Методика и формы работы с взрослыми

Тип учащегося оказывает влияние на мотивацию взрослых. Три основные типы учащихся- это учащиеся, ориентированные на цель, учащиеся, ориентированные на деятельность, и учащиеся, ориентированные на учёбу. Человек может переходить из одного типа в другой при различных ситуациях, и часто взрослый учащийся заключает в себе несколько типов обучающихся.Обучение взрослых сосредотачивается на проблеме. Так как многие взрослые учатся только ради учения более часто, чем невзрослые ученики, они ищут учебный...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методика обучения взрослых. Формы работы.


  1. Начальные принципы работы со взрослыми

Особенности взрослого учащегося

Взрослые ученики более целенаправленны, чем другие студенты.

У взрослых имеется прошлый учебный опыт.

У взрослых устоявшиеся привычки

У взрослых имеются мнения о том, чему их учат.

Взрослые имеют тенденцию связывать то, чему их учат с тем, что они уже знают.

Взрослым нужно активно принимать участие в учебном процессе.

Взрослые учащиеся должны верить в компетентность преподавателя.

Рекомендации по взаимодействию со взрослым учащимся

  • Спросите учащихся о том, что они уже знают.

  • Обращайтесь с учениками, как с личностями.

  • Будьте им помощником.

  • Приспособьте скорость обучения к скорости усвоения учащихся.

  • Не пытайтесь конкурировать с учениками.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧАСТНИКАМИ, стратегии:

Подтверждение - постоянно обращайтесь к опыту учащихся, пусть новое знание подтверждает и достраивает то что уже имеется у них.

Признание - признавайте, что ваши ученики - умны компетентны профессиональны, имеют право на собственное мнение, имеют право оценивать и пристрастно реагировать на то, чему вы их учите.

Наведение мостов - лучшее знание то, которое человек сможет встроить в свой опыт, не давайте готовых решений, помогите учащемуся самому определить ценность и способ использования материала

Стадии процесса усвоения знания взрослыми:

Осознание - мы должны стимулировать сознательную потребность к обучению, взрослые люди усваивают исключительное востребованное знание, если цели обучения и его предполагаемые результаты не осознанны, взрослые не усвоят материал.

Интерес - индикатором качества и содержания процесса обучения является интерес учащихся, если взрослым скучно, остановитесь, проанализируйте свой стиль преподавания, адекватность подобранного материала.

Оценка - в обучении взрослых, учащиеся получают возможность оценить вас раньше, чем вы их. Это их неотъемлемое право, критически относится к излагаемому материалу и способам его изложения

Испытание - знание полезно тогда, когда оно действует. Покажите ученикам, как оно действует, пусть они потренируются применять полученное от вас знание.

Усвоение или отвержение - после испытания знание либо принимается как полезное, либо отвергаться как ненужное. Взрослый учащийся имеет право выбирать усвоить или отвергнуть поданный материал, однако, у него должна быть отработана аргументация, почему материал был отвержен, или же почему был принят. Помогите взрослому сформировать такую аргументацию

Факторы влияющие на процесс обучения

Простота - чем проще вы излагаете материал, тем легче людям не испытывать дискомфорт как тем, кто знают мало.

Безопасность - обучение взрослых, это всегда определенное изменение их самооценки, мы должны сделать пространство обучения максимально безопасным.

Разносторонность - жизненных контекстов, в которых взрослые будут использовать полученное знание бесконечно много, постарайтесь обсудить максимум из таких контекстов.

Гибкость - будьте готовы менять формат работы, ваша задача не потерять интерес аудитории, сохраняя естественность процесса обучения

Имеющаяся информация

Некоторые характеристики обучения взрослых

  • Взрослые интеллектуально более пытливы

  • Взрослые более мотивированы для обучения

  • Взрослые готовы взять ответственность за обучение

  • Они хотят работать усердно при обучении

  • Взрослым ясно, чему они хотят научиться

  • Взрослых волнует практическое применение и использование полученных знаний

Типы учащихся

  • Учащиеся, ориентированные на цель эти люди используют образование для достижения чётких задач

  • Учащиеся, ориентированные на деятельность, те учащиеся, которые принимают участие в учебных мероприятиях для знания, а также для социального контакта и человеческих отношений, которые они дают.

  • Учащиеся, ориентированные на учёбу, те учащиеся, которые ищут знания ради знания.

МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Причины, по которым учатся взрослые;

  • Для удовлетворения любопытства или разрешения загадки

  • Для ответа на вопросы

  • Для получения удовольствия от применения нового навыка

  • Ради чистого удовольствия от учёбы

  • Для встречи с другими людьми, у которых такие же интересы

  • Для успеха в работе

  • Ради необходимости

  • Другие причины?

Что мотивирует взрослого учащегося?

Тип учащегося оказывает влияние на мотивацию взрослых. Три основные типы учащихся- это учащиеся, ориентированные на цель, учащиеся, ориентированные на деятельность, и учащиеся, ориентированные на учёбу. Человек может переходить из одного типа в другой при различных ситуациях, и часто взрослый учащийся заключает в себе несколько типов обучающихся.

Хотя, может быть, и правда, что "лучшая мотивация - это самомотивация", имеются свидетельства, что взрослых учащихся можно заинтересовать учёбой. Если вам удастся развить интерес к предмету, продемонстрировать на ранней стадии, что обучение будет полезным, а также гарантировать малый риск, то вы можете убедить некоторых нежелающих учиться людей. Иногда определение позитивных и негативных ожиданий учащихся может прояснить ситуацию и увеличить участие.

Обучение взрослых сосредотачивается на проблеме. Так как многие взрослые учатся только ради учения более часто, чем невзрослые ученики, они ищут учебный опыт для того, чтобы справиться с событиями, меняющими жизнь, такими как новая работа, продвижение по службе, новые технологии, развод, женитьба и т. д..

Как можно повлиять на мотивацию?

  • Стимулируя любопытство

  • Демонстрируя полезность

  • Гарантируя небольшой риск для учащихся

  • Определяя потребности

Что удерживает взрослого от обучения?

1. Индивидуальные: семья связанные с домом проблемы

2. Тревоги по поводу оплаты за обучение

3. Вопросы по поводу перспективности обучения ценность

целесообразность качество

4. Негативное восприятие ценности обучения

5. Отсутствие мотивации безразличие к учёбе вообще

6. Отсутствие уверенности в своих способностях

7. Несовместимость времени и места

Стратегии борьбы с препятствиями


  • Преодоление низкой самооценки и негативного отношения к образованию

  • Дать возможность получить образование при низком уровне риска или угрозы

  • Повысить самооценку

  • Более положительный личный опыт на ранней стадии обучения

  • Поддержка супруги и семьи обучающегося взрослого

  • Преодоление ситуативных и ведомственных препятствий

  • Договорённость с администрацией

  • Скользящий график Продлённые часы

  • "Дистанционное" преподавание (посредством телевизионной связи)

  • Эффективная коммуникация

  • Своевременная и подходящая информация

  • Ожидания и тревоги слушателей, на которых ориентировано обучение

ОЦЕНКА

Оценка - это не конец, а начало.


Зачем оценивать?

  • Для совершенствования вашего учительского мастерства

  • Для определения, работают ли новые методы

  • Подходящим образом модифицировать новые методы

  • Для гарантии того, что учебные цели были достигнуты

  • Для улучшения планирования учебной деятельности

  • Для подтверждения ценности учебной программы

  • Для обоснования расширения или прекращения программ

Оценка потребностей

Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным. Им необходимо видеть немедленную пользу от новых знаний или навыков, которые они приобрели. У большинства взрослых учащихся имеются свои дела, и хотя им , можнт быть, интересно учиться, у них нет лишнего времени. Будучи взрослыми, мы желаем потратить время на учёбу, но мы хотим видеть результаты немедленно.

Как, будучи преподавателями для взрослых, мы можем быть уверены, что то.чему мы учим, полезно взрослому ученику? Одним из лучших способов является эффективный процесс оценки потребностей. Оценка потребностей-это просто процесс определения того, что хочет студент или ,чему он хочет научиться. Хотя группа учащихся может зарегистрироваться и пойти на одну и ту же программу, они все придут с разным жизненным опытом и разными ожиданиями. Оценка потребностей позволит вам определить, чему группа хочет научиться и , что они уже знают.

Есть один основной вопрос, который вам надо решить при планировании и проведении оценки потребностей. Кому нужно, что, и кем это определяется. Этот вопрос был предложен Томасом Хатчинсоном в 1978 году и подводит итог эффективному плану оценки потребностей. Иногда его называют вопросом трёх WWW ( в ангийском варианте используются три буквы WWW )- " кому ", имея в виду, кому нужно(ученики), "что", имея в виду потребность(что им необходимо узнать) и "кем", имея в виду определение( те, кто определяет потребности). Кто решает, чему учить? Учитель? Ученики?

