Творческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьников

Мы работаем в Краевом государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Озёрской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате II вида»   Над указанной темой мы начали работать в 2010-2011 учебном году. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значитель...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковТворческая работа Гражданское становление и патриотическое воспитание школьниковГлавное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Озерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат II вида»








Выполнили: Митрошина Н.И., воспитатель

Пятайкина Н.Н., воспитатель

Федяева Е.В., воспитатель

Мы работаем в Краевом государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Озёрской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате II вида»

Над указанной темой мы начали работать в 2010-2011 учебном году. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию гражданско - патриотических качеств личности.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

В нашей школе обучаются дети со сложной структурой дефекта. Помимо снижения слуха различной степени, у этих детей наблюдаются отклонения в умственном, психическом и физическом развитии.

Это категория детей требует неординарного подхода не только в охране их физического и психического здоровья, но и поиска дифференцированных форм и методов организации внеклассной работы, важное место здесь занимают вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Цель диагностики - определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:

  • составление словаря понятийных слов;

  • ранжирование;

  • сочинения;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • наблюдения;

  • беседа.

Диагностика была начата по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. (Приложение №1)

Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, показала следующий уровень сформированности отношения школьников:




Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества. Всё это и послужило условием становления опыта.









Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Они волнуют и нас, педагогов работающими с детьми с ограниченными возможностями слуха. Как показал опрос, дети с нарушением слуха, как и слышащие, понимают, что такое Отчизна, чувствуют себя гражданами своей страны, осознают свою принадлежность к Отчизне, умеют уважать и любить свою Родину, но затрудняются дать всему этому правильную оценку.

Актуальность опыта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:

  • между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;

  • между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;

  • между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско - патриотическому воспитанию.

Исходя из выявленных противоречий в современной теории и практике патриотического воспитания, определена следующая проблема: создание механизма, обеспечивающего организационно - педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания и гражданского становления школьника.

Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Ведущая идея состоит в формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.

Длительность работы: Работа охватывает период с 2010 года по 2015 год.

Диапазон охватывает систему внеклассной работы творческой группы воспитателей, направленную на повышение эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий патриотического воспитания и гражданского становления в школе.

Из опыты работы можем сказать, что некоторая часть наших воспитанников из социально-неблагополучных, неполных семей, или из семей, в которых родители, в основном, занимаются работой, созданием материальной базы, а не воспитанием ребёнка. К сожалению, уходят из семейного воспитания добрые традиции: совместное чтение книг, активные виды отдыха по выходным дням, просмотры «добрых» художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах. Все глубже втягиваются в паутину Интернета.

Сегодня патриотическое чувство каждого из них подвергается серьезным испытаниям. Всё более заметна постоянная утрата обществом традиционно российского патриотизма. В сознании людей получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, утрачено чувство Родины. Чувство любви к Родине формируется не только под влиянием идей и опыта прошлого, но и благодаря активному участию в жизни современного общества.

Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей и не только социальную, но и духовно - нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности ощутимый вклад должна внести современная школа. Необходимо скоординировать и направить работу на все социальные и возрастные группы, семью, как главную ячейку общества.

Задача педагога - формирование у учащихся чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.








заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.

В опыте уточнено понятие гражданско-патриотического воспитания, обоснована необходимость повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий, определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности, разработана и апробирована система гражданско-патриотического воспитания старших школьников и пути ее реализации в их практической гражданско-патриотической деятельности. Эта система воспитания должна приобщать младших школьников к реальным жизненным ситуациям, что не всегда удается осуществить в урочной деятельности.

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо сам человек не выбирает родителей, детей, Родину, место своего рождения.

Патриотизм и гражданственность формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Интегративным направлением является гражданско-патриотическое, осуществляемое как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно- патриотическое, спортивно-патриотическое.









  1. Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;



  1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;


3. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны



Для решения поставленных задач используются сложившееся социально-педагогическое пространство.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, краевые, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами, которые регулируются положениями о районных, краевых, всероссийских конкурсах, а так же актами и положениями о школьных мероприятиях.

Вся работа строится с учетом возрастных особенностей детей и с вовлечением в нее всех субъектов воспитательно-образовательного процесса и социальных партнер



Основные принципы реализации цели и задач:


Принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного процесса.

Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.



Принцип коллективной деятельности.

В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его результат; проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими.



Принцип разумной требовательности.

Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.







Принцип стимулирования самовоспитания.

Каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов - создать такие условия, в которых ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности


В качестве форм гражданско-патриотического воспитания школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выделяем:

деловые игры, речевые часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

В своей работе мы используем следующие методы.

