- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока алгебры на тему График и свойства функции у = ах2 (9 класс)
Конспект урока алгебры на тему График и свойства функции у = ах2 (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Юдина Е.Б. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Юдина Елена Борисовна - учитель математики МОУ Магнитная СОШ
Алгебра 9 класс
Тема: График и свойства функции .
Цели: определение свойств функции при а > 0 и при а < 0 (а ≠ 0).
Задачи:
Образовательные: определить и сформулировать свойства функции при а > 0 и при а < 0 (а ≠ 0.)
Развивающие: формировать умения по проведению аналогий между ранее известным и новым материалом (работа в парах);
формировать умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости, умение оформлять текст посредством заполнения таблицы.
Воспитательные: формировать умения анализировать свою деятельность, делать самостоятельные выводы.
Оборудование: шаблоны парабол , , , , , ;
карточки для самостоятельной работы;
шаблон таблицы для заполнения особенностей и свойств функции .
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте.
Сегодня у нас с вами урок, который я хочу провести с вашей помощью и при вашем активном участии.
Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
Один великий математик сказал:
«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому»
-
Актуализация знаний
-
Устный опрос
-
Какую функцию называют квадратичной?
-
Приведите пример квадратичной функции.
-
Что является графиком квадратичной функции?
-
Что является осью симметрии параболы?
-
Самостоятельная работа на два варианта (5 - 7 минут).
-
Изучение нового материала
Учитель: Познакомимся с квадратичной функцией более детально. Постараемся определить ее свойства. Поэтому тема нашего урока «График и свойства функции ». Запишем в тетради число и тему урока.
Учитель: Рассмотрим квадратичную функцию . Если а = 1, то получим знакомую функцию . С помощью шаблона построим ее график.
Учитель: Скажите, а какие значения может принимать а.
Ответ: а может принимать любые значения, кроме нуля.
Возьмем другие значения а.
Пусть а = 2, тогда функция примет вид и а = , функция примет вид . Воспользуемся шаблонами для их построения. Построение графиков выполним в той же системе координат, что и график функции .
Учитель: Что же является графиком функции ?
Ответ: парабола с вершиной в начале координат, ветви которой направлены: вверх если а > 0 или вниз, если а < 0.
Учитель: Сравним все три графика и попробуем выделить особенности. Выделенные нами особенности запишем в шаблоне таблицы.
Особенности графика
Свойства функции
1. График касается оси х в начале координат: точка О (0; 0) − нижняя точка графика.
2. Ветви параболы неограниченно уходят вверх.
3. График симметричен относительно оси у.
4. На промежутке (− ∞; 0] график «идет» вниз; на промежутке [0; + ∞) график «идет» вниз.
Учитель: Каждую выделенную особенность сформулируем в виде свойства.
Особенности графика
Свойства функции
1. График касается оси х в начале координат: точка О (0; 0) − нижняя точка графика.
1. При х = 0 функция принимает наименьшее значение, равное 0.
2. Ветви параболы неограниченно уходят вверх.
2. Любое неотрицательное число является значением функции. Область значений функции - промежуток [0; + ∞).
3. График симметричен относительно оси у.
3. Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
4. На промежутке (− ∞; 0] график «идет» вниз; на промежутке [0; + ∞) график «идет» вверх.
4. На промежутке (− ∞; 0] функция убывает; на промежутке [0; + ∞) функция возрастает.
Учитель: Какой вывод можем сделать, сравнив графики данных функций?
Вывод: Если а > 0, то
-
При х = 0 функция принимает наименьшее значение, равное 0.
-
Область значений функции - промежуток [0; + ∞).
-
На промежутке (− ∞; 0] функция убывает; на промежутке [0; + ∞) функция возрастает.
Учитель: С помощью шаблонов в одной системе координат постройте графики функции , , . И заполните таблицу.
Особенности графика
Свойства функции
1. График касается оси х в начале координат: точка О (0; 0) − верхняя точка графика.
1. При х = 0 функция принимает наибольшее значение, равное 0.
2. Ветви параболы неограниченно уходят вниз.
2. Любое отрицательное число является значением функции. Область значений функции - промежуток (− ∞; 0].
3. График симметричен относительно оси у.
3. Противоположным значениям аргумента соответствуют равные значения функции.
4. На промежутке (− ∞; 0] график «идет» вверх; на промежутке [0; + ∞) график «идет» вниз.
4. На промежутке (− ∞; 0] функция возрастает; на промежутке [0; + ∞) функция убывает.
После заполнения проверяем таблицу.
Учитель: Какой вывод можем сделать, сравнив графики данных функций?
Вывод: Если а < 0, то
1. При х = 0 функция принимает наибольшее значение, равное 0.
2. Область значений функции - промежуток (− ∞; 0].
3. На промежутке (− ∞; 0] функция возрастает; на промежутке [0; + ∞) функция убывает.
-
Закрепление
-
Решить № 194 у доски и в тетрадях.
-
Решить № 196 самостоятельно.
-
Домашнее задание
-
Прочитать пункт 2.2, знать и уметь по виду квадратичной функции называть ее свойства.
-
Решить № 193 и № 195.
-
Итог урока
Учитель:
-
С какой функцией мы работали на сегодняшнем уроке?
Ответ:
-
Когда функция принимает наименьшее значение? Когда наибольшее значение?
Ответ: Если а > 0, то при х = 0 функция принимает наимень-шее значение, равное 0.
Если а < 0, то при х = 0 функция принимает наиболь-шее значение, равное 0.
-
Как направлены ветви параболы функции заданной формулой ?
Ответ: Ветви параболы направлены вниз, потому что а = - 5 < 0.
-
Какой промежуток является областью значений для функции ?
Ответ: Область значений функции - промежуток [0; + ∞).
Приложение 1
Фамилия, имя ___________________________________________________
Самостоятельная работа
Вариант 1
-
Укажите, какие из следующих функций являются квадратичными:
а) ; б) ;
в) ; г) .
Ответ: ____________________________________________________
-
Для каждой параболы, изображенной на рисунке, укажите уравнение оси симметрии.
Ответ: ______________________________________________________
-
На рисунке изображены графики квадратичных функций. У каких из квадратичных функций есть наибольшее значение? Укажите эти значения.
Ответ: ____________________________________________________
Фамилия, имя ___________________________________________________
Самостоятельная работа
Вариант 2
-
Укажите, какие из следующих функций являются квадратичными:
а) ; б) ;
в) ; г) .
Ответ: ____________________________________________________
-
Для каждой параболы, изображенной на рисунке, укажите координаты вершины.
Ответ: ______________________________________________________
-
На рисунке изображены графики квадратичных функций. У каких из квадратичных функций есть наименьшее значение? Укажите эти значения.
Ответ: ____________________________________________________
Приложение 2
Функция при а > 0
Особенности графика
Свойства функции
Функция при а < 0
Особенности графика
Свойства функции
Приложение 3