- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка «Влияние индивидуальных особенностей подростков на их отношению к суициду». 10-11 класс
Методическая разработка «Влияние индивидуальных особенностей подростков на их отношению к суициду». 10-11 класс
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коровина М.И. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка в помощь классному руководителю
«Социально-педагогическая поддержка».
Название работы «Влияние индивидуальных особенностей подростков на их отношению к суициду».
Коровина Маргарита Игоревна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №12 городского округа-город Камышин Волгоградской области
Камышин 2015
Содержание:
-
Актуальность, цели, задачи.--------------------------3
-
Основа работы (формы, методы, приемы).--------4
-
Выводы.---------------------------------------------------8
-
Список литературы ------------------------------------9
-
Приложения ---------------------------------------------10
-
Актуальность темы.
В последнее десятилетие суицидальное поведение подростков все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийства несовершеннолетних - многогранная проблема, они наносят моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу в целом. По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Самоубийство подростка - чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть подростков из числа лишивших себя жизни - это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации, в результате воздействия которых формируются такие индивидуально-психологические особенности, которые оказывают ключевое влияние на их отношение к суициду.[1]
Цель: является изучение индивидуально-психологических особенностей подростков и их влияние на отношение к суициду, а также рассмотрение различия склонности к суициду у мальчиков и девочек в подростковом возрасте в данном наборе методик. В соответствии с целью, решались следующие исследовательские задачи:
Задачи исследования:
-
Провести теоретический анализ основных научных подходов и личностных характеристик подростков, склонных к суицидальному поведению.
-
Выявить влияние индивидуально-психологических особенностей подростков на их отношение к суициду.
-
Организовать и провести эмпирические исследование.
-
Обобщить результаты анализа и сформировать выводы.
2 .Основа работы.
При выборе методов исследования я исходила, прежде всего, из цели и поставленных задач исследования. Вторым ориентиром в выборе методов исследования были те проявления, признаки суицидального поведения подростков, которые доступны фиксации, измерению и выявляют подростков подверженных риску, общие тенденции изменения и развития их психики. При этом я учитывала возможности и ограничения каждой конкретной методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств.[3]
Для получения объективных представлений о психологических свойствах личности подростков подверженных суицидальному риску, было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали две группы подростков, учащиеся, возраст обследуемых 15-16 лет. Выборка 40 учащихся подросткового возраста (20 девочек и 20 мальчиков).
Исследование особенностей коммуникативного процесса в подростковом возрасте проводилось с использованием анкеты по общению Мудрика А.В. Анкета состоит из 12 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории: 3,4,8,9,10- вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении. 1,5,11,12- вопросы посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим. 2,6,7- позволяют выяснить круг общения и предпочтения. Вопросы анкеты представлены в приложении №1. Анкета является модифицированным вариантом, вопросы соответствуют тем задачам, которые нам необходимо решить.[2]
Изучение самооценки психических состояний личности подростка проводилось с использованием опросника Айзенка. Данный опросник включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Каждому испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием 40 предложений. (Приложение №3)
Изучение самоопределения подростков проводилось нами с использованием методики личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована для подростков. Ее цель изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.(Приложение №4)
На мой взгляд, выбранные методики в наибольшей степени отвечают поставленным задачам исследования, и обеспечивают возможность получения более полной и достоверной информации.[4] Обработка результатов исследования проводилась с использованием качественно-сравнительного сопоставительного анализа.
Методики исследования:
-
Анкета по общению (Мудрик А.В., 1988).
-
Диагностика суицидального поведения подростков (модификация опросника Айзенка «самооценка психических состояний личности» для подростков)
-
Методика личностного дифференциала (ЛД)
На первом этапе эмпирического исследования осуществлялся сбор ответов на вопросы анкеты для исследования особенностей коммуникативного процесса. Принадлежность к компании, свободное общение, установление новых контактов, жажда искренности и единства - все это повышает уверенность подростка в себе и дает возможности самоутверждения, самореализации. А значит, снижает уровень склонности к суициду. [5]
В результате эмпирическом исследования получились следующие результаты, проанализируем 3 категории вопросов анкеты. Первая категория - «общее представление об общении (Приложение №2)», мы видим: показатели по двум диаграммам (Приложение №6 диаграмма 1а, б) больший процент подростков знающих, что же такое общение наблюдается как у мальчиков, так и у девочек. Общение для них (3 вопрос)- это обмен информацией, узнавание новостей, получение удовольствия, развлечение.
