Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

Значимость и актуальность, принципы и условия взаимодействия с родительской общественностью в воспитательном процессе. Практическая направленность работы учителя с родителями.Основные направления воспитательной работы с родителями в классе. Методические разработки мероприятий, направленные на сотрудничество всех участников воспитательного процесса. Главная задача школы сделать так, что бы родители стали активными участниками воспитательногопедагогического процесса. Основные направления воспитате...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Роль, место и участие родителей в воспитательном процессеРоль, место и участие родителей в воспитательном процессеРоль, место и участие родителей в воспитательном процессеРоль, место и участие родителей в воспитательном процессе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 им. Героев - даманцев
















«Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе»

( из опыта работы )















Выполнила: Божок Алла Владимировна

Учитель начальных классов

Образование: высшее, I квалификационная категория.

Г. Хабаровск

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

  1. Актуальность и значимость темы «Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе». Стр. 1

    1. Принципы и условия взаимодействия с родительской общественностью в воспитательном процессе. Стр. 1 - 2

  2. Практическая направленность работы с родителями.

    1. основные направления воспитательной работы с родителями в классе. Стр. 3

    2. Методические разработки мероприятий, направленные на сотрудничество всех участников воспитательного процесса. Стр. 4 - 5

  3. Заключение. Стр. 6

  4. Приложения. Cтр. 7 - 13








Введение.

I. Актуальность и значимость темы «Роль, место, участие родителей в воспитательном процессе».

Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, как в педагогике, так и в обществе в целом. Одна из таких тем « Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе». В законе РФ об Образовании говорится; « Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребенка уже в младенческом возрасте».

Понятие « воспитание » сегодня рассматривается с разной позицией, но смысл воспитания приводится к одному, а именно духовному росту и становлению человека, нравственному формированию и развитию личности.

Для ребенка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношение - семейный уклад. Поэтому не случайно в последнее время особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьей.

Педагогический союз учителя и родителей - могучая воспитательная сила. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - одна из главных задач школы.

Таким образом, семья и школа находятся в тесной связи взаимоотношений и процессе формирования единого эффективного воспитания в семье и школе - единый процесс всех участников воспитания.

Учитывая все вышесказанное, можно говорить об актуальности выбранной мною темы.


  1. Принципы и условия взаимодействия с родительской общественностью в воспитательном процессе.

Уже на первом этаже прихода ребенка в школу и его адаптации в новом коллективе родители дают своему ребенку советы, которые помогают успешно начать обучение в первом классе. Тем самым родители становятся первыми помощниками для педагога.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы, класса важно потому, что это важно для развития их ребенка. Эффективное воспитание возможно тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение взрослых и детей. Поэтому огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная система сотрудничества, построенная на общих педагогических принципах:

  • обеспечение субъективной позиции участников педагогического процесса;

  • организация совместного творчества учитель - ученик - родитель;

  • гуманистическая ориентация в сотрудничестве с семьей;

  • дифференциация целей, задач.

Как педагог я понимаю, что родители доверили мне самое главное своё сокровище - дети, и моя обязанность - оправдать это доверие, а это возможно при тесном взаимодействии, построенных на определенных, по моему мнению, условиях взаимодействия:

- 1 -

  • дети, родители, учитель настроенные на положительную совместную работу, действуют сообща и осознают цели этой работы, находя в ней личностный смысл;

  • осуществляется совместное планирование, организация и проведение итогов деятельности с учетом желания и возможностей участников работы, распределение ролей, функций, сферы деятельности.

II. Практическая направленность работы с родителями.

2.1 Основные направления воспитательной работы с родителями в классе

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь добиться в достоинствах их ребенка, что нужно беречь, укреплять, развивать. Это можно достичь инновационными формами работы. Что такое инновация? Инновация - (пер. с англ. языка) Обновление .

С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности. Составляющие инновационных форм работы с родителями:

  • активная позиция родителей;

  • партнерство с педагогом;

  • инновационность в процессе сотрудничества и побуждение к действиям;

  • применение в семейной среде того, что приобретали, приобрели.

Совокупность этих составляющих даёт право говорить об инновационности формы моей работы, вовлекая родителей в планирование, решение задач совместно с педагогом, обучение их умениям и навыкам необходимых в воспитании и образовании детей.

Действующая воспитательная программа в моём классе, способствующая укреплению здоровья, правильного питания, развития познавательных , социальных и эмоциональных способностей является для коллектива моих родителей и учеников наиболее эффективной. Мною делаются попытки внедрить демократическое содержание и демократические методы работы , что даёт детям и их родителям ощущение своей значимости и своих полномочий. Свобода ощущения осознанного выбора, затрагивающего их повседневную жизнь и будущее, способствует повышению самоуважения у детей и родителей посредством воспитания у них чувства компетентности и независимости.

