Литературно - музыкальная композиция «Баллада о сожженной деревне»

Война – это не страницы школьного учебника истории, это четыре года жизни, по тяжести равные десятилетиям, это незатухающая боль!  В годы второй мировой войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек. Литературно - музыкальная композиция, посвящается всем селам, сожженным в годы войны вместе с жителями. Она по... Цель: формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам.Если вас заинтересовала информация и вам нужны видеофайлы для даного меоприятия напишите мне на электронный адрес: [email protected]
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образовательное учреждение

«Голяткинская средняя общеобразовательная школа»

Литературно - музыкальная

композиция

Литературно - музыкальная композиция «Баллада о сожженной деревне»

Для учащихся 7 - 11 классов.


Автор: Клочкова Марина Владимировна

старшая вожатая МОУ «Голяткинская СОШ»


2008 год

Война - это не страницы школьного учебника истории, это четыре года жизни, по тяжести равные десятилетиям, это незатухающая боль!. В годы второй мировой войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек. Советский Союз на долгом пути к Берлину потерял 26,5 миллионов человек. Война… от Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600 км, итого - 2600. Поездом - 4 суток, самолётом - 4 часа, перебежками, по-пластунски - 4 долгих года. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

С каждым годом всё удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески. Но не стирается память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы для великой победы. Несмотря на то, что нет уже советского народа, как не стало и Советского Союза, их беспримерный подвиг никогда не померкнет в памяти поколений.

Что такое ПОДВИГ? Это значит, в бескорыстном великом порыве души человек отдаёт себя людям, жертвует всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил народ в годы Великой Отечественной войны.

Как показать детям, у которых только начинается осознанное восприятие жизни, когда они уже отличают плохое от хорошего, доброе от злого, страшное от красивого, что война - это страшно, это зло, голод, холод и уничтожение человека?

Через такие внеклассные мероприятия, не искажая фактов, через слёзы, через боль сердца, можно рассказать, донести до каждого ребёнка, какую жестокую и страшную войну мы выиграли, заплатив за неё самым дорогим - жизнями 27 миллионов человек. И они тоже причастны к нашей победе. Вечная им память!


Цель:

воспитание нравственных качеств и чувств сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам.

Задачи:

  1. формировать патриотические качества на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  2. воспитывать гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

Оборудование: карта Мемориального комплекса Хатынь, выставка фотографий о Хатыни, песни о Хатыни, рисунки детей, статистические данные, презентация, мультимедийный проектор и компьютер для демонстрации презентации.
























"Баллада о сожженной деревне"

«Время замерло… Стынет гранит…

Наступает минута молчанья.

И со мною Огонь говорит -

Голос памяти… Голос печали…

«В этом пламени - наша судьба.

Наши песни и юность седая.

Над землей колосятся хлеба,

Над землей журавли пролетают…»

На экране титульный слайд презентации.

Ведущий: Война- это страшно, это зло, голод, холод и уничтожение человека. Жестокую и страшную войну выиграли советские люди, заплатив за неё самым дорогим - жизнями 27 миллионов человек. Сегодня мы с вами поговорим о белорусских сёлах и деревнях, о жителях, заживо сожженных в своих домах, колхозных сараях... Они тоже причастны к нашей победе. Вечная им память!

Слайд 2

Ведущий

ХАТЫНЬ

бывшая деревня в Белоруссии (Минская обл., Логойский р-н). Сожжена немецкими карателями в 1943 вместе с жителями (149 чел., в т.ч. 75 детей).

Мемориальный комплекс «Хатынь -

- филиал Музея истории Великой Отечественной войны,

увековечивающий память жителей деревни Хатынь и других деревень Белоруссии, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами в 1941-1944 годах, открыт 5 июля 1965 г.

В 1969 году Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс Xатынь реставрирован.

Он сохраняет планировку бывшей деревни Хатынь

Слайд3 Мемориальный комплекс Хатынь в 1965 году.

Слайд 4

Ведущий Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс Xатынь состоит из отдельных фрагментов:

"Хатынский набат", "Кладбище деревень", "Дымы Хатыни", "Площадь памяти" с мемориальной плитой и Вечным огнём, скульптура «Непокорённый человек».

На фоне слайда 5 ученики читают стихи.

1 ученик:

Родная армия! От всех ребят
Прими поклон и праздничный салют!

2 ученик:

Мы мечтаем, учимся, строим,
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы - герои
От огня планету спасли.

3 ученик:

Мы по тропинке школьной в жизнь вступаем,
И понимаем, помним до конца,
Что эту тропку прожил Чапаев
И заслонил Матросов от свинца.

