- Преподавателю
- Математика
- Кейс-технологии на уроках математики
Кейс-технологии на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Хохлова Н.А. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Хохлова Наталья Александровна
учитель математики
МБОУ СОШ №70 г. Липецка
Кейс-технологии на уроках математики
Все учителя сталкивались с вопросом: как заинтересовать ученика своим предметом? Человек увлекается, какой либо деятельностью, если становиться непосредственно субъектом, а не объектом этой деятельности. Так и в учебном процессе, ученик должен быть субъектом, а не объектом в учебном процессе.
Работая первый год, очень трудно было удержать внимание и интерес каждого из учеников. Но наблюдая за ними, было ясно одно, только тогда, когда ученик использует свои умственные, физические, духовные возможности, можно говорить о самостоятельной учебно-познавательной деятельности, благодаря которой ученик сам учиться: проектировать, исследовать, открывать что то новое. Все это и способствует увлечению предметом.
Осуществлять процесс самостоятельной учебно-познавательной деятельности необходимо на основе современных технологий обучения. Узнав, о не столь известном методе case-технологий, я заинтересовалась и решила его применить. В этой статье речь пойдет именно об использование кейс-технологии на уроках математике.
Рассмотрим, отвечает ли метод кейс-технологий основным требованиям, которые задает стандарт образования?
В основе метода лежит имитационное моделирование. Активность обучения реализуется за счет вовлечения учащегося в решения «реальных» проблем.
Рассмотрим методы кейс-технологии [1]:
-
метод инцидентов.
Цель метода - поиск и обработка информации самим учеником.
Сообщение в кейсе может быть как письменным, так и устным («случилось…» или «произошло»).
Учащиеся получают сообщение об инциденте. Им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения [3].
-
метод разбора деловой корреспонденции.
Учащийся получают от учителя папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия. Сам участник такого обучения выступает в роли лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа). Учащийся должен - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Цель ученика - сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов. Обработать предоставленные документы.
-
игровое проектирование.
Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.
Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа: исследовательские, поисковые, творческие, аналитические, прогностические.
Цель -создание проекта(готового продукта)по заданной теме.
-
ситуационно-ролевая игра.
Цель -инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки, поведение участников инциеровки.
Обучающему выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой описано характер роли, интересы которые нужно отстоять. Таким образом, ролевая игра - игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.
-
метод дискуссии.
Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Обычно дискуссией руководит учитель. «Общие правила коммуникации при групповой дискуссии выражаются в следующих требованиях к участникам группы: излагать материал кратко, конкретно, озвучить основные выводы по какому-либо вопросу или ситуации; ориентироваться на цель (задачу);уметь слушать; быть активными в беседе; осуществлять конструктивную критику.
-
метод кейс-стади предполагает: подготовленный в
письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством учителя; следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Выше были рассмотрены методы кейс-технологии. В каждом методе может существовать различная вариация подачи материала, в связи с этим рассмотрим виды кейсов [1]:. 1. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). 2. Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). 3. Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы.
Работая, с технологией кейсов учащийся должен выполнять определенную последовательность действий. Перед знакомством с каким-либо кейсом, необходимо обговорить этапы работы с выданными материалами. Рассмотрим основные этапы работа ученика с кейсом[2]. 1 этап- знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап - выделение основной проблемы (проблем); 3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап - решение кейса, предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Из всего выше сказанного и реализованного на уроках можно сделать выводы. Использование кейса имеете явное преимущество. Ребята заметно активизируются на уроке. Ученик становиться субъектом деятельности. При этом использование жизненной ситуация повышает мотивацию к обучению. Ребенок видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни и он становиться заинтересованным в их получение.
Также преимущества данной технологии заключается в наличии логической структуры, четкой последовательности шагов и действий, повторяемости, воспроизводимости, нацеленности на получение конкретного образовательного результата, а так же данная технология способствует ранней профориентации учащегося.
Благодаря использованию на уроках данной технологии можно говорить о системе предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. В соответствие с ФГОС эта система трех компонентов и является образовательным результатом. Кейс-технология отвечает требования, которые задает ФГОС.
Библиографический список
-
kormilovka.omskedu.ru/str/vmo/obchestvo/Chernenko_keys_techn.rar
-
do.gendocs.ru/docs/index-242137.html.
-
msk.treko.ru
Приложение
Рассмотри пример применения кейс-технологии на уроках математики.
Кейс «Проценты в жизни».
Вид кейса: печатный.
Тип кейса: практический.
Цели урока. 1. Развитие познавательного интереса к вычислению процентов, через решения жизненных задач; 2.отработка практических навыков при решение задач на проценты; 3. развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора через решение задач связанными с жизненными ситуациями.
Задачи: образовательная: углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач; развивающая: развитие умения распознавать типы задач на проценты; воспитательная: воспитание активности, побуждение познавательного интереса, воспитание настойчивости в достижении цели.
Пример фрагмента содержания кейса.
Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с взятием кредита. Задание №2. Исследовать представленную историю и документы. Выяснить причины, почему могла произойти такая ситуация. Задание №3. Выписать все неизвестные термины и узнать их значение. Задание №4. Рассчитать долг по кредиту. Задание №5. Предложить свои варианты решений данной ситуации. Проанализировать последствия принятия того или иного решения. Сформулировать советы людям, которые собираются брать кредит. Задание №6. Представить полученные результаты своей работы перед ребятами.
Текс.
Это было почти три года назад. Я взяла в кредит ноутбук за 30 тысяч рублей. Исправно платила по 2500 рублей в месяц, в течение двух лет и трех месяцев, а потом вдруг лишилась работы. На этот случай у меня были отложены деньги (приличная сумма), но, увы, деньги незадолго до моего увольнения я потратила на новый телефон.
Как я выжила - отдельная тема. У родителей нет возможности помогать. Родственники в другом городе и сами живущие от зарплаты до зарплаты. Друзей, способных занять денег на оплату квартиры и кредит, у меня не было.
Я устроилась на работу, но пока стажировалась, пока устраивалась, пока получила зарплату прошло около двух месяцев. Были подработки, но и кушать нужно было. Получила зарплату, ура! Думаю, ну ладно - два месяца я не платила кредит, буду платить с отсрочкой и ничего не будет. Вот наивная. Оказывается, мне начисляли штраф за каждый день просрочки. Долг рос с каждым днем….
Фрагмент документа.
Общий размер кредита - 30 000 тыс.рублей. Кредит предоставляется на оплату ноутбука.
Ссудозаемщик обязуется погасить кредит до "1" сентября 2013г. При не поступлении средств в погашение кредита в указанный срок задолженность по ссуде, включая проценты, вносится на счет просроченных ссуд и списывается со счета N ____________________ в _________________________ банке.
За пользование кредитом Ссудозаемщик вносит плату в размере 18 процентов годовых. Проценты начисляются и взыскиваются Банком ежемесячно после 20 числа каждого месяца в бесспорном порядке инкассовым поручением с расчетного счета Ссудозаемщика. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты выдачи средств со ссудного счета и заканчивается датой зачисления средств в погашение кредита на ссудный счет Ссудозаемщика. В случае не поступления на счет Банка средств в погашение причитающихся со Ссудозаемщика процентов до 5 числа следующего месяца причитающиеся со Ссудозаемщика проценты по кредиту считаются как несвоевременно оплаченные. В случае нарушения срока погашения кредита и уплаты процентов Банк взыскивает штраф в размере 5 процентов от непогашенной суммы задолженности кредита за каждый день просрочки.
6