Мы не можем учить тому, чего не знаем и, как преподаватели, мы часто имеем наши собственные приоритеты. Иногда мы попадаем в ловушку, думая, что мы знаем то, чему нам надо обучать, что самое лучшее для студента, а это напрямую связано с нашими собственными приоритетами, а не с потребностями учащихся. Преподаватель должен быть вовлечён в планирование того, чему обучать, однако взрослые учащиеся могут также определить то, чему учить. Если занятие не отвечает потребностям учеников, они дадут вам знать. Они просто уйдут или вовсе не будут посещать занятия. Будучи учителем, вам необходимо узнать, что студенты знают и, что они думают им нужно или, что они хотят узнать.

При оценке эффективности обучения взрослых, мы задаем четыре основных вопроса:

  1. Понравилось ли им то что они изучили, узнали приобрели (реакция, настроение)?

  2. Действительно ли он поняли и разобрались в материале (обучение)?

  3. Как, где и вообще - используют ли они полученное знание? (поведение)?

  4. Привнесло ли новое знание полезные изменения (очевидный результат)?

Методы активного обучения взрослых


Таблица эффективности применения тех или иных методов на разных стадиях процесса обучения взрослых




Виды форм и методов обучения взрослых

Стадия презентации

материала

Стадия проработки материала

Применение

Лекция




Визуализация




Вопросы и ответы




Дискуссия




Демонстрация на реальном примере




Симуляция




Метод кейзов




Проблемная ситуация




Ролевая игра




Инструментализация (опросы)




Мозговой штурм




Техника номинальной группы




Переговоры




Внутригрупповая конфликтная интервенция





Методика и формы работы с взрослыми.

Главным образом применяется

Методика и формы работы с взрослыми.

Применяется от случая к случаю


Методика и формы работы с взрослыми.

Очень редко и не очень эффективно




Лекция

Является формой подачи слушателям необходимого теоретического материала, системы понятий и принципов. Задача лекции - донести информацию, сформировать однородное пространство знания, побудить слушателей к критическому мышлению. Это наименее интерактивный способ обучения взрослых. Кроме того, взрослый человек не способен слушать вас внимательно более 10-15 минут. Это и есть время вашей лекции, не больше. Именно поэтому, мы называем лекции для взрослых мини-лекциями.

Лекция может быть большим, чем простой презентацией информации. Она может использоваться в начале обучающей программы, чтобы помочь организовать в группе рабочий климат, снизить начальную тревожность участников, в конце сессии, чтобы актуализировать знание участников.

Правило хорошей лекции: один промежуток времени - одна идея. Поскольку взрослым людям свойственно иметь ограниченную кратковременную память, главная опора в обучении взрослых всегда на мышлении. Однако для сохранения материала в памяти, его необходимо повторять. Спустя 30 дней после однократного пояснения идеи в лекции у учащегося остается всего 10% информации, в то время как 6 раз повторенная идея уже дает результат в 30%.

Обычно хорошая мини-лекция для взрослых строится по трехтактной схеме:

  1. Сначала Вы говорите о чем вы будете говорить в лекции

  2. Затем вы доносите лекцию

  3. Завершая вы повторяете то о чем говорили в лекции.

Таким образом, главные принципы и идеи лекции повторяются как минимум 3 раза. Методы «освежения» лекции:

  1. Провокативные предложения, например: «Есть 4 принципа композиции романа при несоблюдении которых, автору лучше отрубить руки»…

  2. Построение лекции как системы ответов на вопросы.

  3. Розыгрыши лекционного материала в лицах предполагаемых тематикой героев (если тематика лекции допускает).

Визуализация


Может иметь две формы проективную и непроективную

Проективная: фильмы, слайды, видеоролики, компьютерные анимации

Непроективная: предметы, картины, постеры, флипп-чарт, доска и мел, карты и проч.

В подготовке проективных материалов, например, слайдов, более эффективные результаты будут достигнуты, если:

1. Визуальное изображение настолько простое, насколько возможно. В идеале - не более 6 строк на одном слайде, в одной строке - не больше 6 слов

2. Только 3-4 идеи на одном слайде

3. Используйте не более одного шрифта и не более одного типа выделения

4. Там где слова можно заменить картинкой или дополнить - используйте

5 Используйте активные слова и короткие фразы

6. Номеруйте или обозначайте мысли, это придает им системность и четкость

7. Готовьте не более 10 слайдов.

8. Не используйте слишком темного или слишком яркого фона, который отвлекает участников от содержания слайда.

