Духовно-нравственное воспитание. «Храм» 6 класс

Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.    Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Задачи В области формирования личностной культуры: -        формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше». -        укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; -        формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -        формирование нравственного смысла учения; -        укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; -        принятие обучающимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; -        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -        формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; -        формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора к принятию ответственности за их результаты; -        развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; -        осознание учащимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности. В области формирования социальной культуры: -        формирование основ российской гражданской идентичности; -        пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; -        воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и -        формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: -        формирование отношения к семье как основе российского общества; -        формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; -        формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; -        знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.           Духовно-нравственное развитие и воспитание - это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:    -нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);     -нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);     -нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);      -нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) 2. Ожидаемые результаты              Реализация программы, ее воспитательный потенциал позволяют: объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения; устранить разрыв между дошкольным образованием и начальной школой, начальной и основной, полной школой, между общеобразовательной, профессиональной и высшей школой; выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта; в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, семье; формировать различные группы универсальных учебных действий и организовывать образовательный процесс в условиях реализации ФГОС НОО.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1



ЗАЯВКА


на участие в региональном конкурсе

на лучшую учебно-методическую разработку

по программе «Социокультурные истоки»



Полное наименование ОУ (по уставу)

МБОУ ВМР «Спасская средняя общеобразовательная школа»





Адрес учреждения, контактный телефон

Вологодская область, Вологодский район, п\о Непотягово, д.38, Спасская сош


Название работы


Методическая разработка урока по истокам в 6 классе «Духовная жизнь города. Храмы.»





ФИО автора (полностью)

Тарабухина Вера Васильевна



Занимаемая должность

учитель



Контактный телефон

8-951-71-888-73



Руководитель ОУ Е.М. Куваева

(инициалы, фамилия) (подпись)


«31» марта 2014 г.



Приложение 2

МБОУ ВМР «Спасская средняя

общеобразовательная школа»











Методическая разработка урока истоки

в 6 классе «Духовная жизнь города. Храмы.»







Тарабухина Вера Васильевна

Учитель начальных классов

и Истоков

МБОУ ВМР «Спасская средняя

общеобразовательная школа»















Вологда 2014


Технологическая карта урока


Предмет: Истоки 6 класс

Базовый учебник: А.В.Камкин « Истоки-6» издательский дом Истоки Москва 2013

Тема урока: Духовная жизнь города. Храмы.

Цель урока: Формировать образ города, как центра духовной жизни.

Задачи урока:

Образовательные:

- узнать православную топонимию русского города.

Развивающие:

- Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся.

Воспитательные:

- понять духовный смысл символа преображённого мира- Храма.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Необходимое оборудование: презентация «Храмы города», иллюстрации храмов, книга Наталии Будур «Православный храм», фото Храмов и Монастырей Вологодской области, словарь, книга А.В.Бородина «Православие -культурообразующая религия России» 4кл.

Критерии достижения цели урока: Научились определять названия православных Храмов; формировали ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по изучению темы урока.






















Рабочий лист к уроку. Приложение 1

Тема: Духовная жизнь города. Храмы.


  1. Определи количество глав, соответствующих каждому символу.

символы

Количество глав

Христос Спаситель

Святая Троица

Спаситель и четыре Евангелиста

Семь таинств

Девять ангельских чинов

Двенадцать Апостолов

Рефлексия Приложение 2

( если согласен, ставлю + , если не согласен, ставлю -)

1

Мне было интересно на уроке?

2

Вам захотелось побывать в храме?

3

Хотелось бы вам провести экскурсию по Храму?

4

Я доволен своей работой

5

Я благодарен своей группе за работу


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

16

2

3

4

5

1

Орг. момент (присоединение).


«Светлой удачи, доброго дня

всем кто слева от меня,

всем кто справа от меня,

Всем кто сзади от меня,

всем кто спереди меня.»

Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок.


Готовность к уроку

Личностные:

Контролируют своё поведение

2

Мотивация.


На уроках Истоки мы с вами много трудились, помогали друг другу, выполняли разные роли: были путешественниками, тружениками…. Сегодня я вам предлагаю новую роль, а какую, отгадайте сами.

На доске анограмма, соедините согласные и гласные, какое слово получилось?

кскрсвд

ЭУОО

Что это за профессия? Где вы видели экскурсоводов? Трудно ли быть экскурсоводом? Что нужно, чтобы быть хорошим экскурсоводом?

- спланируем свою деятельность.

План:

  1. Вспомним, что знаем.

  2. Получим новые знания.

  3. Сумеем применить знания в жизни.






ЭКСКУРСОВОД



Дети совместно с учителем планируют свою деятельность









Предметные:

Получить знания и применять их в жизни

3

Актуализация знаний.

-Какой раздел мы изучаем?

Где мы побывали?

С чего начинается город?

Как понимаете «Духовная жизнь города?»

СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ

Путешествовали по городам.

Фронтальная работа по повторению темы предыдущего урока



Физминутка

Игра «Хорошо - плохо»

(Хороший пример или поступок - хлопок, плохой - присели)


Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни, формирование нравственности.

5

Основной этап урока:
























  1. Мы с вами поставили 3 важные задачи, которые нужно решить на уроке.

1задача. Символы Храмов. Какие символы вы знаете?

Сравнение символов Храмов. ( слайд) - Рассмотрите Храмы. Что заметили интересного? Какие есть отличия?

Кто знает, почему у Храмов разное количество куполов?

Купола, как пламя свечи устремляются в небо. Количество куполов на Храме - это символ в православной вере.

Задание 1:

на рабочем листе в таблице. Определи количество глав, соответствующих каждому символу и запиши во 2 столбик. (приложение 1)

1) Христос Спаситель - 1; 2)Святая Троица - 3; 3) Спаситель и 4 Евангелиста - 5 4) 7 таинств - 7; 5) 9 ангельских чинов -9 6) 12 Апостолов - 12

- А что нам расскажет дежурный ЛЕТОПИСЕЦ? ( заранее назначается и даётся задание)

Задание 2: Какие ещё символы Храмов вы знаете?

Вывод: По всей Руси стоят белокаменные златоглавые храмы, своим призывным звоном напоминая человеку о чём-то важном, непреходящем. Наши прадеды свято верили в Бога, эта вера помогала выжить, наставляла на путь истинный. Они исправно посещали Храм, считая его домом Божиим на Земле.

- С какой задачей урока мы справились?

Запомнили символы храмов, чтобы качественно провести экскурсию.




Дети сравнивают символы












Находят дополнительные знания

книга А.В.Бородина «Православие -культурообразуюшая религия России» 4кл. с.119 дополнительно о куполах зачитать


Возвращение к задачам урока (1 задача)




Коммуникативные: высказывают свою точку зрения

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний,

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения






Познавательные: находят необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной дополнительной литературе, сравнивают образы, извлекают информацию, делают выводы, осуществляют процесс анализа, синтеза, обобщения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют учебные действия согласно поставленной задаче.

Самостоятельная работа с учебником.

Какая 2 задача?

- Почему храмы имеют разные названия?

1. Самостоятельная работа по учебнику с.68 прочитать по группам

Работа с иллюстрациями в тетради.

  1. Т. стр. 10

Во имя кого или в память каких православных праздников освящены эти храмы?


Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, анализируют текст учебника; выявляют главное, сравнивают.

Активное занятие. Работа в группе

А.З. «Храмы города». Т. ч.2, стр. 11-12

1) самостоятельно

2) работа в 4.

3) обсуждение в классе.

Экспертная оценка учителя.

Вывод:

- Храм!!! Таинственное слово. Закроем глаза, представим образ храма, послушаем перезвон колоколов, почувствуем гордость за своих предков, создавших такую красоту.

- С какой задачей урока мы справились?

-Что раскрыли вам названия Храмов?

- делятся на группы; - выбирают лидера; - выполняют задания индивидуально и в группе, - обсуждают, аргументируют своё согласие или несогласие с мнением других; - приходят к общему решению.

Выполненную работу группы презентуют. Сравнивают свою работу с работами других групп, проводят рефлексивный контроль за выполнением задания


Регулятивные: формируют способность к самооценке и взаимооценке контролю, коррекции и оценки результата деятельности. Коммуникативные : сотрудничают с учителем и одноклассниками. Личностные: адекватно судят о своих успехах и неуспехах


3 задача урока:

Храмы моего города. Духовная жизнь города. (слайды)

- Давайте посмотрим на Храмы нашего города и послушаем звон колоколов.

-Что вы увидели, услышали и почувствовали ?

- Кто готов провести экскурсию по Храму?





1-2 подготовленных ученика проводят экскурсию по Храму? или виртуальная экскурсия


Рефлексия.

На индивидуальном листе поставь

+ если согласен

- если не согласен

(приложение 2)

Оценивают себя на индивидуальных листах

Личностные: осознают значимость темы

Развитие рефлексивных умений и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Сформировать чувство самоконтроля.


Итог урока:

Мы справились с задачами урока, много узнали о Храмах.

- А где ещё можно получить знания о Храме?

- С кем можно поделиться этими знаниями?

- Пригодятся ли они в вашей жизни?

- Кому захотелось посетить Храм? Приглашаю на экскурсию в Храм… Берегите Храм в своей душе и созидайте его всю свою жизнь.

Д.З. На выбор: 1) рисунок Храма; 2)Выучить стихи о Храме; 3)Творческая работа: приготовить экскурсию по Храму своего края.




В книгах, в интернете, на экскурсии в Храм


Личностные: Самостоятельно оценивают свои возможности и делают выбор.


© 2010-2022