- Преподавателю
- Классному руководителю
- ПРОГРАММА «Система Интенсивного развития способностей»
ПРОГРАММА «Система Интенсивного развития способностей»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крюченкова В.В. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено»
на заседании НМС
Протокол № ____
от «31» августа 2014 года
«Согласовано»:
Заместитель директора по УВР
_________ Камильянова Т.Я.
от «1» сентября 2014 года
«Утверждаю»
Директор Гимназии
___________Л.Н. Крылова
от «1» сентября 2014 года
ПРОГРАММА
«Система Интенсивного развития способностей»
срок реализации: 4 года
возраст: 7-10 лет
тип программы - модифицированная
Автор - составитель:
педагог дополнительного
образования МБОУ «Гимназия №1»
Крюченкова В.В
г. Ноябрьск, 2014
Пояснительная записка
Данная программа является модернизированной, имеет научно-техническую направленность, составлена на основе следующих пособий:
-
Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.
-
Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.
-
Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.
Направленность программы «Система Интенсивного развития способностей» по содержанию является научно-технической; по функциональному предназначению - учебно- познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - четырех годичной.
Новизна программы состоит в том, что компьютерная система интенсивного развития способностей (общеучебных и специальных) предназначена для развития интеллекта, творческих способностей человека (дошкольника, школьника, студента и взрослого), развития тех индивидуально - психологических особенностей, от которых зависит эффективность обучения, производительность интеллектуального труда.
В базисные основы интенсивного обучения включается развитие следующих индивидуально - психологических особенностей:
-
памяти (образной, моторной, ассоциативной, логической);
-
навыков интенсивного обучения - развитию навыков быстрого чтения (скорочтение);
-
навыков оптимальной обработки текстовой информации;
-
пространственных представлений;
-
способностей к анализу, обобщению, аналогиям, абстрагированию.
Развитие базовых основ интенсивного обучения необходимо для повышения эффективности процесса усвоения учебного материала, оптимизации обучения (т.е. получения максимальных учебных результатов при минимальных затратах времени и усилий воспитанников).
Актуальность программы обусловлена тем, что СИРС позволяет развивать с помощью компьютерных технологий компоненты индивидуально-психологических особенностей человека, на которые в школах обращают недостаточное внимание, а именно:
-
Навыков чтения "про себя", быстрого чтения. В младших классах очень большой упор делается на технику выразительного чтения вслух и очень мало внимания уделяется овладению навыками чтения про себя. Большой объём чтения вслух приводит к тому, что учащиеся, при чтении про себя, фактически читают с такой же артикуляцией, с такой же амплитудой речедвигательного аппарата, как и при чтении вслух, но только шёпотом. Очевидно, что использование речедвигательного компонента необходимо только на начальных стадиях обучения навыкам и умения чтения. Несовершенство техники чтения у обучаемых резко снижает интерес к познавательной деятельности. Поэтому быстрое чтение должно сопровождаться быстрым и глубоким усвоением.
-
Обычно скорость чтения контролируется только в младших классах, чтению "про себя" не обучают. С пятого класса, когда резко возрастает количество предметов и общий объем информации, общая успеваемость обычно падает из-за отсутствия хороших навыков чтения «про себя» и плохого знания оптимальных алгоритмов запоминания. Быстрое чтение не является самоцелью. Целью является быстрое чтение при быстром и глубоком усвоении материала.
-
Навыков классификации знаний (навыки классификации знаний позволяют значительно сократить время усвоения информации.);
-
Памяти - образной, моторной и ассоциативной. Одновременное использование всех видов памяти значительно повышает эффективность- усвоение новой информации. Однако, иногда, развитие только одного компонента памяти может привести к положительным результатам.
-
Пространственных представлений, мышления и т.д., всего того, что очень важно для учебы, работы, быта.
Педагогическая целесообразность
Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников. Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной программы является умение детей воспользоваться своими интеллектуальными способностями (дети становятся информационно развитыми и эрудированными, с высоким уровнем познавательных интересов; школьники имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление, развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).
Учебные цели и задачи курса.
Предлагаемый учебный курс имеет практическую направленность.
Целью программы является опережающее развитие интеллектуальных способностей воспитанников (общеучебных и специальных) на основе компьютерных технологий.
Задачи курса:
-
Развитие умственных способностей.
-
Развитие пространственных представлений.
-
Развитие способности к анализу, обобщению, аналогиям, абстрагированию.
-
Развитие памяти (образной, моторной, ассоциативной).
Отличительные особенности данной программы.