4 ученик:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым!

5 ученик:

Вспомним гордо и прямо.
Всех погибших в борьбе…
Есть великое право
Забывать о себе.

Слайд 6

6 ученик:

За три года оккупации на территории Белоруссии фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 млн. 200 тысяч советских граждан.

Ведущий: Слайд 7

В «Памятке немецкого солдата» для личного состава вермахта говорилось:
«У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя от гибели , обеспечишь будущее своей семье и прославишься навеки».

Слайд 8

7 ученик: В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами, создан мемориальный комплекс "Хатынь".


Слайд 9

8 ученик:

Бежит, устремляясь вперед, широкая асфальтированная лента шоссе Минск-Витебск. Обычные дорожные знаки по сторонам. И вдруг справа, на 54 км - тревожный указатель.

Смолкают песни, обрываются оживленные беседы. Машины меняют маршрут - поворачивают вправо, к месту трагедии. Каждый километр четко отбивают беломраморные глыбы- первая, вторая, третья, четвёртая, пятая. И вот мемориал!

Слайд 10

В центре возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека - человека, вынесшего на своих плечах все тяготы войны, вставшего живым из огня. Боль и гнев, скорбь и месть выражены на лице его. А руки, натруженные крестьянские руки, горестно и бережно держат тело замученного ребенка. И, кажется, бронзовые уста Непокоренного человека говорят: "Будь проклят, фашизм!"

Слайд 11

Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно рассказывают о разыгравшейся здесь трагедии.

Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей Хатыни и обрывается у крыши - плиты.


Слайд 12

Прислушайтесь, люди!

Сердцем прислушайтесь!

И вы услышите тяжелый топот кованных сапог и глухие стоны. Это стонет сама земля, принявшая муки, кровь и смерть 149 хатынцев: женщин, стариков, детей. Они навсегда слились с многострадальной землей Хатыни. Их остатки покоятся в братской могиле.

Слайд 13

Над могильным холмом - Венец Памяти из белого мрамора. На нем - обращение вставших из пепла хатынцев к тебе, ко мне, к нам - живущим:

9 ученик:

"Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.

Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле.

Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!"

Ведущий: И наш ответ погибшим:

Слайд 14

10 ученик:

"Родные вы наши.

Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.

Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей советской вовек не погаснет.

Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно солнце над нею!

Остановитесь, люди! Склоните головы!"

(Минута молчания)

Слайд 15

11 ученик:

Дорожка из серых железобетонных плит ведет к бывшей деревенской улице. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый венец сруба. Только сделан он не из дерева - из бетона, и цвет его не радует глаз, он серый, пепельный. Внутри сруба - тревожный силуэт обелиска, увенчанного колоколом. На обелиске - мемориальная плита с фамилиями и именами непокорившихся врагу, заживо сожженных хатынцев.

Слайд 16

12 ученик:

Невообразимо волнует сердца открытая перед каждым домом калитка, тоже серая, тоже из бетона, калитка, приглашающая войти в дом, которого нет. Больно становится при мысли, что никогда не заскрипит эта калитка живым деревянным скрипом, никогда не потянет дымком из печных труб - обелисков, (Слайд17) никто не напьется студеной воды из четырех деревенских колодцев, никогда и никто не услышит на улице звонкого смеха жизнерадостной хатынской детворы…

Слайд18

11 ученик:

Слева от бывшей деревенской улицы находится крайний мемориальный знак. Здесь стоял дом семьи Желобковичей. Это она, Анна Викентьевна Желобкович, своим телом прикрыла от пуль карателей семилетнего сына Витю. В его памяти до сих пор животрепещет кровавый ужас того страшного мартовского дня, когда природа возвращалась к жизни после долгого зимнего сна, а Хатынь умирала мучительно, тяжело.

12 ученик:

Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, которому исполнился всего лишь год? В чем провинились двухлетние Лена Миронович, Миша Новицкий, Вова Карабан и сотни, тысячи других детей?

Кто даст ответ на этот вопрос?

Слайд 19

Ведущий:

Белорусские сироты.

Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником эсэсовцем Дирлевангером.

Слайд 20

Ведущий:

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы - семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.
Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Слайд 21

13 ученик:

Обелиски, обелиски, обелиски…

И колокола. Их 26. Это хатынский набат. Гневно, тревожно, обжигающе рассказывает он миру о трагедии белорусской деревни и предостерегает: "Люди, будьте бдительны!"

1 чтец

Слышали вы в Хатыни

Траурный перезвон?

Кровь от ужаса стынет,

Только раздастся он.

