ПРОГРАММА «Система Интенсивного развития способностей»

Данная программа является модернизированной, имеет научно-техническую направленность, составлена на основе следующих пособий: -       Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с. -       Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования город Ноябрьск



«Рассмотрено»

на заседании НМС

Протокол № ____

от «31» августа 2014 года

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

_________ Камильянова Т.Я.

от «1» сентября 2014 года

«Утверждаю»

Директор Гимназии

___________Л.Н. Крылова

от «1» сентября 2014 года


ПРОГРАММА


«Система Интенсивного развития способностей»

срок реализации: 4 года

возраст: 7-10 лет

тип программы - модифицированная

Автор - составитель:

педагог дополнительного

образования МБОУ «Гимназия №1»

Крюченкова В.В









г. Ноябрьск, 2014

Пояснительная записка

Данная программа является модернизированной, имеет научно-техническую направленность, составлена на основе следующих пособий:

  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.

  • Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.

  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.

Направленность программы «Система Интенсивного развития способностей» по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению - учебно- познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - четырех годичной.

Новизна программы состоит в том, что компьютерная система интенсивного развития способностей (общеучебных и специальных) предназначена для развития интеллекта, творческих способностей человека (дошкольника, школьника, студента и взрослого), развития тех индивидуально - психологических особенностей, от которых зависит эффективность обучения, производительность интеллектуального труда.

В базисные основы интенсивного обучения включается развитие следующих индивидуально - психологических особенностей:

  • памяти (образной, моторной, ассоциативной, логической);

  • навыков интенсивного обучения - развитию навыков быстрого чтения (скорочтение);

  • навыков оптимальной обработки текстовой информации;

  • пространственных представлений;

  • способностей к анализу, обобщению, аналогиям, абстрагированию.

Развитие базовых основ интенсивного обучения необходимо для повышения эффективности процесса усвоения учебного материала, оптимизации обучения (т.е. получения максимальных учебных результатов при минимальных затратах времени и усилий воспитанников).

Актуальность программы обусловлена тем, что СИРС позволяет развивать с помощью компьютерных технологий компоненты индивидуально-психологических особенностей человека, на которые в школах обращают недостаточное внимание, а именно:

  1. Навыков чтения "про себя", быстрого чтения. В младших классах очень большой упор делается на технику выразительного чтения вслух и очень мало внимания уделяется овладению навыками чтения про себя. Большой объём чтения вслух приводит к тому, что учащиеся, при чтении про себя, фактически читают с такой же артикуляцией, с такой же амплитудой речедвигательного аппарата, как и при чтении вслух, но только шёпотом. Очевидно, что использование речедвигательного компонента необходимо только на начальных стадиях обучения навыкам и умения чтения. Несовершенство техники чтения у обучаемых резко снижает интерес к познавательной деятельности. Поэтому быстрое чтение должно сопровождаться быстрым и глубоким усвоением.

  2. Обычно скорость чтения контролируется только в младших классах, чтению "про себя" не обучают. С пятого класса, когда резко возрастает количество предметов и общий объем информации, общая успеваемость обычно падает из-за отсутствия хороших навыков чтения «про себя» и плохого знания оптимальных алгоритмов запоминания. Быстрое чтение не является самоцелью. Целью является быстрое чтение при быстром и глубоком усвоении материала.

  3. Навыков классификации знаний (навыки классификации знаний позволяют значительно сократить время усвоения информации.);

  4. Памяти - образной, моторной и ассоциативной. Одновременное использование всех видов памяти значительно повышает эффективность- усвоение новой информации. Однако, иногда, развитие только одного компонента памяти может привести к положительным результатам.

  5. Пространственных представлений, мышления и т.д., всего того, что очень важно для учебы, работы, быта.

Педагогическая целесообразность

Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).

Учебные цели и задачи курса.

Предлагаемый учебный курс имеет практическую направленность.

Целью программы является опережающее развитие интеллектуальных способностей воспитанников (общеучебных и специальных) на основе компьютерных технологий.

Задачи курса:

  • Развитие умственных способностей.

  • Развитие пространственных представлений.

  • Развитие способности к анализу, обобщению, аналогиям, абстрагированию.

  • Развитие памяти (образной, моторной, ассоциативной).

Отличительные особенности данной программы.