Методы



Упражнения



Убеждение в форме разъяснения



Внушение



Стимулирования чувств и отношений







Пример



Поощрение









Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организуется в три этапа:

Этапы



III этап.

Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.





II этап.

Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.





I этап.

Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.








На первом этапе проводятся тематические беседы: «История нашей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Моя мама лучшая на свете», «Имя ангела - мама!» (Приложение №2) Детям предлагается отобразить тему «Моя семья» в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей. Эта работа необходима при проведении диагностики. Затем дети рассказывают о своих семьях.

Беседы и внеклассные мероприятия, посвященные Дню Матери, позволяют детям испытать чувство гордости за своих мам, дают наглядный пример проявления внимания и чуткости.

Конечно же, такие проекты ребёнку невозможно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода, несомненно, эффективно.

Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.

В результате реализации первого этапа значительно укрепились семейные связи, у детей появилось чувство гордости за свою семью, стал расти интерес родителей к своим генеалогическим корням, пополнились семейные библиотеки литературой краеведческого и

патриотического содержания, выявились новые факты семейных биографий, связанные с Великой Отечественной войной.

На втором этапе начинается изучение истории своего края, его

настоящего и будущего, культуры, быта и традиций.

Часы общения и беседы «Родной уголок», «Символика родного края», «Край, которым я горжусь», «Моя малая Родина», частично выстраиваются на знаниях учащимися своего родного края, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.

Внеклассное мероприятие «Поклон тебе, Алтай родной» (Приложение №3), викторина «Край, которым я горжусь» позволяют расширить знания учащихся о родном крае. Тестирование «Ты гражданином быть обязан!», (Приложение №1), внеклассные мероприятия «Отчизны верные сыны», «А, ну-ка, парни» (Приложение №4), выявляют представления о гражданских качествах человека.

На третьем этапе дети готовы воспринимать более сложный материал. Нами разработан цикл бесед и часов общения о родной стране: «С чего начинается Родина», «Символика Российского государства», «Я гражданин России», «Моя Родина Россия», «Страна в которой я живу» (Приложение №5), речевых часов по теме «Россия» (Приложение №6)

Школьные стенды, посвященные символам Российского государства и Алтайскому краю, позволяют вести работу в направлении популяризации среди школьников государственных символов, которая является важнейшей составляющей в воспитании гражданственности и патриотизма. Обращение к символам государства способствует формированию у школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.

Воспитанию патриотизма и гражданственности способствует участие школьников в акциях «Вахта памяти», «Письмо ветерану», «Память сердца», конкурс рисунков и плакатов «День победы», пробег мира к 9 мая.

Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников оказывает взаимодействие педагога с семьей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.

Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

  • обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;

  • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков - защитников и созидателей Отечества;

  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;

  • обеспечение здорового образа жизни.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа педагога по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей.

В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- индивидуальные и тематические консультации;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

- проведение совместных внеклассных мероприятий

- наглядные виды работы: памятки для родителей, выставки детских работ; (Приложение №7)

- дни открытых дверей;

- создание родительского актива.

Привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, к организации поездок в театр и кино, посещение музеев, проведение совместных праздников способствовали установлению благоприятного микроклимата в отношениях между педагогом, учащимися и родителями и создавали благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания школьников.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение

эффективности гражданско-патриотического воспитания.

Работа в рамках данного опыта позволяет сделать определенные выводы:

  1. применение элементов опыта возможно в любой школе и требует лишь желания и умения педагога;

  2. опыт не является трудоемким.

Опыт обеспечивает:

  1. рост успешности школьников;

  2. нравственное и физическое взросление;

  3. расширение знаний о семье, малой родине, России;

  4. воспитание целостной личности.



На уровне

образовательного учреждения



вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности





создание системы гражданско-патриотического воспитания









обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания











На уровне

развития личности

учащегося



Осознание обучающимися того, что настоящий гражданин любит свою Родину, изучает, сохраняет и преумножает ее историко-культурное, духовное наследие, верен гражданскому долгу, гордиться Родиной, готов защищать свое Отечество







Формирование чувства гордости у подрастающего поколения за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое





повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны



формирование активной жизненной позиции к борьбе за сохранение мира на Земле



рост ответственности за реальный вклад подрастающего поколения в деле процветания родного края и Отечества




Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных качественными и количественными параметрами.

Качественные параметры:

  1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умения их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к самообразованию.

  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан.

  1. Сформированность уважительного отношения детей к школе-интернату, классу, педагогу, совместным делам, традициям.

Количественные параметры:

  1. Включенность учащихся в воспитательные дела.

  2. Отсутствие детей с девиантным поведением.

