Кейс-технологии на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хохлова Наталья Александровна

учитель математики

МБОУ СОШ №70 г. Липецка


Кейс-технологии на уроках математики

Все учителя сталкивались с вопросом: как заинтересовать ученика своим предметом? Человек увлекается, какой либо деятельностью, если становиться непосредственно субъектом, а не объектом этой деятельности. Так и в учебном процессе, ученик должен быть субъектом, а не объектом в учебном процессе.

Работая первый год, очень трудно было удержать внимание и интерес каждого из учеников. Но наблюдая за ними, было ясно одно, только тогда, когда ученик использует свои умственные, физические, духовные возможности, можно говорить о самостоятельной учебно-познавательной деятельности, благодаря которой ученик сам учиться: проектировать, исследовать, открывать что то новое. Все это и способствует увлечению предметом.

Осуществлять процесс самостоятельной учебно-познавательной деятельности необходимо на основе современных технологий обучения. Узнав, о не столь известном методе case-технологий, я заинтересовалась и решила его применить. В этой статье речь пойдет именно об использование кейс-технологии на уроках математике.

Рассмотрим, отвечает ли метод кейс-технологий основным требованиям, которые задает стандарт образования?

В основе метода лежит имитационное моделирование. Активность обучения реализуется за счет вовлечения учащегося в решения «реальных» проблем.

Рассмотрим методы кейс-технологии [1]:

  • метод инцидентов.

Цель метода - поиск и обработка информации самим учеником.

Сообщение в кейсе может быть как письменным, так и устным («случилось…» или «произошло»).

Учащиеся получают сообщение об инциденте. Им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения [3].

  • метод разбора деловой корреспонденции.

Учащийся получают от учителя папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия. Сам участник такого обучения выступает в роли лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа). Учащийся должен - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Цель ученика - сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов. Обработать предоставленные документы.

  • игровое проектирование.

Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.

Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа: исследовательские, поисковые, творческие, аналитические, прогностические.

Цель -создание проекта(готового продукта)по заданной теме.

  • ситуационно-ролевая игра.

Цель -инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки, поведение участников инциеровки.

Обучающему выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой описано характер роли, интересы которые нужно отстоять. Таким образом, ролевая игра - игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.

  • метод дискуссии.

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Обычно дискуссией руководит учитель. «Общие правила коммуникации при групповой дискуссии выражаются в следующих требованиях к участникам группы: излагать материал кратко, конкретно, озвучить основные выводы по какому-либо вопросу или ситуации; ориентироваться на цель (задачу);уметь слушать; быть активными в беседе; осуществлять конструктивную критику.

  • метод кейс-стади предполагает: подготовленный в

письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством учителя; следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Выше были рассмотрены методы кейс-технологии. В каждом методе может существовать различная вариация подачи материала, в связи с этим рассмотрим виды кейсов [1]:. 1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). 2. Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). 3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы.

Работая, с технологией кейсов учащийся должен выполнять определенную последовательность действий. Перед знакомством с каким-либо кейсом, необходимо обговорить этапы работы с выданными материалами. Рассмотрим основные этапы работа ученика с кейсом[2]. 1 этап- знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап - выделение основной проблемы (проблем); 3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап - решение кейса, предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Из всего выше сказанного и реализованного на уроках можно сделать выводы. Использование кейса имеете явное преимущество. Ребята заметно активизируются на уроке. Ученик становиться субъектом деятельности. При этом использование жизненной ситуация повышает мотивацию к обучению. Ребенок видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни и он становиться заинтересованным в их получение.

Также преимущества данной технологии заключается в наличии логической структуры, четкой последовательности шагов и действий, повторяемости, воспроизводимости, нацеленности на получение конкретного образовательного результата, а так же данная технология способствует ранней профориентации учащегося.

Благодаря использованию на уроках данной технологии можно говорить о системе предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. В соответствие с ФГОС эта система трех компонентов и является образовательным результатом. Кейс-технология отвечает требования, которые задает ФГОС.

Библиографический список

  1. kormilovka.omskedu.ru/str/vmo/obchestvo/Chernenko_keys_techn.rar

  2. do.gendocs.ru/docs/index-242137.html.

  3. msk.treko.ru

Приложение

Рассмотри пример применения кейс-технологии на уроках математики.

Кейс «Проценты в жизни».

Вид кейса: печатный.

Тип кейса: практический.

Цели урока. 1. Развитие познавательного интереса к вычислению процентов, через решения жизненных задач; 2.отработка практических навыков при решение задач на проценты; 3. развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора через решение задач связанными с жизненными ситуациями.

Задачи: образовательная: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач; развивающая: развитие умения распознавать типы задач на проценты; воспитательная: воспитание активности, побуждение познавательного интереса, воспитание настойчивости в достижении цели.

Пример фрагмента содержания кейса.

Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с взятием кредита. Задание №2. Исследовать представленную историю и документы. Выяснить причины, почему могла произойти такая ситуация. Задание №3. Выписать все неизвестные термины и узнать их значение. Задание №4. Рассчитать долг по кредиту. Задание №5. Предложить свои варианты решений данной ситуации. Проанализировать последствия принятия того или иного решения. Сформулировать советы людям, которые собираются брать кредит. Задание №6. Представить полученные результаты своей работы перед ребятами.

Текс.

Это было почти три года назад. Я взяла в кредит ноутбук за 30 тысяч рублей. Исправно платила по 2500 рублей в месяц, в течение двух лет и трех месяцев, а потом вдруг лишилась работы. На этот случай у меня были отложены деньги (приличная сумма), но, увы, деньги незадолго до моего увольнения я потратила на новый телефон.

Как я выжила - отдельная тема. У родителей нет возможности помогать. Родственники в другом городе и сами живущие от зарплаты до зарплаты. Друзей, способных занять денег на оплату квартиры и кредит, у меня не было.

Я устроилась на работу, но пока стажировалась, пока устраивалась, пока получила зарплату прошло около двух месяцев. Были подработки, но и кушать нужно было. Получила зарплату, ура! Думаю, ну ладно - два месяца я не платила кредит, буду платить с отсрочкой и ничего не будет. Вот наивная. Оказывается, мне начисляли штраф за каждый день просрочки. Долг рос с каждым днем….

Фрагмент документа.

Общий размер кредита - 30 000 тыс.рублей. Кредит предоставляется на оплату ноутбука.

Ссудозаемщик обязуется погасить кредит до "1" сентября 2013г. При не поступлении средств в погашение кредита в указанный срок задолженность по ссуде, включая проценты, вносится на счет просроченных ссуд и списывается со счета N ____________________ в _________________________ банке.

За пользование кредитом Ссудозаемщик вносит плату в размере 18 процентов годовых. Проценты начисляются и взыскиваются Банком ежемесячно после 20 числа каждого месяца в бесспорном порядке инкассовым поручением с расчетного счета Ссудозаемщика. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты выдачи средств со ссудного счета и заканчивается датой зачисления средств в погашение кредита на ссудный счет Ссудозаемщика. В случае не поступления на счет Банка средств в погашение причитающихся со Ссудозаемщика процентов до 5 числа следующего месяца причитающиеся со Ссудозаемщика проценты по кредиту считаются как несвоевременно оплаченные. В случае нарушения срока погашения кредита и уплаты процентов Банк взыскивает штраф в размере 5 процентов от непогашенной суммы задолженности кредита за каждый день просрочки.

6


© 2010-2022