Поощряется использование фильмов, но фильмы не должны превышать 30 минут и тщательно подобраны. Желательно изначально поставить перед участниками цели просмотра и обратить их внимание на возможные важные сегменты фильма. Просмотр фильма целесообразно сопроводить рабочей тетрадью с планом его анализа.

Вопросы и ответы

Прекрасный способ поддержать внимание участников учебного процесса, стмулирует их вовлеченность, внимание, творческое мышление, снимает ощущение диктата преподавателя, очень хороший метод работы со взрослой аудиторией, поскольку позволяет также актуализировать имеющиеся знания аудитории, совершить их обмен дополнение, ре-актуализацию под новые цели.

Вопросы и ответы можно использовать на каждой из стадий процесса обучения.

На стадии презентации материала:

  1. Что приходит Вам в голову когда вы слышите…?

  2. Могли бы Вы рассказать больше об этом..?

  3. Чтобы вы предложили?

  4. Могли бы вы рассказать более подробно…?

  5. Могли бы вы это сказать другими словами…?

  6. Что вас более всего удивило во всем этом, вызвало сомнения..?

  7. Напоминает ли Вам это что-нибудь известное?

  8. Кто имел бы похожую реакции на это…?

  9. Кто среагировал бы на эту информации по-другому?

  10. Что еще?

На стадии работы над материалом:

  1. Что это означает для вас?

  2. В каком случае это становится важным?

  3. Насколько это хорошо\плохо?

  4. Что вы чувствуете по поводу услышанного, происходящего?

  5. Сколько людей еще думают и чувствуют также?

  6. Помогает ли это что-то объяснить?

  7. Насколько вам нравится \ не нравится по сравнению с тем, что вы слышали раньше?

  8. Что Вы узнали нового, полезного о себе, других?

На стадии практики:

  1. Как бы вы применили это на практике?

  2. Где бы это было полезным для Вас?

  3. Как Вы сможете это применить и повторить вернувшись домой?

  4. Что может стать проблемой в применении полученной практики и знания?

  5. Как мы могли бы их преодолеть?

Симуляция

Ситуации - это максимально приближенные к реальной жизни участников обучения. Позволяют в безопасной форме участникам изучить все стадии, особенности, трудности какого-либо процесса, заметить и обсудить его особенности. Как правило симуляции достаточно дорогой и затратный по времени метод. Но в любом случае он гораздо дешевле, чем порою очень горькие уроки реальной жизни. Симуляцию разрабатывает тренер с учетом реальных особенностей деятельности его учащихся, иногда привлекая экспертов.

Структура симуляции:

  1. Роли участников, расписанные как можно более подробно согласно ситуации.

  2. Сюжет - подробно описанная проблемная ситуация со всеми возможные контексты

  3. Проблемная ситуация которая запускает действия участников.

  4. Все возможные атрибуты необходимые участникам (например, документы, игровые или реальные деньги, и проч)

Метод кейза

Представляет собой, как правило, полное, подробное и завершенное описание какой-либо реальной ситуации, которая предлагается участникам для обсуждения и анализа. В отличие от симуляции и ролевой игры, участники не принимают на себя роли участников, в отличие от проблемной ситуации - не решают ситуации, поскольку, как правило он решена. Их задача проанализировать решение и результат ситуации - была ли она успешной, можно ли предложить более удачные ситуации, какие ошибки или преимущества отличают решение этой ситуации.

Пример метода кейза:

Ситуация 1 (по курсу психология управления)

«Компетентность! Вот главное качество успешного руководителя» - думал Владимир Васильевич в свое первое рабочее утро на важном посту - посту управляющего отделом. До этого дня карьера Владимира Васильевича не предполагала такого головокружительного взлета. И вот он руководитель, да и еще в отделе фирмы, в котором до этого он е работал. Ну ничего, ведь не зря все выходные он просидел с должностными инструкциями и профессиональными картами сотрудников. Теперь он знает, пусть и не очень четко, что делает каждый из их, способен дать компетентный совет, как нужно делать работу по этой позиции и специальности. «Главное показать свою компетентность во всем с чем они работают, тогда они будут меня уважать» Думал он, глядя на своих новых сотрудников.

- Товарищи, работайте, не хочу вас отрывать. Полагаю рабочий процесс самое удачное время для нашего знакомства.

Обход был начат.

