Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

Воспитательный час на тему «Мы выбираем жизнь!» проводится с целью профилактики суицида в молодёжной среде. В современной статистике смертей самоубийство почти во всех странах занимает третье место – вслед за смертью в результате болезни и несчастного случая. Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст (14 - 16 лет). Поэтому данная тематика очень актуальна для проведения в старшей школе, профессионально-технических учебных заведениях. Воспитательный час прово...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема:

«Мы выбираем жизнь!»

Цель:

Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди молодёжи.

Задачи:

  1. Развивать умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из проблемных ситуаций;

  2. Формировать у учащихся позитивные взгляды на жизнь;

  3. Воспитывать такие качества личности, как: сострадание, милосердие, неравнодушие к проблемам окружающих, умение сочувствовать, сопереживать.

  4. Пытаться повлиять на сокращение суицидов среди молодёжи.

Тип мероприятия:

Воспитательный час.

Вид мероприятия:

Воспитательно-психологический лекторий.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение:

Презентация «Мы выбираем жизнь!»;

Видеоролик: Пауло Коэльо «Цените жизнь»;

Видеоролик: Рождество «Так хочется жить…»;

Видеоролик: «Жизнь как чудо!»;

Видеоклип: Сплин «Выхода нет»;

Социальные ролики о проблеме суицида.

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Плакаты с высказываниями:

«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь саму книгу» (Ж. Санд).

«Самоубийца - человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

«Убийца убивает человека, самоубийца - человечество» (Г. Честертон).

«Самоубийство - мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

«Некоторые из самоубийц умирают, молясь, чтобы их кто-то нашел, спас до того, как наступит конец» (Ди Снайдер).

Структура воспитательного часа


І. Организационный момент.

ІІ.Мотивация выбора темы.

  1. Сообщение темы воспитательного часа;

  2. Демонстрация видеоклипа.

ІІІ. Работа над темой воспитательного часа.

  1. Сообщение классного руководителя (с показом слайдов презентации);

  2. Демонстрация социальных роликов;

  3. Обобщение результатов проведённого анкетирования;

  4. Слово классного руководителя;

  5. Демонстрация видеороликов;

  6. Игра «Скрепка»;

  7. Тематическая лотерея.

ІV. Подведение итогов воспитательного часа.















Ход мероприятия:

Видеоклип на песню группы Сплин «Выхода нет»

Классный руководитель:

(Слайд 1)

Добрый день, ребята. В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из нас в жизни была такая ситуация, когда казалось, что всё - жизнь кончена, смысл жизни потерян, что выхода из сложившейся ситуации - нет. Кажется, что весь мир восстал против нас, мы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их. И тогда в голову нам приходят самые страшные мысли. Кажется, что кто-то нашёптывает нам всевозможные способы, как лучше всего уйти из жизни, которая кажется совершенно опостылевшей и бесперспективной.

Сегодняшний наш классный час посвящён проблеме подросткового суицида. Для современного мира - это очень большая, очень актуальная проблема.

Кто-то сейчас может не согласиться со мной и сказать: «Суициды были всегда». Да, я не отрицаю этот факт, но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Этот факт очень тяжело принять, ещё труднее его понять.

Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения?

(Слайд 2)

Мы выбираем жизнь, они - смерть.
Мы пишем письма, они - предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них… у них - нет будущего.
Кажется, что мы и они - из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь - шаг.
Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать…

За последние пять лет самоубийством покончили жизнь около 15 тысяч несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство с целью обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, из-за стрессов и утраты смысла жизни.

Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, характера, смелости. Но на самом деле - подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме, безответственности, неумении решать проблемы, нарушениях психического здоровья.

(Слайд 3)

Социальный ролик 1

(Слайд 4)

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек среди них:

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

300 тысяч китайцев,

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

160 тысяч индийцев,

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

37 тысяч американцев,

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

30 тысяч русских,

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

30 тысяч японцев,

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

16 тысяч французов,

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)

10 тысяч украинцев.

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры. Считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды. 19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.

(Слайд 5)

Социальный ролик 2

За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.

(Слайд 6)

Социальный ролик 3

(Слайд 7)

И ещё немного статистики: Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.

В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35-70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.

60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

(Слайд 8)

Можно указать такие причины самоубийств:

  • 19% - страх перед наказанием

  • 18% - душевная болезнь

  • 18% - домашние огорчения

  • 6% - страсти

  • 3% - денежные потери

  • 1,4% - пресыщенность жизнью

  • 1,2% - физические болезни

  • 41% - другие причины

Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах - так, суициды из-за неразделенной любви у подростков до 18 лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после 25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже.

Что же думаете вы, молодёжь, о проблеме суицида? Вы отвечали на вопросы анкеты. Давайте проанализируем результаты.

(Результаты анкетирования)

Самоубийство - последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.

(Слайд 9)

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1. Прямо и явно говорить о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить".

2. Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

(Слайд 10)

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

(Слайд 11)

Ситуационные признаки:

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Ребята, вы все молоды, здоровы, красивы. У каждого из вас впереди ещё целая жизнь. Цените её, и знайте, что жизнь нам даётся всего один раз. И второго шанса у нас никогда не будет.

(Слайд 12)

Видеоролик Пауло Коэльо «Цените жизнь»

А сейчас я предлагаю провести небольшой конкурс. Мне понадобятся 3-4 участника. (Учащиеся получают по канцелярской скрепке). Итак, по моей команде, на время вы должны разогнуть скрепку.

После того, как все справятся с заданием, даётся следующая команда: каждый должен вернуть своей скрепке первоначальный вид.

