- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Нужна ли нежность в наше время?»
Классный час «Нужна ли нежность в наше время?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Поморцева С.Г. |
Дата | 03.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час
ТЕМА: «НУЖНА ЛИ НЕЖНОСТЬ В НАШЕ ВРЕМЯ?»
АУДИТОРИЯ: учащиеся 6 класса
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-
высказывания о нежности
-
прием «детская почта»- задание родителям закончить фразу «Нежность - это…»
-
блиц - опрос по кругу: «Можете ли вы о себе сказать, что вы нежная дочь, нежный сын?» (Да, нет, не знаю. Почему?)
ЦЕЛЬ:
-
определить место нежности в отношениях родителей и детей
-
задуматься над тем, нежные ли мы дети, нужна ли в наше время нежность
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя.
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Я предлагаю сегодня всем вместе подумать:
-
Нужна ли нежность в наше время?
-
Что кроется за этим понятием?
-
В чем и как проявляется нежность?
-
Можно ли учиться нежности?
2. Работа на индивидуальных листочках. Закончи фразу «Нежность - это…». Зачитываются все ответы детей.
Вывод учителя: в толковом словаре С.И.Ожегова слово «нежный» обозначает - ласковый, проявляющий любовь. Нежность - это ласка, любовь, мягкость, бережность, заботливость.
А вот, что думают о нежности ваши родители. Зачитываются ответы родителей.
3. Работа в микрогруппе. Каждой микрогруппе раздаются карточки с одним предложением, дети советуются, что означают выделенные словосочетания. Затем микрогруппы по очереди читают предложения и объясняют свое понимание выделенного словосочетания.
-
Она всегда была нежной матерью.
-
Нежные слова согревали мне душу.
-
Я помню его нежный взгляд.
-
Нежное растение потянулось к солнцу.
-
Она так нежит детей, что они ветерка боятся.
Вывод учителя:
Нежная мать - любящая, сильно привязанная.
Нежные слова - ласковые, добрые, приятные, мягкие, ласкающие слух.
Нежный взгляд - ласковый, выражающий любовь.
Нежное растение - хрупкое, легко гибнущее, требующее холи, заботы, ухода, не переносящее суровой погоды.
Нежить - ухаживать за кем-либо или чем-либо старательно, обходиться бережно и заботливо, баловать кого-либо.
4. Работа в микрогруппе, а затем в группе.
-
В чем и как проявляется нежность?
Вывод учителя:
«Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха». А.Ахматова.
Нежность лучится в человеке. Нежность не бывает громкой, яркой. Она проявляется скромно, неброско, негромко. Поцелуй, прикосновение, ласковые слова. Поглаживание по голове, улыбка, нежность глаз, забота, можно посидеть на коленях у папы, мамы, обнять.
5. Опрос по кругу: как проявляют нежность к вам ваши родители? Затем зачитываются ответы родителей.
6. Схема «Нежность». По лучику солнышка прописываем, к кому или чему проявляется нежность.
Нежность: родители, друзья, животные, Родина, дом,
Сегодняшний урок - начало большого разговора о нежности. Мы поговорим о нежности к родителям, друг к другу.
7. Мама…Такое короткое, такое простое и такое глубокое слово. С мамы начинается Доброта в этом мире. Уют и красота в нашем доме… тоже от мамы. Да и жизнь имеет продолжение на земле благодаря маме.
-
Что значит «нежная мать?»
Вывод: улыбчивая, приветливая в общении, нежная и любящая, бережно несет она в ладонях самое дорогое, что есть на свете - судьбу своих детей, даря им нежность и теплоту сердца. О материнской нежности можно говорить бесконечно.
Ученик читает наизусть «Материнские руки» (отрывок из романа А.Фадеева «Молодая гвардия»)
И вспомнилась Олегу мама, с мягкими, добрыми руками…
…Мама, мама. Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки. Помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела - пела только для себя и для меня.
Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, твои руки, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь.
Мама, мама… Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…
Такие чувства и мысли теснились в душе Олега.
Воспоминания писателя Ю.Яковлева о своей матери.
Я запомнил свою мать седой и усталой, а, говорят, она была красива.
До сих пор слышу ее негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук. Это не имеет отношения к возрасту - вечно.
Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. Они даже не знают, как называется чувство, которое все сильнее привязывает их к матери. В их понимании это что-то естественное и обязательное, как дыхание, утомление жажды. Я никогда не называл свою мать - матерью, мамой. У меня для нее было другое слово - мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. Я пытался называть ее «мама», но с губ слетало все то же ласковое, детское «мамочка». Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.
Последний раз я произнес его на платформе, у солдатской теплушки, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам». Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. Я шептал «мамочка» ей на ухо, и чтобы никто не видел моих мужских слез, вытирал их о волосы… Но когда теплушка тронулась - не выдержал. Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колес, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:
- Мамочка! Мамочка!
Вывод: Мама, мамочка, матушка моя…Как бы ни обращались вы к своим матерям, главное - чтобы в этом были любовь, нежность, уважение.
8. Работа в микрогруппе, а затем в группе. А теперь поговорим о мужской нежности.
-
Что значит «нежный отец?»
Вывод учителя:
Мужская нежность скупая, более сдержанная, но не менее глубокая, искренняя, чем нежность мамы. Нежный отец никогда не сердится, все внимание - к дочери, к сыну. Были наверняка у вас такие случаи, когда вы приходили домой со слезами на глазах, со своими бедами, проблемами, и папа прижимал вас к себе, ласково смотрел на вас, усаживал к себе на колени, а вы, уткнувшись в папино плечо, вытирали слезы.
-
Что вы испытывали?
9. Опрос по кругу.
-
Вы можете в присутствии посторонних людей, своих товарищей обнять, поцеловать, погладить своих родителей? (Да, нет, не знаю. Почему?)
-
Всегда ли вы отвечаете на нежность родителей взаимностью, всегда ли нежны с ними? Может быть сегодня вы почувствовали за собой вину перед родителями, угрызение совести?
-
Можете ли вы сказать о себе, что вы нежная дочь, нежный сын? Да, нет. Почему?
-
В чем и как проявляется нежность между вами: мальчиками и девочками, товарищами, друг с другом?
-
Можно ли учиться нежности? Где и как?
Вывод: нежности нужно учиться, работая над собой, учась у героев художественных произведений, кино, беря пример из жизни родных, близких, друзей. А помогут вам в этом замечательные рассказы Ю.Яковлева, Троепольского «Белый Бим - Черное ухо», стихи С. Есенина о нежности к матери, родине, дому, Короленко «Дети подземелья».
10. Опрос по кругу.
-
Нужна ли нежность в наше время?
Вывод: Самое сильное, самое тонкое богатство человеческого духа - нежность - действует как музыка, как чарующая красота, что пленяет душу.
Мы с вами живем сейчас в суровое жестокое время. Часто встречаемся с грубостью, хамством, несдержанностью, злобой друг на друга, ненавистью, завистью. Мы можем унизить товарища, придумать и навязать клички и прозвища. И совсем скупимся на добрые слова, внимание, заботу, нежность. А именно нежность нам сегодня так необходима, чтобы согреть теплом и заботой близких, стать лучше и сильнее от добрых слов, ласковых прикосновений, нежного взгляда, просто улыбки.
Нежность. Она, что ковш.
Приникни к ней и пей,
И не сыскать источника бездонней.
11. Рефлексия. Методика неоконченного предложения.
«После этого разговора я…»
«Этот урок заставил меня задуматься…»
Вывод учителя:
Пусть этот урок будет началом перерождения вашей души, ваших чувств по отношению к самым близким вам людям и окружающему миру.
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите людям, говорите
Самые хорошие слова!
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.