Личная карточка трудновоспитуемого подростка

В данном материале представлен пример личной карточки педагогически запущенного подростка. Цель работы с карточками - исследование личности трудновоспитуемых, условий их жизни, диагностика причин трудновоспитуемости и мониторинг процесса перевоспитания. Классным руководителям, педагогам-психологам и социальным педагогам подобные карточки помогут отслеживать пути развития личности подростков с девиантным поведением, прогнозировать возможные проблемы или, напротив, ситуации успеха в работе с трудн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полное название учебного заведения

________________


Изучение личности трудновоспитуемого учащегося

КАРТОЧКА

на педагогически запущенного несовершеннолетнего

I.Общие сведения


1.Школа__МБОУ СОШ №2 класс _9 «Б»

2.Фамилия___Василий И.

3.Дата рождения (год, месяц, число)_________________________________________


II. Данные наблюдения классного руководителя


  1. Основные проявления «трудности», где и с какого времени наблюдаются:______

Неуспеваемость, нарушение дисциплины (любит играть роль «шута»), лживость, конфликтные отношения с одноклассниками. Отклонения в поведении начали проявляться ещё в младшем школьном возрасте. Отношения с одноклассниками обострились в подростковый период._________________________________________

2. Учебная деятельность (как успевает, если отстаёт, то по каким предметам, каково отношение к обучению; оставался ли на второй год, по каким причинам, когда):___ Учиться ему всегда было лень. Вплоть до 10 кл. домашнее задание вместе с ним приходилось выполнять матери, старшей сестре, соседям. Он не просто избалованный, несамостоятельный ребёнок, он ещё и очень искусный лгун. Он постоянно врёт: дома врёт, что ничего не задавали, стирает «2» в дневнике, исправляет (подделывает) одни отметки на другие; учителям врёт, что он якобы забыл дневник, придумывает невероятные истории, чтобы оправдать свою неподготовленность к уроку, «прикидывается дурачком», чтобы не ставили «2» за не выученный урок, ведь «что с него возьмёшь». Но этот мальчик далеко не «дурачок», как считают многие. Он хитрый, изворотливый, избалованный. Всегда сможет «сухим выйти из воды», в подходящий момент, меняя свою тактику. Например, если учитель всё же ставит «2» по предмету, после урока Саша идёт к маме (уборщица в школе) и рассказывает ей, какие учителя злые и несправедливые, ведь он всё-всё ответил, а ему поставили «2» абсолютно ни за что. Если он на уроке тянет сам руку отвечать, то преподаватели уже примерно знают, какое он собирается устроить «шоу». Это значит, что у доски он будет «нести» такую ахинею, причём с самым серьёзным видом, что урок рискует превратиться в смехопанорамму. Например, на уроке литературы он сам вызывался рассказывать про главного героя романа «Евгений Онегин», заверив, что дома он всё прочитал. Так вот, рассказывая про Евгения Онегина, описывая его внешний вид, черты характера, он не забыл упомянуть, что Е. Онегин был самым лучшим другом А.С. Пушкина. Этот мальчик никогда не говорит, что не готов, что не знает ответа на вопрос. Если он действительно не знает, что отвечать, то он встаёт и начинает сочинять своё ответ. Не успевает по многим предметам. Еле-еле закончил 9 кл. Подал заявление на продолжение учёбы в 10-11 кл._____________________________________

3. Отношение к общественно-полезной работе (как проявляет себя в различных видах труда, трудолюбив или нет, активен или пассивен, проявляет смекалку или является только исполнителем; уважает или нет труд других людей; какой вид труда предпочитает: учебный, общественную работу, хозяйственно-бытовой; как относится к поручениям):___Трудиться не любит. К труду мальчика не приучают в семье; у него нет обязанностей по дому. В общественно-полезной работе, в КТД он практически не участвует. У него всегда найдётся причина, освобождающая его от работы, причём чаще всего сам «освобождает» себя от любого труда.____________________________