Отсутствие навыков интенсивного обучения у воспитанников приводит к учебным перегрузкам, снижению успеваемости, переутомлению. Очень много времени тратится на подготовку домашних заданий, из-за чего возникает переутомление и резко сокращается круг интересов.

Развитие способностей, в том числе общеучебных и специальных у учащихся, в дальнейшем будет способствовать развитию личности, интеллектуальных и творческих способностей, повышение социального статуса подрастающего поколения. При изучении курса «Быстрое чтение, память, мышление» большое внимание уделяется развитию навыков быстрого чтения и образной/ассоциативной памяти. Использование СИРС при обучении быстрому чтению приводит к увеличению эффективности чтения в 1,5-12 раз в зависимости от индивидуально-психологических особенностей и состояния здоровья.

Сроки реализации, возраст детей.

На обучение принимаются учащиеся 7-10 лет. Предполагаемый объем учебного времени - 1 час в неделю в течении года. В году всего 34 учебных недель. При позитивном отношении педагога происходит рост самооценки ребенка, а это способствует раскрытию его творческого потенциала, его личности. Убежденность воспитанника в собственной ценности дает ему возможность реализовывать себя наиболее полно.

Занятия проводятся в группах по 10-14 человек, в первом полугодии (16 часов ), во втором полугодии (18 часов). Итого: 34 часа.

Формы организации учебных занятий.

  1. Структурной основой учебного материала является учебное занятие (факультатив). Промежуточная аттестация проводится в форме диагностики. Все задания выполняются на специальных компьютерных тренажерах. Изучение каждой темы начинается с диагностики, определения тренировочной скорости (максимальной скорости, при которой ученик может выполнить задание), которая в процессе работы за тренажером постепенно увеличивается. Затем обязательно необходим контроль изменения показателей (разница между первоначальной тренировочной скоростью и скоростью на данном этапе обучения) и, таким образом, определяем новую тренировочную скорость для следующего этапа. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов, разработанную для этого курса.

Количество учебных часов в году:

  1. 1 год обучения - (3 групп Χ 33 ч) - 99 ч.

  2. 2 год обучения - (4групп X 34 ч.) - 136 ч.

  3. 3 год обучения - (5 группы Χ 34 ч) - 170 ч.

  4. 4 год обучения - (1 группы Χ 34 ч) - 34 ч.

Всего: 442 ч.

Принципы содержания компьютерной программы СИРС.

  1. - Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и

  2. познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств школьников.

  3. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели

  4. содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности школьников. Реализация этого

  5. принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

  6. - Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания
    образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных
    школьников на разных возрастных этапах.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений воспитанников перед прохождением курса.

Учащиеся:

  • владеют навыками работы на компьютере;

  • знают роль программного обеспечения в работе компьютера.

Ожидаемые результаты:

- будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей школьников;

- будет обеспечено развитие информационной культуры школьников;

- будут сформированы предпосылки учебной деятельности школьников.

Учебно-тематический план

Первый год обучения


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Практика

1

Память

  1. Тренажер: «Запоминание цвета»

  2. Тренажер: «Картинки в клетке»

  3. Тренажер: «Цифры и буквы»

  4. Тренажер: «Лабиринт»

Быстрое чтение

  1. Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;

33

33


Итого

33

33

Итого:

Количество учебных часов:

1 год обучения -33ч.

3 групп Χ 34 ч - 99 ч

Всего: 99 часов



Второй год обучения


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Практика

1

Память

  1. Тренажер: «Запоминание цвета»

  2. Тренажер: «Картинки в клетке»

  3. Тренажер: «Цифры и буквы»

  4. Тренажер: «Порядок слов»

Быстрое чтение

  1. Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;

  2. Тренажер Пословицы, антонимы : способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

34

34


Итого

34

34

Итого:

Количество учебных часов:

  1. 2 год обучения - (4групп X 34 ч.) - 136 ч.

Всего: 136ч.

Третий год обучения


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Практика

1

Память

  1. Тренажер: «Запоминание цвета»

  2. Тренажер: «Картинки в клетке»

  3. Тренажер: «Цифры и буквы»

  4. Тренажер: «Порядок слов»

Быстрое чтение

  1. Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;

  2. Тренажер Пословицы, антонимы : способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

34

34


Итого

34

34


Итого:

Количество учебных часов:

  1. 3 год обучения - (5 группы X 34 ч.) - 170ч.