-Наталья Владимировна, и давно Вы работаете в 1С? А вы знаете вот эту новую штучку…ну такую опцию…в общем с этой опцией Вам не нужно делать все так медленно как вы делаете сейчас. Разрешите я сам поищу…о…хм…в статье как-то было проще…хм секундочку,…а где у вас?……………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

Саша!? Рад, рад познакомится. Слышал вы у нас лучший дизайнер в отделе. Над чем работаем? Ааа…..вам не кажется что эти карстовые изображения…простите?....ну да, да растровые в данном расширении претерпевают как бы сказать…..ну эти, продольные сворачивания, я сам, знаете ли, этим увлекаюсь, если нужна помощь, обязательно к мне обращайтесь.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Владимир, как Ваш семинар по франчайзингу?....о….он был по мерчендайзингу, ну да, ничего, я так понимаю это совпадающие области?:).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вечером Владимир Васильевич чувствовал себя очень уставшим. Еще бы, показать себя компетентным во всем руководителем - непростая, нелегкая эта задача.


  1. Вкратце опишите тип управления в данной ситуации.

  2. Если вы считаете, что он ошибочен, определите и обсудите ВСЕ видимые Вам ошибки.

  3. Спрогнозируйте эффективность работы отдела и руководителя через месяц. Что произойдет с руководителем, сотрудниками, каковы будут их взаимоотношения, отношения к общей деятельности.

  4. Дайте несколько правильных советов, как вести себя в подобной ситуации? С чего бы начали Вы, как управляющий?


Ролевая игра

Хороший метод отработки полученных знаний. Ролевая игра отличается от симуляции тем, что ситуации игры может быть как можно более далека от реальной жизни. От метода кейзов, ее отличает вовлеченность участников в процесс игры в качестве героев ситуации.

Пример ролевой игры:

Упражнение «Чудесный фрукт» (50 мин)

Разделите участников на группы по три человека и объясните, что им предстоит принимать участие в ролевой игре. Каждому игроку даются тинсрукции, где описаны его роль и задача, и которые нельзя показывать другим игрокам. Участникам необходимо в тройках провести переговоры так, чтобы интересы каждого были учтены. (5 мин).

Инструкции для игроков.

Методика и формы работы с взрослыми.

Вы - владелец прилавка на рынке в центре города. Вам нужно продать 17 чудесных фруктов по цене 1 доллар штука. Плоды очень спелые и завтра могут быть вне кондиции. Вы сами за все 17 фруктов заплатили 8 долларов. Вы очень обеспокоены, поскольку рынок скоро закроется.

Методика и формы работы с взрослыми.

Вы заведуете детской больницей в городе. Вам обязательно нужны чудесные фрукты, поскольку их мякоть содержит компоненты, которые помогут спасти от смерти детей, находящихся под Вашей опекой. Перед самым закрытием рынка, Вы находите прилавок, где продаются 17 чудесных фруктов по цене 1 доллар за штуку. Вам нужны все 17 фруктов, но у Вас всего 12 долларов. В идеале, поскольку у больницы мало денег, вы хотели бы заплатить как можно меньше.


Методика и формы работы с взрослыми.

Вы - глава парфюмерной компании в городе. Вам срочно нужно купить Чудесные фрукты, потому что через два дня в город приезжает группа богатых туристов. В кожуре чудесного фрукта содержится ингредиент, необходимый для изготовления очень дорогих духов, которые Вы надеетесь продать туристам. Ели Вы этого не сделаете, Ваша компания обанкротится, и 10 Ваших работников станут безработными. Перед самым закрытием рынка Вы нашли прилавок, где продаются 17 чудесных фруктов по цене 1 доллар штука. Вам нужны все 17, но у Вас только 15 долларов. В идеале, поскольку у компании мало денег, Вы бы хотели заплатить как можно меньше.

Шаг 2.

Переговоры в тройках (10 мин)

Шаг 3. Определение результатов переговоров.

Попросите представителей групп рассказать о процессе и результатах переговоров. Фиксируйте по ходу на заранее вывешенной таблице результаты переговоров для каждого игрока.

Продавец

Заведующий больницей

Глава парфюмерной компании

Группа 1


Группа 2


Группа 3


Группа 4


Группа 5


Группа 6


Группа 7


Критерии оценки результатов:

Продавец:

-1 - если не продал фрукты или выручил меньше 8 $

0 - если продавец продал все фрукты за 8$

+1 - если продавец продал все фрукты и выручил больше 8$

Заведующий детской больницей, Глава парфюмерной компании:

-1 - если не приобрел все 17 фруктов

0 - купил все 17, но денег не осталось

+1 - купил необходимые 17 фруктов и еще остались деньги.


© 2010-2022