Доклад на педсовет на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ» (Из опыты работы)

    Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Как правило, наши жизненные ценности были в основном сформированы в возрасте до 12 лет - благодаря или вопреки нашим родителям, под влиянием школы, учителей, культуры, частью которой все мы являемся. Если посмотреть на иерархию приоритетов различных людей, то у многих в начале списка окажутся любовь, свобода, развитие, но каждый определяет данные понятия в соответствии со своим пониманием.  В своей работе нам нередко приходиться...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономное учреждение среднего профессионального образования

«Шумерлинский политехнический техникум»

Минобразования и молодёжной политики ЧР



Доклад на педсовет на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»

(Из опыты работы)

Подготовила воспитатель Болдырева О.В.





г. Шумерля, 2013г

Свой доклад я хотела бы начать с просмотра фильма «О жизни за 2 минуты».

Фильм 1 «О жизни за 2 минуты».

О чем же говорится в этом фильме? О том, как физически здоровый молодой человек пассивно относится к своей собственной жизни. Человек с заниженной самооценкой, для которого жизнь «Фаст Фут - прожил и забыл, быстрая любовь, быстрые удовольствия, быстрые друзья …», а запросы выше среднего «Я хочу делать все, что мне нравится. Я хочу, чтоб ни кто не доставал, хочу жить достойно и в достатке».

Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Как правило, наши жизненные ценности были в основном сформированы в возрасте до 12 лет - благодаря или вопреки нашим родителям, под влиянием школы, учителей, культуры, частью которой все мы являемся. Если посмотреть на иерархию приоритетов различных людей, то у многих в начале списка окажутся любовь, свобода, развитие, но каждый определяет данные понятия в соответствии со своим пониманием.

У каждого - свои жизненные ценности. Фильм 2 «Банк Империал».

В своей работе нам нередко приходиться сталкиваться с подростками из неблагополучных и неполных семей, где нарушены все представления о жизненных ценностях: любви, дружбе, учёбе, здоровье, собственном развитии. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация.

С грудного возраста ребёнок получает уроки жизнестойкости. Например, малыш в кроватке, мама ушла готовить обед. Ребёнок начинает плакать, чтобы привлечь внимание, получит толику любви. Мама не слышит крика или ей некогда. Ребёнок кричит громче, мама не подходит. Малыш прекращает кричать, пытается занять себя. И чем же? Берёт в рот пальчик и сосёт его. В этой ситуации ребёнок ощутил себя не нужным, одиноким, не любимым, пальчик в будущем - это потенциальная сигарета, таблетка или ещё что «покруче». С возрастом ребёнок становится замкнутым, не находит понимания с родителями. Может возникнуть ситуация когда вся семья дома, но все одиноки.

Вот ещё один пример: две сестры, одна старше другой, между ними естественное соперничество, сейчас они едут с отцом в машине, по радио звучит музыка. Одна сестренка заявляет: «Это моя любимая песня!» Другая, надулась: что ей делать? Промолчать? Тогда она оказывается сзади. Сказать, что ей тоже нравится? Все равно сестра будет впереди. Ее решение: «А я такую музыку не люблю! Я люблю…» (тут она вспоминает что-то, что ей кто-то нравится). Все, началось формирование ценностей: что она любит, тем более - что она не любит… Случайные выборы на фоне соперничества, а спустя годы будет оформлено как внутренние личностные ценности, музыкальные предпочтения…

Самый естественный путь формирования жизненных ценностей - не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

Одним из самых позитивных жизненных экспериментов, где детям и подросткам формировали здоровые жизненные ценности, был опыт А.С. Макаренко. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть. Чистоту проверяли белым носовым платком. Среди почти 3000 воспитанников коллектива под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива.

Обучение в техникуме - важный этап профессионального становления и социализации личности молодого человека. Начальный период обучения и проживания в общежитии связан с социальными переменами, «ломкой» прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями, высокой тревожностью и внутренним напряжением. В этот период мы воспитатели изучаем индивидуальные особенности личности, на основании которых далее строится дальнейшая система его включения в новые виды деятельности. Совместная деятельность воспитателей и студентов повышения уровня готовности обучающихся к самостоятельной деятельности и создаёт условия для достижения воспитательных целей. Проводятся беседы, часы общения, классные часы, о правилах проживания в общежитии, о правилах внутреннего распорядка, индивидуальные беседы. Студенты получают возможность познакомиться с историей и традициями техникума, им представляются анкеты с вопросами об их интересах, способностях, творческом потенциале, толерантности, выборе досуга, стрессоустойчивости и воспитанности.

