии, биологии и умение переводить эти задачи на математический язык.

Рассмотрим задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.




1. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными.

Задача 1. Найти закон движения свободно падающего в пусто-

те тела, если пройденный путь начинает отсчитываться от момента времени t = 0 и начальная скорость падения равна нулю. Скорость в этом случае выражается, как известно, формулой Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .


Решение.

Скорость переменного движения есть производная по времени. Поэтому Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям =gt (1.1)

Из этого уравнения следует, что функция s есть первообразная функции gt. Следовательно, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям (1.2)

Для определения произвольной постоянной С используем то условие, что начало отсчёта пути совпадает с началом отсчёта времени, то есть при t = 0 s = 0. Подставляя эти значения в равенство (1.2), находим 0 = 0+С, то есть С = 0, и следовательно, окончательно получаем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Задача 2. (Об охлаждении тела). Скорость охлаждения тела в воздухе пропорциональна разности между температурой тела и температурой воздуха. Температура воздуха равна 200С. Известно, что в течение 20 минут тело охлаждается от 100 до 600С. Определить закон изменения температуры Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям тела в зависимости от времени t.


Решение.

Согласно условию задачи имеем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям(1.3)

где k>0 - коэффициент пропорциональности и x = Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - 20.

Разделяя в уравнении (1.3) переменные и затем, интегрируя, получаем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям,

что после потенцирования даёт Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Для определения С используем начальное условие x = 80 при

t =0:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Следовательно, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям илиМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям откуда Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Коэффициент пропорциональности k определяем из дополни - тельного условия: при t = 20, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям = 60. Отсюда 60=20+80Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям=Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям и, следовательно, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Итак, искомая функция Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Задача 3. (О движении моторной лодки). Моторная лодка движется в спокойной воде со скоростью Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . На полном ходу её мотор выключается и через 40 с после этого скорость лодки уменьшается до Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Сопротивление воды пропорционально скорости движения лодки.

Определить скорость движения лодки через 2 мин. после остановки мотора.


Решение.

На движущуюся лодку действует сила сопротивления воды

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям,

где Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям >0 - коэффициент пропорциональности.

С другой стороны по второму закону Ньютона Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

и, значит, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Решим это дифференциальное уравнение, разделяя переменные и интегрируя, получим:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

После потенцирования получаем:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Найдём С, используя начальное условие Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям при t = 0:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Поэтому Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Теперь, используя дополнительное условие - при t = 40c = Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - получаем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Следовательно, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Отсюда искомая скорость равна:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Задача 4. (О потере заряда проводником). Изолированному проводнику сообщим заряд Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Вследствие несовершенства изоляции проводник постепенно теряет свой заряд. Скорость потери заряда в данный момент времени пропорциональна наличному заряду проводника. Какой заряд останется на проводнике по истечении времени t = 10 мин., если за первую минуту потеряно 100 Кл?

Решение.

Пусть в момент времени t заряд проводника равен Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Тогда скорость потери заряда в этот момент времени равна - Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . По условию задачи Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям ,

где Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям >0 - коэффициент пропорциональности.

Решим последнее уравнение - это дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными.

Разделив переменные и проинтегрировав, получим:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Потенцируя, последнее уравнение получим:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Используя начальное условие Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям при t = 0, найдём С:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Следовательно, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Далее, используя дополнительное условие - при t = 1 мин. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , имеем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Поэтому Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Следовательно, через 10 минут на проводнике останется заряд

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Задача 5. (Заряд конденсатора). Конденсатор ёмкостью С включается в цепь с напряжением U и сопротивлением R. Определить заряд конденсатора в момент времени t после включения.



Решение.

Сила I электрического тока представляет собой производную от количества электричества q, прошедшего через проводник, по времени t Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям В момент t заряд конденсатора q и сила тока Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям в цепи действует электродвижущая сила Е, равная разности между напряжением цепи U и напряжением конденсатора Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям то есть Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Согласно закону Ома Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Поэтому Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Отсюда Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям,

то есть, имеем дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными.

Решим его:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

используя начальное условие x = СU при t=0, получим: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Откуда Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Задача 6. (Падение с парашютом). Составить закон движения парашютиста, масса тела которого равна m.


Решение.

При падении тел в безвоздушном пространстве их скорость равномерно увеличивается. Иначе обстоит дело, если падение происходит в воздухе. Будем для простоты считать, что сила сопротивления воздуха прямо пропорциональна скорости падения. Сила F, действующая на тело массы m, равна Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям (знак минус перед Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям поставлен потому, что сила сопротивления воздуха направлена в сторону, противоположную направлению падения). Далее, так как по второму закону Ньютона Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , где Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - ускорение, получаем уравнение:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

или

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

с начальным условием Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям при t = 0. Отсюда, вводя обозначе- ние Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , получаем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям с начальным условием Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям при t = 0, то есть имеем уравнение с разделяющимися переменными и начальным условием Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям при t = 0.