Поддерживая и развивая процессы демократизации и гумманизации, я опираюсь в своей работе на такие ключевые моменты как, коммуникация, забота, общество, семья, патриотизм, ответственность.

Воспитательная работа в этом учебном году направлена на реализацию таких воспитательных целей:

  • смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Для достижения целей решаются и воспитательные задачи:

  • изучать личностные качества учащихся (через анкеты родителей и работу психолога);


- 2 -

  • складывающиеся отношения в классном коллективе(через работу учителя ,родителей, психолога);

  • содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной сферы для развития детей;

  • способствовать освоению учащимися ценностей русской культуры посредством их участия в играх, праздниках, экскурсиях, викторинах и т.д.

Итоги жизнедеятельности класса показывают правильность выбранных мною ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, обучающие и здоровьесберегающие технологии. Эффективными были средства педагогического влияния, такие как беседы, классные часы разной тематики, экскурсии и т. д. Во всём этом мне помогали родители. Они участвовали в заседаниях родительского комитета, собрания, в качестве экспертов, критиков, участвовали и в родительских десантах, предлагали материалы на их взгляд наиболее актуальные. Они являются и инициаторами для домашнего творчества детей, в том числе с взрослыми, которые презентуют творчество своих детей.

Семья и школа как партнеры.

Направления работы с родителями:

  1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

  2. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

  3. Привлечение родителей к организации работы с классом.


мероприятия

сроки

ответственные

1

Родительское собрание - деловая игра «Садимся за уроки». Отчет и выборы родительского комитета.

Беседа о значении профилактических прививок против гриппа «Грипп… Это опасно?»

октябрь

Кл. рук.

Род. комитет

2

Родительское собрание « Взаимоотношения в семье»

Инструктаж по технике безопасности при использовании пиротехнических средств во время новогодних праздников.

декабрь

Род. Комитет.

Кл. рук.

3

Родительское собрание « О детской дружбе»

апрель

Кл. рук.

4

Итоговое родительское собрание «Окончание учебного года. Подведение итогов».

Организация летнего отдыха учащихся.

Презентация - диспут « Имею право!» - родителям о правах ребенка.

май

Кл. рук.

Род. Комитет.

5

Анкетирование родителей с целью изучения характера ребенка и взаимоотношений в семье.

сентябрь

октябрь

Кл. рук.

6

Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета:

  • Совместно с классным руководителем составление плана работы на год.

  • Организация помощи нуждающимся детям и семьям,

  • Организация питания детей на уровне класса.

  • Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений школе.

в течении года



август



сентябрь

октябрь

сентябрь

январь май


Кл. рук.



Род. комитет

7

Проведение индивидуальных консультаций родителей с целю:

  • помочь устранению проблемы по выполнению домашних заданий;

  • преодоление трудностей в обучении и воспитании.

еженедельно

Кл. рук.

8

Участие родителей в совместных делах класса:

  • проведение экскурсионно - туристической работы;

  • организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях;

  • организация и участие в однодневных походах;

  • оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях;

  • помощь в оформительной работе;

  • конкурс семейных альбомов.

ежемесячно

Родительский комитет

9

Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей ( по списку )

в течении года

Кл. рук.

Род. Комитет.

10

Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего оздоровительного лагеря

май

Кл. рук.

11

Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты

май

июнь

Род. комитет

2.2 Методические разработки мероприятий, направленные на сотрудничество всех участников воспитательного процесса.

Развитие ученического самоуправления в моем классе пока только на начальном этапе, за выполнением различных поручений нужен контроль педагога и помощь родителей. Но и это уже дает свои положительные результаты.

Хочу поделиться методикой проведения большого классного мероприятия деловая игра для детей «Выборы президента класса» которые прошли у нас в сентябре.

Целью этого мероприятия было:

  • формирование понятия, что класс - единая семья;

  • воспитание чувства коллективизма, доброго отношения к одноклассникам;

  • отработка навыка этикета общения.

Перед этим мероприятием мною была проведена подготовка с родителями и детьми:

  1. было объявлено на первом родительском собрании о самоуправлении класса;

  2. обговорены основные этапы по выбору актива класса ( черты лидера, его вклад в работу, предвыборный этап);

- 4 -

  1. какова помощь родителей своим детям?

  2. подготовить «копилку добрых дел».

Со стороны родителей была оказана большая помощь. Взрослые через беседу с детьми сознательно моделировали такие качества как, честность, уважение, открытость, поощряя постоянное стремление к следующему:

  • участие в жизни класса;

  • адекватное отношение к победам и неудачам ребенка на выборах;

  • создание в классе благоприятной, доброжелательной обстановки.