Отсутствие навыков интенсивного обучения у воспитанников приводит к учебным перегрузкам, снижению успеваемости, переутомлению. Очень много времени тратится на подготовку домашних заданий, из-за чего возникает переутомление и резко сокращается круг интересов.
Развитие способностей, в том числе общеучебных и специальных у учащихся, в дальнейшем будет способствовать развитию личности, интеллектуальных и творческих способностей, повышение социального статуса подрастающего поколения. При изучении курса «Быстрое чтение, память, мышление» большое внимание уделяется развитию навыков быстрого чтения и образной/ассоциативной памяти. Использование СИРС при обучении быстрому чтению приводит к увеличению эффективности чтения в 1,5-12 раз в зависимости от индивидуально-психологических особенностей и состояния здоровья.
Сроки реализации, возраст детей.
На обучение принимаются учащиеся 7-10 лет. Предполагаемый объем учебного времени - 1 час в неделю в течении года. В году всего 34 учебных недель. При позитивном отношении педагога происходит рост самооценки ребенка, а это способствует раскрытию его творческого потенциала, его личности. Убежденность воспитанника в собственной ценности дает ему возможность реализовывать себя наиболее полно.
Занятия проводятся в группах по 10-14 человек, в первом полугодии (16 часов ), во втором полугодии (18 часов). Итого: 34 часа.
Формы организации учебных занятий.
-
Структурной основой учебного материала является учебное занятие (факультатив). Промежуточная аттестация проводится в форме диагностики. Все задания выполняются на специальных компьютерных тренажерах. Изучение каждой темы начинается с диагностики, определения тренировочной скорости (максимальной скорости, при которой ученик может выполнить задание), которая в процессе работы за тренажером постепенно увеличивается. Затем обязательно необходим контроль изменения показателей (разница между первоначальной тренировочной скоростью и скоростью на данном этапе обучения) и, таким образом, определяем новую тренировочную скорость для следующего этапа. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов, разработанную для этого курса.
Количество учебных часов в году:
-
1 год обучения - (3 групп Χ 33 ч) - 99 ч.
-
2 год обучения - (4групп X 34 ч.) - 136 ч.
-
3 год обучения - (5 группы Χ 34 ч) - 170 ч.
-
4 год обучения - (1 группы Χ 34 ч) - 34 ч.
Всего: 442 ч.
Принципы содержания компьютерной программы СИРС.
-
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и
-
познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств школьников.
-
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели
-
содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности школьников. Реализация этого
-
принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
-
- Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания
образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных
школьников на разных возрастных этапах.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений воспитанников перед прохождением курса.
Учащиеся:
-
владеют навыками работы на компьютере;
-
знают роль программного обеспечения в работе компьютера.
Ожидаемые результаты:
- будет повышен уровень развития интеллектуальных способностей школьников;
- будет обеспечено развитие информационной культуры школьников;
- будут сформированы предпосылки учебной деятельности школьников.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
-
№ п/п
Наименование модуля
Количество часов
Практика
1
Память
-
Тренажер: «Запоминание цвета»
-
Тренажер: «Картинки в клетке»
-
Тренажер: «Цифры и буквы»
-
Тренажер: «Лабиринт»
Быстрое чтение
-
Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;
33
33
Итого
33
33
-
Итого:
Количество учебных часов:
1 год обучения -33ч.
3 групп Χ 34 ч - 99 ч
Всего: 99 часов
Второй год обучения
-
№ п/п
Наименование модуля
Количество часов
Практика
1
Память
-
Тренажер: «Запоминание цвета»
-
Тренажер: «Картинки в клетке»
-
Тренажер: «Цифры и буквы»
-
Тренажер: «Порядок слов»
Быстрое чтение
-
Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;
-
Тренажер Пословицы, антонимы : способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
34
34
Итого
34
34
-
Итого:
Количество учебных часов:
-
2 год обучения - (4групп X 34 ч.) - 136 ч.
Всего: 136ч.
Третий год обучения
-
№ п/п
Наименование модуля
Количество часов
Практика
1
Память
-
Тренажер: «Запоминание цвета»
-
Тренажер: «Картинки в клетке»
-
Тренажер: «Цифры и буквы»
-
Тренажер: «Порядок слов»
Быстрое чтение
-
Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;
-
Тренажер Пословицы, антонимы : способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
34
34
Итого
34
34
-
Итого:
Количество учебных часов:
-
3 год обучения - (5 группы X 34 ч.) - 170ч.
Всего: 170 ч.