Вторая категория вопросов « умение вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, в результате мы видим: показатели по двум диаграммам (Приложение №6 диаграмма 2а, б), у мальчиков на вопрос: умеете ли вы общаться? - ответило положительно 31%, а у девочек 28%. Важность и значимость общения подростки признают. Почти все подростки считают себя хорошим собеседником.
Третья категория вопросов - «круг общения и предпочтения» (Приложение №6 диаграмма 3а, б), выявила на первом месте находятся друзья; на втором - друг (подруга) противоположного пола и не только; на третьем - родители; на четвертом - взрослые друзья или родственники.
Нужно отметить, что методика не выявила существенных различий коммуникативного процесса у мальчиков и девочек, не удалось выявить замкнутых, интроверсированных личностей.
На следующем этапе было проведено эмпирическое исследование самооценки психических состояний личности старшеклассников, где использовался опросник Айзенка модифицированный для подростков. Целью исследования стало определение у мальчиков и у девочек уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющие на формирование суицидальных наклонностей подростка.
По окончанию проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний» Г. Айзенка среди подростков нами были получены следующие результаты (см. Диаграмма № 4) Средний балл по шкалам у мальчиков и у девочек.
Диаграмма №4. Средний балл по шкалам у мальчиков и у девочек.
По шкале «Тревожность» средний балл по выборке составил 7,9 баллов у девочек и 11,1 у мальчиков. Это говорит о низкой выраженности состояния. То есть такие дети не боятся трудностей, они чувствуют уверенность в себе и в своих силах, их сложно в чем-то убедить помимо их воли.
По шкале «Фрустрированность» средний балл по выборке составил 8,4 балла у девочек и 12,5 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности х подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки не склонны без достаточных оснований винить себя при больших неприятностях, они не чувствуют растерянности перед трудностями и предпочитают борьбу простому смирению с обстоятельствами.
По шкале «Агрессия» средний балл по выборке составил 9,9 балла у девочек и 12,9 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки со средней психологической активностью.
По шкале «Ригидность» средний балл по выборке составил 11,1 балла у девочек и 12,4 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки иногда испытывают затрудненность в изменении намеченной деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.[6]
В ходе проведенного исследования удалось установить, что девочки подростки имеют низкую выраженность склонности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации, чем мальчики подростки. Это означает, что девочки подростки уверены в себе и в своих силах, они не чувствуют растерянности перед трудностями, их сложно в чем-то убедить помимо их воли. [7]Далее было выявлено, что девочки подростки склонны к оптимистичному, позитивному эмоциональному фону, являются активными участниками в веселых компаниях и не склонны предаваться мрачным мыслям. В то время как у мальчиков отношение к суициду коррелирует с такими качествами личности как заниженная самооценка, низкий уровень субъективного контроля над любыми значимыми событиями; низкие показатели показывают на то, что у подростков есть вероятность приписывать ответственность за события другим людям или считать их результатами невезения; низкий показатель ответственности за события, происходящие в семье старшеклассника, указывает на то, что подросток считает своих близких причиной значимых негативных ситуаций, возникающих в семье.
На третьем этапе, проводилось исследование с использованием методики личностного дифференциала (ЛД) ее цель изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.
Рассмотрим результаты исследования по следующему критериям: Фактор Оценки (свидетельствует об уровне самоуважения), фактор силы (осознание самим испытуемым волевых сторон), фактор активности (экставертированность личности).
Анализ представленных данных показывает (Приложение №7) что, доминируют такие качества как активность, самостоятельность, уверенность в себе, добросовестность, честность, справедливость, умеренная пассивность и эгоистичность.[8]
При сравнении результатов по шкалам методики «Личностного Дифференциала» очевидно, что значимо низких или же значимо высоких результатов нет. У девочек наблюдаются средние показатели, что свидетельствует о хорошей самооценке, умеренно самокритичности, общительности, деятельности, умение преодолеть личностные проблемы.