Кажется, ты в пустыне:

выжжено все дотла.

В этой военной Хатыни ,

Плачут колокола …

Слайд 22

2 чтец.

Колокола Хатыни

Вновь иней на деревьях стынет

По синеве, по тишине

Звонят колокола Хатыни

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

колокола, как голоса

тех,

что ушли в огне и дыме

за небеса.

«Я - Анна, Анна, Анна!»

издалека... «О, где ты, мама, мама?»

издалека... Андрей Дементьев


Слайд 23

14 ученик:

Где бы ты ни был, товарищ, куда бы ни забросили тебя пути дороги - нигде на земле кроме как в Хатыни, ты не увидишь "Кладбища деревень", деревень, уничтоженных фашистами вместе с людьми, уничтоженных и не восстановленных.

Слайд 24

15 ученик:

Хатынский мемориал ежедневно посещают тысячи экскурсантов. В скорбном молчании, склонив головы, проходят они по "Кладбищу деревень" и с болью глядят на урны, в которых покоится земля уничтоженных деревень. Священная земля, обильно политая кровью наших отцов и матерей, братьев и сестер, наших соотечественников.

Слайд 25

16 ученик:

Сейчас в республике насчитывается сотни деревень, переживших трагедию Хатыни и вставших из пепла в послевоенные годы. Вставшие из пепла в послевоенные годы, они увековечены в хатынском мемориале «Символические деревья жизни». Какова же история этих деревень? Где их довоенные жители?

Слайд 26

17 ученик:

Жабинковский район, могила деревни Дремлево.

Кровавая трагедия в д. Дремлево произошла 11 сентября 1942 года. На рассвете в деревню на автомашинах ворвался карательный отряд пьяных эсэсовцев. Угрожая смертью, гитлеровцы согнали всех жителей деревни в сарай и бросились грабить дома, с кинжалами в руках гонялись по дворам за курами и поросятами.

В 10 часов утра начался расстрел жителей деревни. Запылали крестьянские хаты. Все 43 двора сгорели дотла. 286 человек было уничтожено, из них детей 124.

Только трое обгоревших и раненых подростков - Ярелотук Николай, Данилюк Михаил, Юрасик Дмитрий - остались в живых. Они являются свидетелями и обличителями этого чудовищного злодеяния.

Слайд 27

18 ученик:

Верхнедвинский район, могила деревни Ладеево.

Это было в феврале 1943 года. Фашистские солдаты окружили деревню. Силой оружия мужчин согнали в один из крестьянских домов, а женщин и детей - в колхозный амбар.

42 человека и все постройки деревни были сожжены.

Слайд 28

19 ученик:

Фашисты повинны и в том, что сегодня на "Кладбище деревень" есть могила деревни Ала Светлогорского района, в которой было расстреляно и сожжено 1758 человек, в том числе 950 детей.

Утром 14 января 1944 года более 1000 фашистов ворвались в д. Ала. Они согнали сюда мирных жителей из окрестных населенных пунктов и учинили над ними зверскую расправу. Людей запирали в домах и заживо сжигали. Тех, кто пытался укрыться от страшной смерти, расстреливали из пулеметов и автоматов.

Слайд 29

20 ученик:

Кровавую расправу учинили озверевшие фашистские банды над крестьянами деревни Гхидки Пружанского района.

Утром 22 января 1944 года они ворвались в деревню. Все население было согнано в сараи. Мужчин расстреливали группами по 6-7 человек. Женщин заживо сожгли в сараях.

Страшная мучительная смерть постигла детей. На них было натравлено 15 собак. По улице, освещенной пожарищем, собаки таскали изуродованные тела малышей.

В доме крестьянина В.И. Гайдука фашисты застрелили роженицу, а новорожденного ребенка убили ударом о стену.

Ведущий Слайд 30

Обер-ефрейтор вермахта Иоганнес Гердер писал в своем дневнике в первые месяцы пребывания на белорусской земле:
«25 августа. Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над слезами. Мы сожгли таким образом уже деревень десять.
29 августа. В одной деревне мы схватили первых попавшихся 12 жителей и отвели на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу.
Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда».

Слайд 31

Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций.

Слайд 32 (Трагедия Хатыни)

21 ученик:

Есть в Белоруссии деревня. Стоит она среди лесов, в стороне от большой дороги. Вдоль ложбинки, на пригорке сарай, за сараем картофельное поле. Над полем жаворонки весной.

Обычная деревня.

Только петухов не слыхать, только поле не высажено, не ухожено. Улицы пусты, будто и днем ночь. В избах дети не кричат, да и не радуются. Да ведь изб-то нету.