  3. Активность деятельности детско-юношеской организации в реализации программы патриотического воспитания.

  4. Массовость и активность участия в мероприятиях по гражданско-патриотической тематике.





Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям:

1. Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности.

2. Выявление представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию;

3. Определение характера отношения школьника к Отечеству.

Подводя небольшой итог работы над темой «Гражданское становление и патриотическое воспитание» мы увидели следующие результаты:

Родина для школьников не абстрактная категория, а конкретная страна, где они собираются жить, которой они гордятся.

Они начинают осознавать личную ответственность за судьбу Отечества. Их чувства становятся личными, пережитыми.

Надо отметить повышение интереса учащихся к исследовательским видам деятельности, требующим самостоятельного и глубокого изучения истории страны, родного края, своей семьи.

Растет число детей, которые стремятся принимать участие в различных мероприятиях, требующих личностного самовыражения, проявления способностей, умений и знаний.

Повысилась активность детей в различных делах школьной жизни и во внешкольных мероприятиях.

Наблюдения показали, что среди учащихся, проявляющих интерес к истории, к творчеству, к стремлению достичь успеха в учении собственными усилиями и волей появились такие, которые сначала не проявляли данные качества.

В ответах на вопросы теста, в своих собственных выводах и суждениях на патриотические темы, на отношение к гражданскому долгу значительная часть школьников демонстрирует достаточно высокий уровень зрелости. Можно отметить уменьшение количества негативных проявлений в поведении учащихся.


















Библиографический список

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы», М.: 2006.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Российская академия образования. - М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).

3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е.В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.

4. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект

/ А.Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

5. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Москва. 1999.-796с.

6. Рогозина Л.Д. Воспитательные системы образовательных учреждений Белгородчины. Белгород, 2004.- 328с.

7. Степанов П.В., Григорьев, Д.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.

8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 222с.

9. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 48с.

10. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников

/ автор- составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007.- 330с.- (Воспитательная работа).

11. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под редакцией Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.






Приложение №1

Диагностики изучения детского коллектива.

Психолого - педагогическая диагностика является одним из компонентов воспитательного процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей воспитанников с целью оптимизации воспитательного процесса.

Диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

Основные задачи диагностики:

- определить уровни развития личности;

- обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;

- увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);

- проанализировать полученные факты;

- выработать план дальнейшей работы по результатам диагностики.

В исследовании были применены наиболее информативные методы диагностики:

- беседа с воспитанником;

- беседа с родителями;

- беседа с педагогами;

- наблюдение;

- анкетирование;

- тестирование;

- сочинения;

- социометрия;

- ранжирование;

- недописанный тезис;

- графический и рисуночный тест

Метод беседы - один из главных методов педагогической диагностики. Беседа стала важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка.

Метод наблюдения дал возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в ее естественный процесс.

Проективные тесты позволили изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дали возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив.

Графические и рисуночные тесты позволили изучить отношения в семье.

Тест «Составление понятийного словаря»

Цель: выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.

Ход эксперимента:

I уровень - располагают в две колонки:

а) понятные слова по данной теме;

б) непонятные слова.

II уровень - расположить понятия в две колонки:

А) позитивные понятия;

Б) негативные понятия.

III уровень - ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).

Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие,

милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость, толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.

Тест «Ты гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.

Ход эксперимента:

Воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, выдержка, творческое отношение к труду, справедливость, настойчивость, долг, совесть, честь, мужество, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, ответственность, радушие, сдержанность, сострадание, терпеливость, упорство, уверенность, энтузиазм.

Необходимо записать слова в три колонки:

- самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;1

- слова, которые присущи тебе;

-слова, не значимые для тебя.

Анализ полученных данных позволил установить и проанализировать причины расположения качеств данным воспитанником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

( разработана А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Я еду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хорошие классный руководитель и воспитатели.

4. К ним можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

6. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

7. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

8. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное

от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся, на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, от 2 до 3 средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и

низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательногоучреждения.

( разработана Е.Н.Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного

учреждения и классного руководителя

Ход проведения.

Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей школе:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1- не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией, классным руководителем и воспитателями нашего ребенка.

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хорошие классный руководитель и воспитатели.

6. В классе и школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

7. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

8. Классный руководитель и воспитатели заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

9. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

10. В школе созданы условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

11. Школа по- настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

Обработка результатов.

Удовлетворенность родителей работой школы и классного руководителя (У)

определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У больше 3, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; от 2 до 3 - среднем уровне; меньше 2 - низком уровне удовлетворенности.

Затем производится подсчет количества родителей в классе, имеющий высокий, средний и

низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу.




© 2010-2022