Совместным продуктом этой помощи явились программы кандидатов на должность президента класса. Большое участие и помощь в этом оказали родители. ( см. приложение № 1).

Эта организация воспитания помогает в организации учебно - воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучения детей, т.к формирует положительный микроклимат.

Традицией также стало проведение родительского собрания « Строим дом Дружбы». Эта совместная работа классного руководителя, родителей и учащихся.

Такое мероприятие положительно влияет на процесс адаптации ребенка в классе, школе.

Собрание проводится в первом классе в конце сентября, продолжительностью 40 минут.

Цель:

  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества учитель - родитель - ребенок;

  • создание атмосферы доброжелательности, хорошего настроения;

  • способствовать сплочению коллектива.

Эта встреча проводится ради детей, чтобы дать им почувствовать и показать, как любят их взрослые, желающие им добра и всегда быть рядом став помощниками в нужных ситуациях (см. приложение № 2).

Еще одним мероприятием, помогающим мне установить контакт между родителями и детьми, являются библиотечные уроки различной тематики. К этим урокам дети и родители готовят выступления презентации, сценки, рисунки к прочитанным произведениям.

Одной из тем библиотечного урока была тема: «Когда мы так говорим?». Заинтересовавшись этой темой, дети и их родители провели целые исследования самостоятельно выбранной теме « Фразеологизмы» и продуктом совместной деятельности родителей и ребенка стала книжка - раскраска.

Родители ученицы распечатали их всем учащимся в классе и подарили их детям. ( см. приложение № 3).

Выступление ученицы по теме было аргументированным, убедительным, доказательным, жизненным, что вызвало у других учеников интерес к теме.


- 5 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего ранее изложенного, можно сделать вывод, что будущее образования в создании воплощений в жизнь новых программ, методик, технологий совместно с родителями, дифференцированных для разных коллективов, групп обучающихся, учитывающих индивидуальные возможности, способности и потребности данного коллектива и каждой личности.

С данным опытом своей работы я выступала на педагогическом совете школы «Роль родительской общественности в процессе модернизации системы образования» (см. приложение № 4).

Л.С. Выготский писал « Учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор ее взаимодействия с каждым учеником». И продолжая эти слова можно процитировать В.А. Сухомлинского «Без семьи мы были бы бессильны!».

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах: в улучшении отношений с ребёнком, во взаимопонимании, в том, какое место занимает ребёнок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищённым и находится ли в безопасности; в осознании родителем значимости своей роли мамы и папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем, в проявлении родительской солидарности, сплочённости, активности в учебно- воспитательном процессе.







- 6 -

Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

- 7 -

Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

























- 8 -


Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

Нарисовать общий рисунок (каждый добовляет к уже нарисованному один элемент)

2 кирпич «Находчивость»

Составить слова из предложенного варианта букв.

Г Р А М О Т Е И М А Т Е М А Т И Г Е С П Е

3 кирпич «Взаимовыручка»

Поднять предметы с пола ( у всех участников руки соеденены). Каждый участник должен поднять только один предмет.

4 и 5 кирпичи « Дети» и «Родители»

Отгадать загадки ( 2 группы)

6 кирпич « Дружба»

Подобрать к слову «ДОМ» ассоциации (очаг, крепость и т.д)

7 кирпич «Смекалка»

Ответить на вопрос «Сколько треугольников»



8 кирпич «Любовь»

Родители и дети проговаривают ласковые слова.

9 кирпич « Мудрость»

Родители должны по руке узнать своего ребенка.




- 10 -

(Приложение №3)

Каждый день мы от взрослых слышим непонятные выражения.

Такие как, например, « Не тяни кота за хвост», «Оказал медвежью услугу», «Подложил свинью».

Мне стало интересно, какого же кота я тяну за хвост, если у меня дома нет животных? Какую свинью и кому я подложила?

Оказывается эти выражения нельзя понимать буквально, и называются они фразеологизмы. Мне стало интересно, откуда же они взялись, и какая у них история. Когда я узнала историю некоторых фразеологизмов, то смогла уже и сама использовать их в речи. А для одноклассников я с мамой подготовила книжку - раскраску с выражениями -фразеологизмами и дарю их ребятам .Ими можно воспользоваться в свободное время , на переменах ,дома (из выступления Зарецкой П.Ученицы 2 класса).

Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

- 11 -

Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

«Как за каменной стеной» - быть под надежной защитой

- 12 -

Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе

Роль, место и участие родителей в воспитательном процессе











-13-

© 2010-2022