Чтобы привлечь внимание подростков к изучению ценностного отношения к жизни в духовном опыте человечества были проведена дискуссия (тренинг) - выявление отношения к ценности собственной жизни, умения воспринимать себя «здесь и сейчас».

Дискуссия (тренинг) показала, что с ребятами можно и нужно говорить о ценности жизни, конкретизируются их представления, развивается образное восприятие ситуации, осознается ценность простых радостей бытия.

Результаты ответов обучающихся во время дискуссии (тренинга) показывают, что тема ценности собственной жизни не является понятной для детей, потому что либо представляется отвлеченно, далеко, либо как само собой разумеющееся.

Поэтому одна из основных задач, которая стоит перед нами - это создание условий, для развивающего воспитательного пространства используя педагогические и информационные технологии для проведения внеклассных мероприятий, кружков, студенческих научно-исследовательских работ, которые направлены на повышение творческой активности обучающихся. Нами проведены следующие мероприятия:

- «Вечер знакомств» нацелен на создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе;

- «День Учителя» и «День пожилых людей» - способствуют формированию уважительного отношения к учителям и пожилым людям, развитию творческих способностей обучающихся;

- «Золотая осень» - воспитание любви к прекрасному, к природе, развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться;

- «День Матери» - показывает ценность и важность проявления лучших человеческих чувств: уважения и любви к матери.

- «Молодёжь за здоровый образ жизни» - помогает подростку осознать пагубность вредных привычек и их последствий; формирование системы жизненных ценностей и ответственного отношения к своему здоровью; пропаганда здорового образа жизни.

- «Новогоднее представление» - воспитывает уважение к традициям и обычаям русского народа,
развивать эмоциональную сферу подростков

- «День студента» - формирует у обучающихся понимание сущности и значения дружбы

- «День влюблённых» - воспитание нравственных качеств личности уважение к девушкам, женщинам; активизация культурной деятельности подростков.

- «Честь и родина превыше всего» - воспитание чувства патриотизма, гражданственности, физической и нравственной культуры у воспитанников.

«Молодые таланты» - развитие социальной активности молодого поколения и другие.

Все эти мероприятия направлены на формирование ценностного отношения к жизни, раскрытия личностного потенциала, умение воспринимать себя в данный момент жизни, умение и желание преодолевать трудности, осознанию своей уникальности.

Формирование ценностного отношения к жизни способствует умению относиться к себе как к уникальному творению природы, как к личности, чья жизнь является абсолютной ценностью для самого человека и для окружающих людей.

Фильм 3 «Самый сильный человек в мире»

Вы посмотрели фильм и увидели человека без рук и ног, но он справляется со всеми жизненными трудностями, у него столько жизненной энергии, которой он делится с другими людьми.

Есть очень хорошая формулировка: «Счастье - это не цель жизни, а способ существования». Если вы научились во всем видеть радость, если у вас в жизни есть смысл, если вы умеете жить бодро, умеете видеть плюсы в том, что вы делаете, в том, что делают другие, умеете быть благодарными и научились доставлять радость себе и другим - вы живете счастливо. И любой, кто на вас посмотрит, скажет, что это - правда.

Из всего сегодня сказанного можно сделать вывод, что гармонично сформированные ценностные отношения к жизни позволяют:

- адекватно оценивает уникальность собственной жизни и жизни окружающих людей,

- осознанно относиться к восприятию себя в каждый момент жизни;

- грамотно определяет пути личностного роста и самосовершенствования,

- отказаться от участия в деструктивных сектах;

- найти собственное место в жизни общества.

И в заключение своего доклада мне хотелось бы порекомендовать, вам коллеги, использовать в своей работе для поведения классных часов, индивидуальных бесед и для себя лично сайт Психологос-энциклопедия практической психологии www/psychologos/ru, на котором можно найти статьи по психологии доктора психологических наук, профессора Н.И. Козлова и его студентов. Если нужна психологическая консультация, вам могу рекомендовать коллег-психологов, которые консультируют как лично, так и по скайпу в Центре консультирования и коучинга. Ежедневно Центр консультирования и коучинга предлагает бесплатные консультации первым двум обратившимся, силами выпускников и студентов Университета практической психологии. Контакты для связи: uppcenter.ru, тел. (929) 977-79-85, [email protected], skype: ccupp.ru.



© 2010-2022