Итак, все мы видим, что то что у вас получилось - очень отдалённо напоминает скрепку. Разогнуть скрепку было легко, а вот согнуть её обратно - намного сложнее. Вот так и в жизни. Очень быстро и легко мы можем наделать глупейших ошибок, а вот исправить их порой совсем нелегко, а иногда - просто невозможно.

Очень многие люди, решившиеся на самоубийство, умирая, молятся, чтобы их кто-то нашёл до того, как наступит конец. Потому что понимают, что им всё-таки, несмотря ни на что, им хочется жить…

(Слайд 13)

Видеоролик: Рождество «Так хочется жить…»


Я могу с уверенностью сказать, что самоубийцы - эгоисты. Они думают только о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, поэтому, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка или каких-либо действий надо правильно оценить степень «влияния» и «воздействия» на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь «избавить себя» от мук и боли, они лицемерно заявляют, что «Всем будет легче без меня».

Давайте с этим разберёмся.

Как вы думаете, что чувствуют близкие самоубийцы после случившегося:
- чувство вины (не замечали, не любили, не поняли, не уберегли…);

- горе и боль утраты;

- замешательство и шок.

Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.

Теперь о «мести». Многие самоубийцы решаются на этот шаг, чтобы показать любимому человеку - «Тогда поймешь, кого ты потеряла». Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия «неволи».

Каждый человек делает свой выбор в жизни. И только от него зависит его судьба. Так давайте никогда не будем эгоистами, и будем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому.

(Слайд 14)

Любите жизнь такой, как есть!
Любите вдох и выдох вволю!
Печаль и радость - все не счесть.
Не осуждайте свою долю...
Есть море счастья, но и боль...
Есть детство, юность, но и старость.
И в каждом времени есть роль,
И не ссылайтесь на усталость...

(Слайд 15)

Видеоролик: «Жизнь как чудо!»;

(Слайд 16)

А теперь я вам предлагаю выбрать смайлик и прочитать высказывание о жизни, которое вам попалось. И пусть для вас - это будет руководство к действию.

Жизнь - это шанс. Воспользуйся им!

Жизнь - это красота. Восхищайся ею!

Жизнь - это мечта. Осуществи её!

Жизнь - это игра. Сыграй в неё!

Жизнь - это вызов. Прими его!

Жизнь - это долг. Исполни его!

Жизнь - это богатство. Дорожи им!

Жизнь - это сокровище. Храни его!

Жизнь - это обещание. Выполни его!

Жизнь - это тайна. Познай её!

Жизнь - это приключение. Решись на него!

Жизнь - это удача. Не упусти её!

Жизнь - это ценность. Цени её!

Жизнь - это песня. Допой её до конца!

Жизнь - это любовь. Наслаждайся ею!

Жизнь - это счастье. Сотвори его!

Жизнь - это борьба. Не проиграй её!

Жизнь - это бездна неизвестного. Не бойся вступить в неё!

Это твоя жизнь - береги её!

Это твоя жизнь - бейся за неё!

Жизнь слишком прекрасна. Не губи её!

Любите жизнь, в ее чудесном свете,
В стремлении искать и познавать!
Любите жизнь, как любят ее дети,
В мгновенье каждом радость открывать!

Любите жизнь, она дает нам крылья,
Чтоб устремиться духом в высоту!
Любите жизнь, она неповторима,
Как тот рассвет, что видел по утру!

Любите жизнь, она дает нам право,
Учиться, и бороться, и любить!
Любите жизнь, в цветочке самом малом,
И в счастье радость подарить!

Любите жизнь, в любви черпайте силы,
Боритесь до победы, до конца.
Любите жизнь, она неугасима,
Как в сумраке - Ведущая звезда!

И для всех вас небольшие предсказания, советы на вашу дальнейшую жизнь. (Смайлики с предсказаниями):

  • Вы добьётесь успеха;

  • Вы на полпути к победе;

  • Вы достигнете того, к чему стремитесь;

  • Стремитесь к благополучию по максимуму;

  • Будьте преданы своим целям;

  • Вы родились для успеха;

  • Ваши победы ещё впереди;

  • Ваше будущее в ваших руках;

  • В вас огромный потенциал;

  • Ваши мечты обязательно сбудутся;

  • Вы уникальны;

  • Вы можете достичь всего, чего захотите;

  • Мечтайте о большем;

  • Будьте уверенней в себе;

  • Притягивайте к себе хорошее;

  • Делайте по шагу каждый день к своей мечте;

  • Приготовьтесь к будущему успеху;

  • Поверьте в себя;

  • У вас всё получиться;

  • Наберитесь храбрости;

  • Никогда не сдавайтесь.

Я попыталась вам, дорогие ребята, показать причины суицидов, мотивы суицида и его последствия. Думаю, вы задумались над тем, как прекрасен мир, как любят вас окружающие и почему не стоит уходить из жизни.

Напоследок я предлагаю вам взять листик и написать на нём 5 или больше причин, почему вы бы остались в этой жизни, а потом спросите у своих близких людей, почему они хотят, чтобы вы жили, и тоже запишите их слова на этот листик.

Когда вам вдруг станет плохо, достаньте этот листик, прочтите вслух, и вам обязательно захочется жить, так как всегда приятно, когда любимые люди хотят видеть вас и заботиться о вас! Любите жизнь! Любите даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет вам жизнь.

Какой же в жизни ты оставишь след?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

Конспект классного часа на тему Мы выбираем жизнь (10-11 класс)


© 2010-2022