- Преподавателю
- Математика
- Урок-практикум по алгебре на тему Функция: y=ax^2+bx+c (заключительный урок по теме) - 8 класс
Урок-практикум по алгебре на тему Функция: y=ax^2+bx+c (заключительный урок по теме) - 8 класс
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Курбатова О.В. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
112
1
АЛГЕБРА-8
Урок-практикум
ТЕМА: «Функция
у = ах2 + bх + с»
Урок проведён с использованием мобильного компьютерного класса
Урок-практикум.
«Рисуем графиками функций».
(При поддержке компьютерной программой Advanced Grapher.)
В школе, на уроках математики, широко используются задания, в которых ученики строят точки по координатам и последовательно соединяют их, получая при этом рисунок того или иного предмета. Детям нравятся такие задания. Они разнообразят деятельность учащихся в период отработки знаний, вносят элемент занимательности в урок, оттачивая навык.
Подобная работа может быть проведена и в 8 классе, но с использованием графиков квадратичной функции, заданной на отрезках. Очень подходит для данной работы тема: "Функция ".
ЦЕЛИ:
-
Выработать у учащихся навык построения графиков функций, полученных параллельным переносом графика функции .
(В ходе изучения данной темы учащиеся должны понять, что график функции есть образ параболы при параллельном переносе, отражающем начало координат на точку с координатами .) -
Научить детей указывать:
-
координаты вершины параболы, которая служит графиком функции ,
-
ось симметрии,
-
направление «ветвей».
Данный урок предполагается как заключительный урок по данной теме.
Урок состоит из 6 этапов.
-
Знакомство с интерфейсом программы Advanced Grapher.
-
Фронтальный опрос. «Функция »
-
Коллективная работа по созданию рисунка из парабол. (Анализ квадратичных функций и области определения, на которой они заданы.)
-
Самостоятельная работа. Создание рисунка (работа по индивидуальным карточкам).
-
Домашнее задание.
-
Подведение итогов и выставление оценок.
Оборудование к уроку:
-
Компьютерная программа Advanced Grapher, с помощью которой проходит изучение темы данного урока.
-
Проектор.
-
Экран.
-
Раздаточный материал (карточки с индивидуальными заданиями).
Подробное описание каждого этапа.
Знакомство с интерфейсом программы Advanced Grapher.
На панели инструментов выведена кнопка +F - Добавить график. Этой кнопкой мы будем пользоваться каждый раз, переходя к работе с новой функцией. Щёлкните на этой кнопке. В раскрывшемся диалоговом окне Свойства графика мы можем задать интересующую вас функцию, а так же задать внешний вид будущего графика (толщина, цвет линии и др.).
При отображении вкладки Дополнительные свойства поставьте флажок интервал. Теперь вы сможете задать область определения функции.
Воспользуемся кнопкой - Свойства документа. Или с помощью команды ГрафикиСвойства документа вызовем диалоговое окно Свойства документа.
В раскрывшемся окне слева, на древе, вы можете выбрать для настройки одно из интересующих вас свойств (Построение, Оси, Легенда, Сетка). Щелкните на вкладке Построение. Здесь вы можете задать максимальный и минимальный интервалы для каждой из осей в отдельности. Это может быть полезно при построении тех графиков, у которых смещение вершин вдоль осей значительно.
Щелчком на кнопке Список графиков вы получаете доступ к любой функции, ранее использовавшейся вами.
Теоретический опрос.
Графиком функции является парабола, получаемая сдвигом параболы вдоль координатных осей.
-
Сформулируйте правило переноса графика функции вдоль оси абсцисс.
-
Сформулируйте правило переноса графика функции вдоль оси ординат.
-
Как определить координаты вершины параболы?
-
Как определить точку, через которую проходит ось симметрии параболы?
-
Как определить направление «ветвей» параболы?
-
Как любую квадратичную функцию записать в виде удобном для чтения координат вершины? (с помощью выделения полного квадрата)
Коллективная работа по созданию рисунка из парабол. («Зонтик»)
Каждому ребёнку выдаётся карточка со списком квадратичных функций вида .
При работе с каждой из формул списка дети отвечают на следующие вопросы:
-
Что является графиком данной функции?
-
Как направлены ветви параболы?
-
Каковы координаты вершины параболы?
Учащиеся, раскрыв диалоговое окно Добавить график, вводят формулу. Щелкнув на кнопке ОК, получают изображение графика функции.
-
О чём необходимо помнить при построении графика функции? (об области определения функции)
Двойным щелчком на интересующей вас в данный момент функции в окне Список графиков вы получаете доступ к любой функции, ранее использовавшейся вами, т. е. снова попадаете в диалоговое окно Свойства графика. Отобразив вкладку Дополнительные свойства, поставьте флажок интервал и задайте требуемую условием область определения для данной функции. Выполнив требуемые установки, щёлкните на кнопке ОК. График функции изменит свой вид в соответствии с областью определения.
Так обсуждается каждая следующая функция. Построения выполняются параллельно на компьютерах учащихся и на ноутбуке учителя, связанном с проектором.
Анализируя будущий вид графика, дети имеют возможность сразу же убедиться в правильности своих суждений. Целостный вид картинки убедит сомневающегося ученика в правильности выполняемых им действий.
Самостоятельная работа.
Учащимся раздаются различные карточки со списком функций. Каждый ребёнок строит свой рисунок самостоятельно, получая в конце урока оценку.
Варианты карточек.
«Очки»
«Кит»
«Шахматный король»
«Лягушка»
«Бабочка»
Домашнее задание.
Учащиеся обмениваются карточками, с которыми работали на уроке. Дома необходимо выполнить рисунок на миллиметровой бумаге.
При построении необходимо учитывать:
-
направление ветвей;
-
координаты вершины;
-
нули функции;
-
значения функции на границе области определения.
Домашнее задание творческого характера.
Придумать свой рисунок и зашифровать его с помощью функций.
Подведение итогов и выставление оценок.
-Чему вы учились сегодня на уроке?
Критерием усвоения вами материала будет созданный каждым из вас рисунок.
«Отлично» - Задание выполнялось самостоятельно. Рисунок закончен. Замечаний к графикам нет. Области определения для каждого графика заданы верно.
«Хорошо» - Рисунок закончен. Есть отдельные замечания по нахождению области определения или ученик обращался за помощью к учителю во время самостоятельной работы.
«Удовлетворительно» - Рисунок имеет недостатки. Ученик был неуверен в своих знаниях, постоянно обращался за помощью к учителю.