4. Положение в коллективе (отношение к коллективу и коллектива к нему, какое в нём занимает место: относится к активу или пассивен; дорожит или нет мнением коллектива; бывают или нет конфликты с коллективом, на какой почве; имеет или нет правильное представление о дружбе; имеет ли друзей, кто они):___В коллективе - отверженный. На такое положение его в классе повлияли, как не странно, учителя. Предвзятое отношение к нему сложилось ещё в начальных классах, когда учительница говорила: «Никудышный! Двоечник! Тянет весь класс назад!» ребятам он, в общем, нравится, с ним в классе всегда было весело. Но потом они стали потешаться над его неуспехами, неудачами; даже презирать. В 5-6 кл. когда многие учителя стали говорить о том, что он слабый, казалось, все к этому уже привыкли. Однако потехи над его шутовским поведением стали заканчиваться не только всеобщим весельем, часто эти безобидные шутки перерастали во взаимные оскорбления, драки. В классе есть 2-3 мальчика, которых не устраивал «счастливый исход» таких сцен, они подливали масло в огонь: начинали обзывать его с издёвками, пинать, зло подшучивать над ним, а он, естественно, начинал защищаться, как умел (кусался, ругался матом) и тут уж доставалось всем… Ситуация усугубилась тем, что один из зачинателей скандалов, сын учительницы, стал чаще других конфликтовать с ним. Учительница, защищая своего сына, стала выдвигать требования жёстче к этому ученику. В конце концов, она объявила всем в классе: « Выбирайте, либо он уходит из вашего класса, либо уйду я, пойду работать в другую школу и сына своего заберу, а этого лоботряса не буду больше учить». Отношения в классе и так были накалены, а после этих слов, агрессия стала проявляться открыто. Все объединились против одного. Началась настоящая «охота» на ребёнка: кто больше гадостей ему сделает. Он отвечал тем же, но он был один. Конечно, учительница эта никуда не ушла и не собиралась уходить из-за него с работы, но её в гневе брошенные слова послужили поводом для «войны» в классе. Как трудно, почти невозможно было сдерживать, подавлять эти конфликты; переубеждать детей, взывая к их благоразумию; строить между ними новые отношения. А ведь в этот конфликт были вовлечены не только дети, но и родители, и учителя, и администрация школы. Сложность подавления этого конфликта состояла также в том, что он произошёл в период полового созревания детей (в пубертантный период), когда всё на эмоциях, когда дети импульсивны, неуправляемы, когда вспышки агрессии возникают зачастую по самым незначительным поводам._______________________________________________________

5. Отношение к взрослым, к педагогам (кто является авторитетом):___Боится строгих педагогов. Не вступает в пререкания с взрослыми, никогда им не грубит. Авторитетом считает своих родителей._______________________________________

6. Как проводит внеучебное время (участвует ли в кружках, любит ли читать, заниматься спортом, интересуется ли музыкой, живописью, любит ли кино, театр, посещает ли подростковый клуб, дом культуры, смотрит ли телевизор; как и с кем проводит досуг, отношение родителей к этому вопросу): ___Кружки и секции не посещает. В свободное время любит заниматься ремонтом электрооборудования (телевизоры, радиоприёмники, магнитофоны). Ему нравится изучать их схемы, собирать и разбирать, тренироваться в ремонте этих приборов. Досуг предпочитает проводить в семье с родителями.___________________________________________________________

7. Навыки культурного поведения (приучен или нет к режиму дня, к дисциплине; обладает ли хорошими манерами, культурой речи; развиты или нет опрятность, аккуратность одежды, причёски; умеет или нет корректно относится к людям, культурно вести себя в общественных местах):___К дисциплине не приучен, избалован. В детстве его нестрого воспитывали. Не умет культурно вести себя в общественных местах, любит «дурачиться», нарушает общественный порядок. Хорошими манерами, навыками не обладает.___________________________________________________________

8. Особенности характера и поведения. Какие черты преобладают: инициативность, распорядительность, общительность, отзывчивость, правдивость, настойчивость, самокритичность, прямота и принципиальность, скромность, требовательность к себе и другим или неисполнительность, лживость, эгоистичность, нетребовательность к себе, нескромность, тщеславие, негативизм, трусость, отсутствие самолюбия, гордости, излишняя застенчивость. Какова самооценка? Употребляет или нет спиртные напитки? Указать типичные случаи нарушения дисциплины:_____________________________________

Подросток истероидного типа акцентуации характера. Основные случаи нарушения дисциплины: нарушение дисциплины на уроке, нарушение общественного порядка._____

9. Наиболее существенные явления в жизни учащегося (от рождения до настоящего момента), которые могли закрепить и породить педагогическую запущенность:___ Чрезмерная опека родителей._________________________________

10. Состоит ли на учёте в детской комнате милиции. С какого времени, по какой причине:___ Не состоит.____________________________________________________


III. Условия жизни в семье

1. Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, образование, специальность, место работы. Сведения о других членах семьи:___ Отец - 48 лет, рабочий; мать - техничка, школа; сестра - работает нянечкой.__________________________________

2. Взаимоотношения в семье. Имеются ли отклонения в поведении кого-нибудь из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость):___Семья дружная, благополучная. Отклонений в поведении кого-нибудь из членов семьи нет. Взаимоотношения родителей хорошие.________________________________________