Всего: 170 ч.

Четвёртый год обучения


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Практика

1

Понятийное мышление

  1. Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности, окончания).

  2. Тренажер: Понятийное мышление (переносной смысл слов, фразеологизмы, пословицы, ориентировка в тексте, анекдоты, существенное понимание)

  3. Тренажер: Словарь (словарь, словарь наоборот, глаголы).

34

34


Итого

34

34

Итого:

Количество учебных часов:

  1. 4 год обучения- (1 группы Χ 34 ч) - 34 ч.

Всего: 68 ч.

Количество учебных часов в году 439 ч.

Содержание курса

1-й год обучения.


Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.

  1. Модуль «Память»

Тренажер «Картинки в клетках»

А - клетки воды - развитие образной памяти,

Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».

Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».

Тренажер Тренажер «Цифры и буквы».

Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».

Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».

Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».

Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».

Тренажер «Запоминание цветов».

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение количества запоминаемых клеток;

  • увеличение количества запоминаемых картинок;

  • увеличение количества запоминаемых знаков;

  • увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.


  1. Модуль «Быстрое чтение»

Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;

  • уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;

  • увеличение скорости зрительного восприятия информации;



2-й год обучения.

  1. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.

  1. Модуль «Память»

Тренажер «Картинки в клетках»

А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.

Б - трехмерные фигуры.

В - морфинг, квадратики, спички.

Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.

Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение количества запоминаемых клеток;

  • увеличение количества запоминаемых картинок;

  • увеличение количества запоминаемых знаков;

  • увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;

  • увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.

  1. Модуль «Быстрое чтение»

Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;

  • уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;

  • увеличение скорости зрительного восприятия информации;

3-й год обучения.



Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.

  1. Модуль «Память»

Тренажер «Картинки в клетках»

А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.

Б - трехмерные фигуры.

В - морфинг, квадратики, спички.

Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.

Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.

Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение количества запоминаемых клеток;

  • увеличение количества запоминаемых картинок;

  • увеличение количества запоминаемых знаков;

  • увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;

  • увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.

  1. Модуль «Быстрое чтение»

Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;

  • уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;

  • увеличение скорости зрительного восприятия информации;


4-й год обучения.

  1. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.


Модуль «Понятийное мышление»

Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.

Тренажер «Чувство стихосложения».

Тренажер «Словарь».

Тренажер «Словарь наоборот».

Тренажер «Глаголы».

Тренажер «Переносный смысл слов».

Тренажер «Последовательности».

Тренажер «Пословицы».

Тренажер «Фразеологизмы».

Тренажер «Ориентировка в тексте».

Тренажер «Окончания».

Тренажер «Существенное понимание».

Прогнозируемые результаты обучения

  • развитие когнитивных навыков: восприятие, внимание, память;

  • увеличение словарного запаса воспитанников;

  • развитие понятийного мышления (ориентировка в тексте, стихосложение, смысловая догадка, чувство юмора, пополнение словарного запаса).







Методическое обеспечение программы


Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные компьютеры,

  • локальная сеть;

  • мультимедиа проектор;

  • принтер;

Программные средства:

  • операционная система Windows;

  • компьютерная программа СИРС

Наглядный материал:

  • тренировочные упражнения,

  • индивидуальные карточки,

  • Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».

  • Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».

  • Тренажер «Цифры и буквы».

  • Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».

  • Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».

  • Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».

  • Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».

  • Тренажер «Порядок слов».

  • Тренажер «Запоминание цветов».

  • Тренажер «Чувство стихосложения».

  • Тренажер «Словарь».

  • Тренажер «Словарь наоборот».

  • Тренажер «Глаголы».

  • Тренажер «Переносный смысл слов».

  • Тренажер «Последовательности».

  • Тренажер «Пословицы».

  • Тренажер «Фразеологизмы».

  • Тренажер «Ориентировка в тексте».

  • Тренажер «Окончания».

  • Тренажер «Существенное понимание».

  • Тренажер «Таблица».

  • Тренажер «Пословицы».

  • Тренажер «Антонимы».

  • Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.

Перечень литературы и средств обучения:


Для воспитанников:

  1. Компьютерная программа СИРС 7.0

Для педагога:

  1. Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.

  2. Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.

  3. Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.

1


© 2010-2022