Четвёртый год обучения
-
№ п/п
Наименование модуля
Количество часов
Практика
1
Понятийное мышление
-
Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности, окончания).
-
Тренажер: Понятийное мышление (переносной смысл слов, фразеологизмы, пословицы, ориентировка в тексте, анекдоты, существенное понимание)
-
Тренажер: Словарь (словарь, словарь наоборот, глаголы).
34
34
Итого
34
34
-
Итого:
Количество учебных часов:
-
4 год обучения- (1 группы Χ 34 ч) - 34 ч.
Всего: 68 ч.
Количество учебных часов в году 439 ч.
Содержание курса
1-й год обучения.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
-
Модуль «Память»
Тренажер «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти,
Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».
Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».
Тренажер Тренажер «Цифры и буквы».
Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».
Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».
Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».
Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».
Тренажер «Запоминание цветов».
Прогнозируемые результаты обучения
-
увеличение количества запоминаемых клеток;
-
увеличение количества запоминаемых картинок;
-
увеличение количества запоминаемых знаков;
-
увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.
-
Модуль «Быстрое чтение»
Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Прогнозируемые результаты обучения
-
увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
-
уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
-
увеличение скорости зрительного восприятия информации;
2-й год обучения.
-
Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
-
Модуль «Память»
Тренажер «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.
Б - трехмерные фигуры.
В - морфинг, квадратики, спички.
Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».
Прогнозируемые результаты обучения
-
увеличение количества запоминаемых клеток;
-
увеличение количества запоминаемых картинок;
-
увеличение количества запоминаемых знаков;
-
увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
-
увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.
-
Модуль «Быстрое чтение»
Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
Прогнозируемые результаты обучения
-
увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
-
уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
-
увеличение скорости зрительного восприятия информации;
3-й год обучения.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
-
Модуль «Память»
Тренажер «Картинки в клетках»
А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.
Б - трехмерные фигуры.
В - морфинг, квадратики, спички.
Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.
Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти.
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».
Прогнозируемые результаты обучения
-
увеличение количества запоминаемых клеток;
-
увеличение количества запоминаемых картинок;
-
увеличение количества запоминаемых знаков;
-
увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
-
увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.
-
Модуль «Быстрое чтение»
Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.
Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.
Прогнозируемые результаты обучения
-
увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
-
уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
-
увеличение скорости зрительного восприятия информации;
4-й год обучения.
-
Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.
Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.
Модуль «Понятийное мышление»
Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память.
Тренажер «Чувство стихосложения».
Тренажер «Словарь».
Тренажер «Словарь наоборот».
Тренажер «Глаголы».
Тренажер «Переносный смысл слов».
Тренажер «Последовательности».
Тренажер «Пословицы».
Тренажер «Фразеологизмы».
Тренажер «Ориентировка в тексте».
Тренажер «Окончания».
Тренажер «Существенное понимание».
Прогнозируемые результаты обучения
-
развитие когнитивных навыков: восприятие, внимание, память;
-
увеличение словарного запаса воспитанников;
-
развитие понятийного мышления (ориентировка в тексте, стихосложение, смысловая догадка, чувство юмора, пополнение словарного запаса).
Методическое обеспечение программы
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:
Аппаратные средства:
-
мультимедийные компьютеры,
-
локальная сеть;
-
мультимедиа проектор;
-
принтер;
Программные средства:
-
операционная система Windows;
-
компьютерная программа СИРС
Наглядный материал:
-
тренировочные упражнения,
-
индивидуальные карточки,
-
Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды».
-
Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры».
-
Тренажер «Цифры и буквы».
-
Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр».
-
Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени».
-
Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени».
-
Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени».
-
Тренажер «Порядок слов».
-
Тренажер «Запоминание цветов».
-
Тренажер «Чувство стихосложения».
-
Тренажер «Словарь».
-
Тренажер «Словарь наоборот».
-
Тренажер «Глаголы».
-
Тренажер «Переносный смысл слов».
-
Тренажер «Последовательности».
-
Тренажер «Пословицы».
-
Тренажер «Фразеологизмы».
-
Тренажер «Ориентировка в тексте».
-
Тренажер «Окончания».
-
Тренажер «Существенное понимание».
-
Тренажер «Таблица».
-
Тренажер «Пословицы».
-
Тренажер «Антонимы».
-
Тренажер «Чтение текста. Тип тренинга: затирка/закраска.
Перечень литературы и средств обучения:
Для воспитанников:
-
Компьютерная программа СИРС 7.0
Для педагога:
-
Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.
-
Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.
-
Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.
1