РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) «Нравственное воспитание» 5-6 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) общего образования на основании документа: Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

школа №94 г. Нижний Новгород











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление)

«Нравственное воспитание»

5-6 класс (68 часов)

2015 - 2017 уч. год











Составитель:

Чередниченко А.А.,

учитель иностранного языка,

1 квал. категория





Нижний Новгород

2015 г.

Содержание













I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) общего образования на основании документа:

Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение учащимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.

Задачи:

  1. Расширить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игр, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает развитие представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе следующих принципов духовно -нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника среднего возраста.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт школьника, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать учащемуся реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение пятиклассника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.


II. Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Нравственное воспитание»


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника среднего возраста социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:


  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.


К концу 6 класса учащиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:


  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащий научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Нравственное воспитание» рекомендовано использовать диагностический инструментарий «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».



Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2013).

наблюдения педагогов и родителей.



III. Учебно-тематический план.

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теор.

Практ.

План

Факт.

5 класс

Раздел №1. Культура общения

20

6

14

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

2

+

+


    Культура общения в современной семье.

    4

    +

    +



      О терпимости к ближним.

      4

      +

      +


        Культура спора.

        2

        +

        +


          Этикетные ситуации.

          4

          +

          +



            В мире мудрых мыслей.

            4

            +

            +



            Раздел №2. Самовоспитание

            14

            7

            7


              «Познай самого себя».

              2

              +

              +


                Самовоспитание.

                2

                +

                +


                  Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

                  2

                  +

                  +


                    Как я работаю над собой.

                    2

                    +

                    +


                      О терпении.

                      2

                      +

                      +


                        Конец каждого дела обдумай перед началом.

                        2

                        +

                        +


                          «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

                          2

                          +

                          +


                          Итого: 34 часа

                          6 класс

                          Раздел №3. Общечеловеческие нормы нравственности

                          20

                          10

                          10


                            Об источниках наших нравственных знаний.

                            2

                            +

                            +


                              Совесть - основа нравственности.

                              2

                              +

                              +


                                «Чем ты сильнее, тем будь добрее».

                                2

                                +

                                +


                                  «Досадно мне, что слово честь забыто».

                                  2

                                  +


                                    Заветы предков.

                                    2

                                    +

                                    +


                                      Россияне о любви к Родине.

                                      2

                                      +

                                      +


                                        Твоя малая родина.

                                        2

                                        +

                                        +


                                          «Мой первый друг, мой друг бесценный».

                                          2

                                          +

                                          +


                                            Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

                                            2

                                            +

                                            +


                                              «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

                                              2

                                              +

                                              +


                                              Раздел №4. Искусство и нравственность

                                              14

                                              7

                                              7


                                                Нравственное содержание древних мифов.

                                                2

                                                +

                                                +


                                                  За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

                                                  2

                                                  +

                                                  +


                                                    Положительные герои в былинах и сказках.

                                                    2

                                                    +

                                                    +


                                                      Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев».

                                                      2

                                                      +

                                                      +


                                                        Искусство и нравственность.

                                                        2

                                                        +

                                                        +


                                                          «Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

                                                          2

                                                          +

                                                          +


                                                            Обзор курса этикета.

                                                            2

                                                            +

                                                            +


                                                            Итого: 34 часа












                                                            IV. Содержание программы.

                                                            5 -6 класс (68 часа)

                                                            Раздел 1: Культура общения (20ч)

                                                            Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

                                                            Раздел 2: Самовоспитание (14ч)

                                                            Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

                                                            Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)

                                                            Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.

                                                            Раздел 4: Искусство и нравственность (14ч)

                                                            Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.


                                                            V. Методическое обеспечение


                                                            1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2014.- 151 с.

                                                            2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2014. 25 с.

                                                            3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

                                                            4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 (общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2013. 50 с.

                                                            5. Сусликов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-11 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Сусликов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

                                                            6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2015. 108 с.

                                                            7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2012. 41 с.

                                                            8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2014. - 14- 36.

                                                            9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2013. - 140с.

                                                            Список литературы для обучающихся.

                                                            1. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка».

                                                            2. Сказки народов мира.

                                                            3. Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

                                                            4. Сказки Г.Х.Андерсена. «Гадкий утенок», «Бабушка», «Девочка, которая наступила на хлеб», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик».

                                                            5. Былины об Илье Муромце.

                                                            6. П.П.Ершов. «Конек-горбунок».

                                                            7. Сельма Лагерлеф. «Удивительные путешествия Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».

                                                            8. Киплинг Редьярд Джозеф. «Маугли».

                                                            9. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

                                                            10. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

                                                            11. В.В.Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо».

                                                            12. В.Драгунский. «Денискины рассказы».

                                                            13. В.Астафьев. «Васюткино озеро».

                                                            14. С.Михалков. «Песенка друзей», «Хорошие товарищи».

                                                            15. Ю.Ермолаева. «Лучший друг».

                                                            16. Е.Благинина. «Подарок», «Песенка о колоске».

                                                            17. Е.Емельянова. «Расскажи детям о хлебе».

                                                            18. М.Пришвин. «Лисичкин хлеб».

                                                            19. К.Паустовский. «Теплый хлеб».

                                                            20. Ю.Яковлев. «Цветок хлеба», «Тяжелая кровь».

                                                            21. Е.Усович. «Чудесные пряники».

                                                            22. Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома».

                                                            23. «Домострой». Свод житейских правил периода правления Ивана Грозного.

                                                            24. Тэффи. «Где-то в тылу»

                                                            1


                                                            © 2010-2022