Значит Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям откуда Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

По прошествии некоторого времени Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям станет очень малым числом и скорость падения будет почти в точности равна Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , то есть падение станет равномерным.

Теперь найдём закон движения парашютиста s = s(t). Для этого перепишем найденное выражение для скорости Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям в виде

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям,

откуда

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

что после интегрирования Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

где С - производная постоянная. Для отыскания С заметим, что при t = 0 пройденный путь равен нулю, то есть при t = 0 имеем

S = 0.

Подставляя эти значения в последнее равенство, получаем

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям, т.е. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Итак, закон движения парашютиста имеет вид Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Задача №7 (О прожекторе). Определить форму зеркала, обладающего тем свойством, чтобы все лучи, исходящие из источника света, помещённого в точке О на оси вращения, отражались бы зеркалом параллельно этой оси.


Решение.

Для решения задачи будем рассматривать плоское сечение зеркала, проходящее через ось вращения. Поместим источник света в начале координат, и пусть ось вращения совпадает с осью Ох (см. рис. 1). Обозначим через Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям угол, образованный осью Ох и касательной AS в произвольной точке сечения М (х; у).

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

x

Наша цель найти форму сечения, то есть зависимость координаты у от координаты х: у=у(х). Ломанная ОМТ изображает путь луча, исходящего из источника света в точке О и отражающегося в точке М от поверхности зеркала параллельно оси Ох. Проведём нормаль МN и опустим из точки М на ось Ох перпендикуляр МР. Так как Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям (угол падения равен углу отражения), имеем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Следовательно, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям NOM - равнобедренный и поэтому ОМ = ОN. Кроме этого, по построению Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Можно переходить к составлению дифференциального уравнения:

ОN = РN - PO, PN= ytgМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям, PO = -x, ON=OM=Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям,

ON = ytgМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям + x =Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Учитывая геометрический смысл производной: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , получаем для определения зависимости у от х дифференциальное уравнение первого порядка

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Для нахождения решения уравнения преобразуем его следующим образом. Умножаем обе части равенства на 2dx:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямили Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Подстановкой Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям приводим уравнение к уравнению с разделяющимися переменными Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

которое преобразуется к виду Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Отсюда находим Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Заменяя переменную z её выражением через х и у, получаем

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Упрощая полученное уравнение возведением в квадрат обеих его частей, получаем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Таким образом, искомая кривая - парабола с параметром р = С и вершиной, лежащей на расстоянии Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям влево от начала координат (см. рис. 2). Следовательно, искомая отражательная поверхность - параболоид вращения.


2. Линейные дифференциальные уравнения первого

порядка.

Задача №1.

Скорость v, путь s и время t связаны уравнением Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Найти закон движения, если при t = 0 s = 2.


Решение:

Так как Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям,Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямто подставляя это значение v в данное Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям уравнение, получаем дифференциальное уравнение движения:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - это линейное дифференциальное уравнение первого порядка.

Решим его методом Бернулли, применив подстановку Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , где Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям ; Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , получаем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Сгруппировав члены, содержащие u и вынеся за скобки общий множитель, получим

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Выражение в скобках приравняем к нулю:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Для отыскания u имеем уравнение:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

По условию при t=0 s=2 и поэтому С=2. Таким образом, искомый закон движения Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Задача2.

В помещении для крупного рогатого скота работают 2 вентилятора, каждый из которых в минуту доставляет по 60м3 чистого воздуха, содержащего 0,01% углекислоты. Полагая, что в коровнике объёмом 1600м3 с начальным содержанием углекислоты в 0,2% находится 120 коров, каждая из которых выдыхает в минуту 0,1м3 воздуха с 5% углекислоты, определить наличие углекислоты в 1м3 воздуха после двухчасового содержания животных в помещении.


Решение.

Пусть содержание углекислоты в 1м3 воздуха в момент времени t есть y(t) (в дальнейшем y). Скорость изменения концентрации равна приращению углекислоты Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям у, делённому на соответствующий промежуток времени Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям t; Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям у определяется углекислотой:

  1. выделяемой при дыхании 120 животных,

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

  1. вводимой вентилятором на каждый кубометр,

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

  1. удаляемой за счёт работы вентиляторов

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Следовательно,

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Как видим, скорость изменения содержания углекислоты пропорциональна у. Перейдя к пределу при Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , имеем:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Получено линейное дифференциальное уравнение. Находим его решение. Имеем: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Обозначим Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям тогда Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Примем следующее обозначение: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям и подставим в последнее уравнение. В результате получим:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Положим Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Тогда, учитывая, что Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , имеем

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Определим произвольную постоянную С. При t = 0 согласно условию задачи у = 0,002. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Окончательно имеем:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Если t = 120, то уМетодические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям0,00517, так как второй член очень мал

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Таким образом, количество углекислоты в 1м3 (концентрация) увеличится в Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям раза и в дальнейшем увеличиваться уже не будет благодаря работе вентиляторов.










