- Преподавателю
- Классному руководителю
- Правовое воспитание в начальной школе
Правовое воспитание в начальной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максимова М.В. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
"Правовое воспитание в начальных классах"
Автор: Максимова Маргарита Вячеславовна
Учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода
Актуальность проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста
Правовое воспитание - необходимый элемент общего воспитания человека. Живя в социуме, которое представляет собой государственную структуру, и которая живёт по своим правилам и законам, обучающимся просто необходимо иметь багаж правовых знаний, чтобы в этом обществе плодотворно жить. Мы, взрослые, хотим, чтобы наши школьники выросли грамотными в правовом отношении, образованными и воспитанными людьми. В современном обществе часто встречаются эгоистичные, подчас чёрствые дети, поэтому с ними необходимо разговаривать, учить их анализировать не только чужие, но и свои поступки, учить делать выводы, прогнозировать свое поведение, особенно в общественных местах (а школа - это общественное место). Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.
Цель данной работы - показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе гимназии по формированию правового сознания младших школьников.
Задачи:
• обосновать задачи правового воспитания;
• показать эффективные формы правового воспитания младших школьников.
Педагогические основы правового воспитания в образовательном учреждении .
Наша гимназия работает по программе правового воспитания «Истоки», разработанной в соответствии с требованиями концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:
-
участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;
-
расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
-
принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.
Основными задачами программы являются:
-
Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.
-
Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.
-
Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
-
Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
-
Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
-
Содействие социализации учащихся.
-
Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
-
Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно - нравственных норм.
-
Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.
Принципы организации работы на занятиях и вне занятий с детьми
-
контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
-
систематичность и последовательность
-
коллективный анализ и оценка
-
личный пример
-
открытый диалог
-
открытый диалог
-
свобода выбора
-
стимулирование
-
сотрудничество
-
увлечение
-
доверие
Основные направления работы по правовому воспитанию
I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов
-
Закона РФ «Об образовании»,
-
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
-
Конвенции ООН «О правах ребенка»,
-
Семейного кодекса РФ.
-
Включение в планы работ комплекса мероприятий по вопросам противодействия экстремизму и ксенофобии в подростково-юношеской среде, формированию у обучающихся культуры гражданской солидарности.
II. Работа с обучающимися. Включает в себя:
-
Индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
-
Классные часы о нравственном воспитании,
-
Классные часы правовой направленности,
-
Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги, деловые игры
-
Олимпиады по праву,
-
Дебаты,
-
ток-шоу «Права человека»,
-
правовые лектории,
-
экскурсии на правовую тематику,
-
творческие конкурсы.
-
Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).
III. Организация взаимодействия классного руководителя с социальным педагогом, педсоветом. Встречи с работниками МВД.
IV. Наглядная агитация. Включает в себя
1. Выставки тематической литературы:
-
«Права человека и права ребенка»,
-
«Предупреждение вредных привычек».
2. Оформление тематических стендов:
-
«Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,
-
«Телефон доверия»
-
«Школа - территория толерантности»
3. Конкурсы плакатов:
-
«Я не курю - и мне это нравится!»
-
«Вредным привычкам - НЕТ!»
4. Активизация работы ученического интернет-портала.
V. Работа с родителями.
-
Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам
-
Проведение анкет-опросов среди родителей.
-
Открытые показы образовательного процесса
-
Проведение совместных мероприятий
-
Индивидуальное консультирование специалистов.
VI. Расширение сотрудничества центров гражданско-правовой информации на базе муниципальных информационных библиотечных центров
Примерное программное содержание по правовому воспитанию
Классы
Содержательные линии
1
Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья. Толерантность.
2
Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья - мое богатство. Семейное древо.
3
Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Патриотизм. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты.
4
Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.
Система мониторинга качества включает в себя:
-
педагогическое наблюдение;
-
использование методов специальной диагностики;
-
тестирование;
-
микроисследования.
Ожидаемые результаты целенаправленного правового воспитания:
должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Критерии отслеживания результатов программы
-
отношения детей в коллективе;
-
самооценка школьника;
-
мотивация поступков;
-
адаптация к школе;
-
психологическая зрелость;
-
притязания;
-
тревожность;
-
творческая активность;
-
агрессивность;
-
общение;
-
взаимодействие.
Реализация программы:
Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».
Работа по проекту правового воспитания показала высокий интерес детей и родителей к данной теме.
Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что большинство детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.
Список ресурсов
-
edy.ru/db/portal/obschee/index.htm
-
Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 - С. 144.
-
Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. - М., 1992
-
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006
-
Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.