Классный час по теме «Меня не понимают родители! Что делать?»

"Выдержка из материала: Ход беседы. Организационный момент.Приветствие. - Назвать себя и добавить прилагательное, характеризующее вас. - Учитель начинает приветствие с себя.Какие добрые ,ласковые слова мы сказали о себе и хочется , чтобы так было всегда? Чтобы всегда мы жили в стране добра и ласки! Песня: «Маленькая страна». Ребята, а где светло и ясно? Конечно же в семье!Но , к сожалению не всегда так бывает. Часто бывает абсолютно наоборот.Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную тему, акту...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Меня не понимают родители! Что делать?

Цель:

  1. формировать адекватную самооценку у школьников, умение критически относиться к себе и своим действиям,

  2. воспитывать чувство ответственности за свои поступки

Вид классного часа: проблемный

Форма: беседа с элементами тренинга.

Ход беседы.

Организационный момент.

Приветствие.

- Назвать себя и добавить прилагательное, характеризующее вас.

- Учитель начинает приветствие с себя.

Какие добрые ,ласковые слова мы сказали о себе и хочется , чтобы так было всегда? Чтобы всегда мы жили в стране добра и ласки!

Песня: « Маленькая страна».

Ребята, а где светло и ясно? Конечно же в семье!

Но , к сожалению не всегда так бывает. Часто бывает абсолютно наоборот.

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важную тему, актуальную во все времена, тему « отцов и детей».

Меня не понимают родители. Что делать?

Послушайте сценку в кабинете психолога. Сегодня на прием пришла мама с дочерью - восьмиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

Классный руководитель. Изложив ситуацию, мама вышла за дверь.

В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай.

Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:

хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

можно ли назвать их семью счастливой?

что отравляет отношения? Можно сказать, что между дочерью и родителями возник конфликт?

(Дети высказываются.)

А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

Трудный возраст дочери.

Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.

Успеваемость, учеба.

Лень, неаккуратность.

Придирчивость родителей.

Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

И т. П

.

Классный руководитель.

Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

Делать что тебе захочется.

Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

Иметь много обязанностей.

Жить по правилам, выполнять все законы.

Классный руководитель.

Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п.

Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.

К какой части детей относитесь вы? I (Дети высказываются.)

Проводим тест. « Наедине с собой»

  1. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?

  2. Говорите ли вы со старшими по душам , советуетесь ли по личным делам?

  3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

  4. Знают ли родители ваших друзей?

  5. Бывают ли они у вас дома?

  6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?

  7. Скучно ли вам дома?

  8. Есть ли у вас со старшими занятия и увлечения?

  9. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

  10. Предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами во время ваших праздников?

  11. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?

  12. А телевизионные передачи , фильмы?

  13. Бываете ли вместе на выставках, в театрах, музеях, концертах?

  14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?

  15. Предпочитаете ли вы проводить вместе с родителями выходные?

Подсчет баллов. + -2б; «иногда, отчасти»-1б; ---- 0б

Результат:

Более 20 баллов-отношения с родителями можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов- отношения удовлетворительные.

Менее 10 баллов- контакты с родителями носят ограниченный характер.

Ребята есть среди вас кто набрал менее 10 баллов?

Может быть вы поделитесь :

На какой почве чаще всего случаются конфликты?

Примерные ответы детей:

Не помогал по дому.

Учеба, поведение.

Поздно приходил домой.

Вредные привычки (курение). I - Из-за моей компании.

Внешний вид (прическа, одежда).

Мои поздние возвращения домой.

Плохой характер родителей. I - Из-за денег, покупки вещей.

И т. п.

Классный руководитель.

Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

III. Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

Классный руководитель.

Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него?

На доске написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (перечисляет, потом комментирует]I:

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

IV. Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

Классный руководитель. Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.

Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.

Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

Игра « Идеальные дети-идеальные родители».

Работа в группах.

V. Незаконченные предложения по теме «Секрет счастливой семьи»

Классный руководитель.

Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Но не всегда это приводит к конфликтам. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор?

Ответ очень прост: они умеют владеть собой, умеют находить компромиссы. На доске записаны три незаконченных предложения. Предложите свои варианты окончаний.

(Учитель дает высказаться по цепочке каждому ряду.)

Умение владеть собой - это...

контролировать свое поведение;

сдерживать свои эмоции, не позволять себе кричать, выражаться нецензурно;

держать себя в руках;

не позволять себе грубости, хамства;

не только с чужими людьми, но и в семье быть уравновешенным, корректным.

Чтобы научиться владеть собой, нужно...

работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого;

читать книги по психологии;

не терять своего достоинства;

научиться уважать других людей;

научиться видеть свои недостатки;

быть строгим к себе и снисходительным к другим.

Чтобы найти компромисс и сделать так , чтобы тебя поняли родители, нужно...

найти такое решение, которое устроит всех;

войти в положение другого человека;

видеть правоту другого человека;

отказаться от своего эгоизма;

не считать себя выше других;

уважать чужое мнение.

Классный руководитель.

Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

VII. Заключительное слово

Классный руководитель.

В китайском эпосе есть одна притча, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей беседы:

Ладная семья.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в этой семье и, стало быть , в селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк, раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота , достаток, мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал писать. Писал долго. Видно не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге :ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ТЕРПЕНИЕ. Фильм.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какие эмоции остались в конце классного часа?

Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?

Мне бы хотелось подарить вам памятку:

Восемь шагов к примирению:

1. Я принимаю решение прилагать усилие к тому, чтобы меня заметили и услышали мои родители, Но не путем криков, ссор, гнева.

2. Мои родители имеют право на ошибки, т. к. неизвестно, кто и как обделил их любовью в детстве или во взрослой жизни.

3. Я буду покрывать их недостатки своим прощением и любовью.

4. Я приложу все усилия к тому, чтобы понять моих родителей и их жизнь.

5. Я буду им говорить о том, что я их люблю, даже если мне неоднократно придется выслушивать от них обвинения, упреки и претензии.

6. Я буду ласков с ними, даже если они грубы.

7. Мое почтение к ним будет царским.

8. Я принимаю решение больше не говорить им: «замолчи», «все, хватит», «ты ничего не понимаешь» и др.

А еще мне хотелось бы, чтобы у каждого из вас эта МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА-ВАША СЕМЬЯ была дружной и счастливой.

Заключение. Живёт на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье - увидев звёзды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут берёзы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.


© 2010-2022