3. Воспитание в семье (роль учащегося в семье, его участие в домашнем труде; характер влияния семьи на ученика: есть ли контроль со стороны родителей? поощрения и наказания в семье, традиции):___ Родители избаловали своего ребёнка. Они никогда строго его не наказывали. Он не умеет самостоятельно постоять за себя: вырос «маменькиным сынком». До сих пор (10 кл.) он по малейшему поводу бежит жаловаться на своих обидчиков маме, классному руководителю. Хотя сам он тоже «не пряник». Теперь, когда одноклассники стараются держаться от него подальше, чтобы избежать скандалов, ему самому не сидится на месте: начинает кого-то задевать, надоедать своими шутками; однажды он подрался с девочкой… Когда зачинщиком конфликта является сам Саша М., при выяснении отношений он старается свалить всю вину на других, врёт, что он ничего не делал, сидел смирно. Особенно если в разбирательстве участвует мама, доходит дело до того, что он во избежание «взбучки» от родителей предаёт своему лицу ангельское выражение, пускается в слёзы, а всех вокруг обвиняет. Даже если очевидно, что он врёт, когда все доказательства против него, он все равно не признаёт себя виноватым. Но удивительное дело - мама всегда на его стороне: и когда он прав, и когда не прав. Если очевидно, что виноват её сын, она обвиняет учителей, школу, всех окружающих в предвзятом отношении к нему.________________________________________________

4. Материально-бытовые условия (бюджет, жилплощадь, питание, одежда, обстановка, санитарно-гигиенический режим):___ Семья средне обеспеченная. Для нормальной жизни и обучения дома есть все условия (оба родителя работают, 2-х комнатная квартира со всеми удобствами, ребёнку ни в чём не отказывают).________


IV.Состояние здоровья ученика

Нет ли отклонений в физическом развитии (занимается ли спортом, физической зарядкой, туризмом; состоит или нет на учёте в психо-неврологическом диспансере, по каким причинам):__ Отклонений в физическом развитии нет. Спортом не занимается. Хроническое заболевание- фарингит. Часто болеет ОРЗ. На диспансерном учёте не состоит.___________________________________________________________________


V.Выводы

1. В чём заключаются причины педагогической запущенности ученика:_________ Школьная дезадаптация. На избалованность, несамостоятельность, неприспособленность к жизни в коллективе повлияло не только то, что в семейном воспитании не осуществлялась строгая регламентация образа жизни ребёнка, но и ошибки (непростительные ошибки) в школьном воспитании._______________________

2. Какие меры необходимо принять к ученику (к родителям, к семье в целом), с чьей помощью:___ Необходимы методы и приёмы перевоспитания: прогнозирование последствий отрицательного поведения, переучивание, поощрение и наказание, переключение._____________________________________________________________

Классный руководитель____________________________(подпись разборчиво)

Дата составления_________________________________

Отметка инспектора детской комнаты о совместной работе _____________________

Директор школы __________________________________

Дата____________год___________________________________________

Таблица 2.

Признаки педагогической запущенности

Годы обучения в средней школе

5 к

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1.Отклонение от учёбы вследствие:


-неуспеваемости по ряду предметов;

-

+

+

+

+

-отставания в

интеллектуальном развитии;

-

-

-

-

-

-ориентации на другие

виды деятельности;

-

-

-

-

-

-отсутствия познавательных интересов;

+

+

+

+

+

-лени (тяги к праздности)

+

+

+

+

+

2. Общественно-трудовая активность:






-отказ от общественных поручений;

-

-

-

-

-

-пренебрежительное отношение к делам группы;

-

-

-

-

-

-демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

+

+

+

+

+

-пренебрежение к общественной собственности, её порча

-

-

-

-

-

3. Негативные потребности и интересы, проявление характера:


-потребление спиртных напитков;

-

-

-

-

+

-употребление психотропных и токсических веществ;

-

-

-

-

-

-тяга к асоциальным группам;

-

-

-

-

-

-курение;

-

-

+

+

+

-нездоровое сексуальное проявление;

-

-

-

-

-

-негативизм в оценке проявлений действительности;

-

-

-

+

+

-повышенная критичность по отношению к педагогам, взрослым;

-

-

-

+

-

-грубость;

+

+

+

+

+

-драки;

+

+

+

+

+

-прогулы, пропуски занятий;

-

-

-

-

-

-недисциплинированность на уроках;

+

+

+

+

+

-избиение младших, слабых;

-

-

-

-

-

-вымогательство;

-

-

-

-

-

-жестокое отношение к животным;

-

-

-

-

-

-воровство;

-

-

-

-

-

-нарушение общественного порядка;

+

+

+

+

+

-немотивированные поступки.

+

+

-

-

-

4. Отношение к воспитательным мероприятиям:






-равнодушное;

-

-

-

-

-

-скептическое;

-

-

-

-

-

-негативное;

+

+

+

+

+

-ожесточенное

-

-

-

-

-







Таблица 3.

Черты

характера


Степень выраженности

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Социальная активность

пассивен

пассивен

пассивен

пассивен

пассивен

Трудолюбие

низкая

низкая

низкая

низкая

низкая

Коллективизм

Держится обособленно, в классных мероприятиях не участвует, в коллективе отвержен

Дисциплинированность

низкая

низкая

низкая

низкая

низкая

Ответственность

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Удовл.

Честность

Слабо выраженная

Самостоятельность

низкая

низкая

низкая

низкая

низкая

Гуманность

Любит животных.

Скромность

Не скромен

Воспитанность

Не обладает хорошими манерами поведения в обществе

Проявление воли

Слабоволие


© 2010-2022