Задачи для самостоятельного решения.


  1. Скорость прямолинейного движения тела задана уравнением Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Найти путь, пройденный им за 6с от начала движения.


  1. Скорость прямолинейного движения тела Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Определить путь его за третью секунду.

  2. Скорость тела пропорциональна пройденному пути. За первые 10с тело проходит 100м, за 15с - 200м. Какой путь пройдёт тело за время t?

  3. Скорость охлаждения тела в воздухе пропорциональна разности между температурой тела и температурой воздуха. Если температура воздуха равна 200С, и тело в течение 20 мин. Охлаждается от 100 до 60Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямС, то через сколько времени его температура понизится до 300С?

  4. Для сохранения спермы самцов - производителей, её на длительное время замораживают и держат при температуре -40С. За сколько времени сперма охладится до 00С, если её начальная температура 300С и известно, что за 20мин. в термостате она охлаждалась до 200С? Скорость охлаждения прямо пропорциональна разности между температурой тела и температурой в термостате.

  5. Найти закон изменения давления воздуха в зависимости от высоты над уровнем моря.

  6. Опытным путём установлено, что при брожении кормов скорость изменения массы (прироста) действующего фермента пропорциональна его наличному количеству. Найти закон изменения массы фермента в зависимости от времени.

  7. Скорость сокращения мышцы описывается уравнением Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

где х0 - полное сокращение мышцы;

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям- постоянная величина, зависящая от нагрузки;
х - сокращение мышцы в данный момент.

Найти закон сокращения мышцы, если х = 0 при t = 0.


3.Дифференциальные уравнения второго порядка.

Задача 1.

Тело движется прямолинейно с ускорением Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Найти закон движения тела, если в начальный момент движения, пройденный путь и скорость равны нулю.


Решение.

Решая данное уравнение, как уравнение типа Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , получаем Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Теперь, используя начальные условия s(0) = 0, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , находим: С2 = 0, С1 = 0.

Следовательно, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Задача 2.

Материальная точка массой m движется по прямой линии к центру О, притягивающему её силой Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям , где r - расстояние от точки до центра. Движение начинается с состояния покоя при r=a. Найти время, за которое точка достигает центра.

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Решение.

По условию задачи в любой момент времени t на точку действует сила Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . (Иначе сила = масса Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям ускорение). Ускорение равно Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Получаем дифференциальное уравнение: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - дифференциальное уравнение второго порядка, не содержащее независимой переменной и производной первого порядка искомой функции.

Обозначим Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Тогда Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям и последнее уравнение перепишем в виде Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными. Разделяя переменные и интегрируя будем иметь:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Откуда Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям (перед радикалом ставится знак минус, так как по смыслу задачи функция r убывает и Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям ).

Или Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Разделяя переменные в последнем уравнении и затем интегрируя, получаем:

Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениямили Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Используя начальные условия, имеем: при t = 0, r = a, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Получим: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

Откуда: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

Поэтому: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

Когда точка достигнет центра О, расстояние r = 0 и искомое время Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .









Задачи для самостоятельного решения.


  1. Тело движется с ускорением Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям . Найти закон движения тела, если в начальный момент движения, пройденный путь и скорость равны нулю.

10. Ускорение прямолинейного движения пропорционально времени. Найти зависимость между пройдённым расстоянием и временем, если при t = 0, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям = 0 и s = 0, а также при t = 1, s = Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям .

11. Ускорение прямолинейного движения пропорционально квадрату времени. Найти зависимость между s и t, если t = 0, Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям = 0 s = 1, и при t = 1 s = 2.

12. Локомотив движется по горизонтальному участку пути со скоростью 72км/ч. Во сколько времени и, на каком расстоянии он будет остановлен тормозом, если сопротивление движению после начала торможения равно 0,2 его веса?









Ответы:


  1. 162см.

  2. 9см.

  3. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

  4. через 60мин.

  5. 126мин.

  6. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям, где Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - атмосферное давление над уровнем моря: Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - высота; Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям >0.

  7. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям, где Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям - масса фермента, образованного к моменту времени t.

  8. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

  9. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

10. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям

  1. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.

  2. Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям;Методические указания Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям















Литература:



  1. Кудрявцев В.А., Демидович В.П. Краткий курс высшей математики. М.: Наука, 1985.

  2. Шипачев В.С. Высшая математика. М.: Высшая школа, 2002.

  3. Баврин И.И. Высшая математика. М.: Academa 2002.

  4. Зайцев И.А. Высшая математика. М.: Высшая школа, 1998

  5. Шипачев В.С. Краткий курс высшей математики. М.: Проспект, 2002.

  6. Пискунов Н.С. Дифференциальные и интегральные исчисления. М.: Наука, 1976.

  7. Данко П.В., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая матема- тика в упражнениях и задачах. М.: Высшая школа, 2002, ч.2.







© 2010-2022