22 ученик:

Только черные трубы, только сруб в одно бревнышко, а труба да бревна окаменелые, а калитка каменная распахнута.

Заходи, добрый человек, рады гостю всегда. Извиняй уж только: печь не истоплена, хлеба не выпечены, от ветра схорониться негде, негде укрыться от ненастья. Все, что есть в деревне, - колокольный невеселый звон.

23 ученик:

На каждой трубе по колоколу. И звонят они в бурю и в солнышко, в снегопад и в светлую декабрьскую ночь, утром и вечером, днем и ночью, и не умолкают они, и нельзя им умолкнуть. Потому что отходчивы сердца у людей, потому что пепелища зарастают молодой травой, потому что злое у злого за пазухой и рука наготове.

24 ученик:

Жили люди, звали свою древнюю Хатынь, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обидели, никому не пожелали никогда худого.

25 ученик:

22 марта 1943 года приехали в деревню фашисты-каратели, согнали людей в сарай и подожгли.

И коль носит земля убийц, то нет покоя ни днем, ни ночью - звонят колокола Хатыни. И вовеки веков, не умолкая, будут взывать они: "О люди! Как бы не умен и учен был враг, какие бы блага не сулил, какими бы тонкими манерами не щеголял, - он враг!" И вот его истинное лицо - Хатынь!

Слайд 33

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»- «Непокоренный человек».

Слайд 34

26 ученик:

Остановитесь, люди!

Перед вами - вечный огонь - символ немеркнущей памяти народной о каждом четвертом, погибшем от рук фашистов на белорусской земле. Рядом с Вечным огнем - три березки. Зеленые весной и летом, пожелтевшие осенью, утяжеленные инеем зимой, они словно стоят в почетном карауле, они живут, как живем мы - трое из четырех.

3 чтец.

Хатынь (Валентин Вихорев)

Поседевшие от горя,

Низко ветви наклоня,

Три березы, три березы

Возле Вечного огня.

В карауле три березы

Возле Вечного огня.

Три березы ветви клонят.

Белым саваном снега.

В колокольном перезвоне

Над Хатынью облака.

То не звон - мальчонка стонет

На руках у старика.

То под рухнувшею кровлей

Стон сгоревших поселян.

То Хатынь кричит по-вдовьи,

О возмездии моля.

Солона от слез и крови

Белорусская земля.

Здесь каждый четвертый погиб,

Каждый четвертый!

Вдумайтесь, вдумайтесь, -

Каждый четвертый - мертвый!

Сто тридцать шесть деревень

С людьми сожжены дотла...

День и ночь, ночь и день

Над Хатынью колокола. 1975

Ведущий:

Вечный огонь.

В отблесках его пламени - чешская Лидице, французский Орадур, кровавый ужас уничтоженной американскими агрессорами южно-вьетнамской Сонгми.

Слайд 35

Ведущий:

В годы Великой Отечественной войны на белорусской земле фашисты создали более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения. Скорбная Стена памяти узников фашистских концлагерей с зарешеченными нишами, в которых установлено 66 плит с названиями наиболее крупных лагерей смерти и мест массового уничтожения советских граждан.

Хатынь навсегда останется в вашем сердце, в вашей памяти.

По бетонным плитам Хатыни идут и идут люди - скорбящие матери, грустные вдовы, сыновья и дочери сурового военного времени, молодежь, не знающая ужасов фашизма.

Идет ветеран войны, советский воин, которому мир обязан своим спасением от фашизма. Вы смотрите ему вслед. В вашем сознании возникает образ воина - гуманиста с мечом Победы и спасенной немецкой девочкой на руках, образ воина победителя, гордо возвышающегося в берлинском Трептов - парке.

На фоне слайдов 36- 44 (список людей, сожженных фашистами в Хатыни)

1 ученик:

Именем солнца, именем Родины, клятву даем.

Именем жизни клянемся павшим героям:

То, что отцы не допели,
Мы допоем!
То, что отцы не построили,
Мы построим!

2 ученик:

Люди!
Покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, помните!

3 ученик:

Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили!
Убейте войну! Прокляните войну!
Люди земли!

4 ученик:

Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю вас: Помните!

5 ученик:

Так пусть же видят
Все простые люди,
Как делу мира мы верны.
И по делам страны
Советской судят,
Хотят ли русские войны.

Звучит песня «Белоруссия», слова и музыка Н.Добронравова (1975) Литературно - музыкальная композиция «Баллада о сожженной деревне»


















Приложение.

