Правовое воспитание в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Правовое воспитание в начальных классах"

Автор: Максимова Маргарита Вячеславовна

Учитель начальных классов, МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода

Актуальность проблемы правового воспитания детей младшего школьного возраста

Правовое воспитание - необходимый элемент общего воспитания человека. Живя в социуме, которое представляет собой государственную структуру, и которая живёт по своим правилам и законам, обучающимся просто необходимо иметь багаж правовых знаний, чтобы в этом обществе плодотворно жить. Мы, взрослые, хотим, чтобы наши школьники выросли грамотными в правовом отношении, образованными и воспитанными людьми. В современном обществе часто встречаются эгоистичные, подчас чёрствые дети, поэтому с ними необходимо разговаривать, учить их анализировать не только чужие, но и свои поступки, учить делать выводы, прогнозировать свое поведение, особенно в общественных местах (а школа - это общественное место). Новый этап развития отечественной государственности, модернизация образовательной системы диктует необходимость переоценки традиционных форм правового воспитания.

Цель данной работы - показать методы и приемы, используемые в воспитательной работе гимназии по формированию правового сознания младших школьников.
Задачи:
• обосновать задачи правового воспитания;
• показать эффективные формы правового воспитания младших школьников.


Педагогические основы правового воспитания в образовательном учреждении .
Наша гимназия работает по программе правового воспитания «Истоки», разработанной в соответствии с требованиями концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

При разработке программы учтены особенности развития ребенка младшего школьного возраста:

  • участие в деятельности, которая носит общественный характер и является социальной по содержанию;

  • расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.

Основными задачами программы являются:

  • Ознакомление учащихся с правовыми актами государства.

  • Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения.

  • Способствование развития у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

  • Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания, привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.

  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

  • Содействие социализации учащихся.

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.

  • Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно - нравственных норм.

  • Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.

Принципы организации работы на занятиях и вне занятий с детьми

  • контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

  • систематичность и последовательность

  • коллективный анализ и оценка

  • личный пример

  • открытый диалог

  • открытый диалог

  • свобода выбора

  • стимулирование

  • сотрудничество

  • увлечение

  • доверие


Правовое воспитание в начальной школе

Правовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школе

Правовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школе

Правовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школе

Правовое воспитание в начальной школе



Основные направления работы по правовому воспитанию

I. Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч (индивидуальная и групповая форма). Включает в себя изучение документов

  • Закона РФ «Об образовании»,

  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

  • Конвенции ООН «О правах ребенка»,

  • Семейного кодекса РФ.

  • Включение в планы работ комплекса мероприятий по вопросам противодействия экстремизму и ксенофобии в подростково-юношеской среде, формированию у обучающихся культуры гражданской солидарности.

II. Работа с обучающимися. Включает в себя:

  • Индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,

  • Классные часы о нравственном воспитании,

  • Классные часы правовой направленности,

  • Индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги, деловые игры

  • Олимпиады по праву,

  • Дебаты,

  • ток-шоу «Права человека»,

  • правовые лектории,

  • экскурсии на правовую тематику,

  • творческие конкурсы.

  • Вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков).

III. Организация взаимодействия классного руководителя с социальным педагогом, педсоветом. Встречи с работниками МВД.

IV. Наглядная агитация. Включает в себя

1. Выставки тематической литературы:

  • «Права человека и права ребенка»,

  • «Предупреждение вредных привычек».

2. Оформление тематических стендов:

  • «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика»,

  • «Телефон доверия»

  • «Школа - территория толерантности»

3. Конкурсы плакатов:

  • «Я не курю - и мне это нравится!»

  • «Вредным привычкам - НЕТ!»

4. Активизация работы ученического интернет-портала.

V. Работа с родителями.

  • Проведение родительских собраний, консультаций, бесед по правовым вопросам

  • Проведение анкет-опросов среди родителей.

  • Открытые показы образовательного процесса

  • Проведение совместных мероприятий

  • Индивидуальное консультирование специалистов.

VI. Расширение сотрудничества центров гражданско-правовой информации на базе муниципальных информационных библиотечных центров

Правовое воспитание в начальной школе

Правовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школе



Примерное программное содержание по правовому воспитанию

Классы

Содержательные линии

1

Права и обязанности. Малая Родина. Флаг России. Умей учиться, работать, играть вместе с другими. Коллективизм. Справедливость. Я и моя семья. Толерантность.

2

Герб и гимн России. Правовая культура. Неприкосновенность личности. История гимназии. Моя семья - мое богатство. Семейное древо.

3

Идея патриотизма в мифах, сказках, легендах. Дружба детей разных национальностей. Символика Новгородской области. Обычаи и традиции жителей Новгородской области. Патриотизм. Умение держать слово (ответственность, честность). Органы правовой защиты.

4

Патриоты нашего Отечества. Символы России. Лидеры РФ, областной и районной администрации. История России и родного края. Понятие «соотечественники». Национальные особенности жизни людей. Экономика. Личная и общественная собственность в жизни человека. Правонарушения, их последствия для жизни человека.

Система мониторинга качества включает в себя:

  • педагогическое наблюдение;

  • использование методов специальной диагностики;

  • тестирование;

  • микроисследования.

Ожидаемые результаты целенаправленного правового воспитания:

должно быть сформировано у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Критерии отслеживания результатов программы

  • отношения детей в коллективе;

  • самооценка школьника;

  • мотивация поступков;

  • адаптация к школе;

  • психологическая зрелость;

  • притязания;

  • тревожность;

  • творческая активность;

  • агрессивность;

  • общение;

  • взаимодействие.

Реализация программы:

Данный проект реализуется с 2010-2011 учебного года в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе МАОУ «Гимназия №3» Великого Новгорода. В гимназии работает клуб «Истоки».

Работа по проекту правового воспитания показала высокий интерес детей и родителей к данной теме.

Уровень сформированности детского коллектива находится на достаточно высоком уровне. Психологическое тестирование показала, что большинство детей успешно прошли процесс школьной адаптации, у детей нет чувства тревоги или агрессии. Самооценка детей достаточно высокая.

Список ресурсов


  1. edy.ru/db/portal/obschee/index.htm

  2. Иоффе А.Н. Активная методика- залог успеха. / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. 2000 - С. 144.

  3. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. - М., 1992

  4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006


  1. Маленкова Л.И.Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.1999.

Правовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школеПравовое воспитание в начальной школе

© 2010-2022