- Преподавателю
- Математика
- Статья на тему Дифференцированная работа с разными категориями обучающихся
Статья на тему Дифференцированная работа с разными категориями обучающихся
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Москвина Н.В. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы «риска», пропустившие занятия по болезни)
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости.
Поэтому провожу специальную «поддерживающую» работу, тем самым помогая учащимся, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Опираясь на свой педагогический опыт, наблюдая за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи, результаты самостоятельной работы в классе в первую очередь определяю круг отстающих учащихся.
Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы, недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, отсутствие познавательного интереса, отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся, указывают на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития (ЗПР), педагогическая запущенность, пропуски занятий. Я придаю выяснению причин неуспеваемости огромное значение. Эту работу выполняю с помощью самого обучающегося, его родителей и одноклассников.
Я выделяю 4 группы учащихся "группы риска", разделив их по следующим критериям: медицинские, социальные, учебно-педагогические, поведенческие
Выявленные факторы, причины и условия, оказывающие отрицательное влияние на успеваемость школьников, помогают определить методы и формы их устранения, определить действительный уровень его знаний, после чего "возвратить его" на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы.
Для ликвидации неуспеваемости своевременно выявляю образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, так что я чаще обращаюсь к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирую вопросами учеников при затруднениях в усвоении нового материала, использую дифференцированный дидактический материал. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) формирую у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.