Хатынь
(И. Лученок - Г. Петренко)

Застыли в суровом молчанье леса.
Как руки сгоревшх, торчат в небеса
Трубы печей Хатыни, трубы печей Хатыни.

Припев:
Динь-динь, стонет Хатынь,
Болью людей теплится.
Звонами-стонами снова Хатынь
В наши сердца стучится.

Над этой землею каждой весною
Криком кричат журавли и поныне,
Дыма глотнув Хатыни, дыма глотнув Хатыни.

Припев.

Над миром века будут плыть облака,
На землю роняя дождиком синим
Слезы детей Хатыни, слезы детей Хатыни

Стой, человек! Море, застынь!
Замрте в полёте, птицы!
Смотрит Хатынь, смотрит Хатынь
Вечным огнём нам в лица,
Смотрит живым нам в лица!

Динь-динь, стонет Хатынь,
Динь-динь, стонет Хатынь,
Динь-динь, стонет Хатынь,
Динь-динь, стонет Хатынь…











Белоруссия (1975) Литературно - музыкальная композиция «Баллада о сожженной деревне» Н.Добронравов Н.Добронравов

Белый аист летит,
Над белёсым Полесьем летит…
Белорусский мотив
В песне вереска, в песне ракит…
Всё земля приняла -

И заботу, и ласку, и пламя,
Полыхал над зёмлей
Небосвод, как багровое знамя.

Вариант:
Самой первой тебе
Приходилось встречаться с врагами.

Припев:
Молодость моя,
Белоруссия.
Песня партизан,
Сосны да туман…
Песня партизан,
Алая заря…
Молодость моя,
Белоруссия.

Наша память идёт
По лесной партизанской тропе,
Не смогли зарасти
Эти тропы в народной судьбе…
Боль тех давних годин
В каждом сердце живет и поныне,

В каждой нашей семье
Плачут малые дети Хатыни…

Вариант:
С нами малые дети Хатыни…

Припев.

Белый аист летит
Над Полесьем, над тихим жнивьём…
Где-то в топи болот
Погребён остывающий гром.
Белый аист летит,
Всё летит над родными полями,
Землю нашей любви
Осеняя большими крылами.

Припев.

Колокола Хатыни

Вновь иней на деревьях стынет

По синеве, по тишине

Звонят колокола Хатыни

И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

Колокола, - как голоса

тех,

Что ушли в огне и дыме

за небеса.

"Я - Анна, Анна, Анна!" -

издалека:

Старик с ребенком через страх

Идет навстречу.

Босой.

На бронзовых ногах

Увековечен.

Один с ребенком на руках.

Но жив старик

Среди невзгод,

Как потерявшийся прохожий,

Который год, который год

Из дня того уйти не может.



Их согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. 149 человек.

Из них 76 детей: легло в этой жуткой могиле.


Он слышит: по голосам

Из автомата.

По детским крикам и слезам -

Из автомата.

По тишине и по огню - из автомата.

Старик все плачет:

Не потому, что старый:

А потому, что никого не осталось:

Село оплакивать родное

Идет в сожженное село.

По вьюгам, ливню и по зною

Несет он память тяжело.

Ему сюда всю жизнь ходить

И до последних дней,

149 душ хранить,

В душе своей:

Теперь Хатынь - вся из гранита

Печально трубы подняла.

Скрипят деревья, как калитка, -

Когда еще здесь жизнь была.

А.Вознесенский







Бьет колокол над пепелищем.
Сквозь уголья растет полынь.
Осталось поколеньям будущим
село спаленное Хатынь.

Нам жизненно необходимо
Созвучье колокола сердцу.
Невозвратима Хиросима.
не забывается Освенцим.

Куранты древнего Кремля,
Набатом отмеряя время,
Соединяют полем зрения
Минувшее с тревогой дня.






Задохнулись канонады.
В мире тишина
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть,

Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке - меж берегами -
Кровушка текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы -
Вдовьи - навсегда…
Вот опять пронзает лето солнечная нить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!

Эта память - верьте, люди -
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.

Забыть прошлое - значит, предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Память эта - не просто дань уважения, безграничная благодарность героям, поклонение перед подвигом миллионов. Она - ежедневная наша потребность в ощущении своей личной причастности к судьбе, к жизни, к делам и свершениям своего народа. Память делает место, где родился, отчим краем; окружающих тебя людей - соотечественниками; государство, в котором живёшь - Родиной.

Родина - земля твоего народа, Родина - это, прежде всего, её люди. И всякий добрый поступок, совершаемый человеком во имя людей, совершается во имя Родины…


© 2010-2022