У 80 % мальчиков, результаты показали наличие волевых сторон личности, уверенности в собственных силах и только 20% мальчиков имеют завышенные данные, что свидетельствует о повышенной самокритичности и слабом развитии самоконтроля, а значит зависимости поведения.
Итак, новизна данной работы в том, что впервые был сформирован комплект подобного методического инвентаря для изучения взаимосвязей между особенностями подростков и отношением к суициду; полученные результаты могут найти применение при оптимизации психолого-педагогических воздействий в учебно-воспитательной работе с старшеклассниками в общеобразовательной школы.
3. Выводы:
1. Большинство подростков считают, что суицид совершают в основном психически больные люди или что это «стадное» явление. Они полагают, что суициду подвержены только слабые люди.
2. Основным пониманием в подростковом возрасте является осознание ценности в жизни и ее противостояние к суицидальным наклонностям.
3. Девочки имеют достоверно более высокий уровень негативного отношения к суициду по сравнению с мальчиками. Но, очевидно, что девочки-подростки в среднем более осознанно и ответственно относятся к жизни человека, чем мальчики-подростки.
4. Чем выше самооценка, тем выше негативное отношение к суициду, т.е. в какой-то степени самоуважение связано с негативным отношением к суициду. Именно адекватная самооценка, предполагает равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. Установлено, что существует взаимосвязь между отношением старшеклассников к суициду и психологическими особенностями.
На основании полученных данных можно составить ряд воспитательных мероприятий в исследуемой школе по формированию устойчивого, негативного отношения старшеклассников к суициду.
-
Список литературы.
-
Абраменкова, В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В. В. Абраменкова// Мир психологии. - 2008. - № 1 (53). - С. 175 - 189.
-
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М.: б/и, 1980. - 48 с.
-
Анастази А. Психологическое тестирование - СПб.: Питер, 2006
-
Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
-
Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.
-
Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М 1978; 82: 93-104.
-
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для вузов (гриф)/ А.А.Крылов. - СПб.: Питер, 2006
-
Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. - Ростов-на-Дону, 1995
Приложения
Приложение №1.
Анкета по общению №1 А. В. Мудрика (модифицированный вариант).
1. Умеете ли вы общаться?
а) да;
б) нет;
в) не очень;
г) не знаю.
2. С кем преимущественно вы общаетесь?
а) с друзьями;
б) родителями;
в) одноклассниками;
г) с противоположным полом;
д) со всеми.
3.Что такое общение?
а) узнавание новостей;
б) обмен информацией;
в) получение удовольствия;
г) не знаю;
4.Для чего вы общаетесь?
а) для разговора;
б) передача информации;
в) узнавание друг друга;
г) не знаю;
5.Нужно ли учиться общению?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6.С кем предпочитаете проводить свободное время?
а) с друзьями вне школы;
б) с родителями;
в) с братом (сестрой);
г) одноклассниками.
д) со всеми.
7. С кем предпочитаете делиться радостью и проблемами?
а) с друзьями вне школы;
б) с родителями;
г) одноклассниками.
д) со всеми.
8.Где проводите свое свободное время (в будние дни, в выходные)?
9.Насколько вы удовлетворены тем, чем занимаетесь в свободное время?
10.Сколько времени вы общаетесь ежедневно?
11.Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?
12.Считаете ли вы себя хорошим собеседником?
Приложение №2
Таблица 1. Распределение результатов анкетирования, полученных по I категории вопросов.
-
№ вопроса
вопрос
Варианты ответов.
Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.
Мальчики (20)
Девочки (20)
3
Что такое общение?
узнавание новостей
5
10
обмен информацией
12
6
получение удовольствия
2
1
не знаю
1
3
4
Для чего вы общаетесь?
для разговора;
13
18
передача информации;
1
1
узнавание друг друга
4
1
не знаю
2
-
8
Где проводите свое свободное время (в будние дни, в выходные)
С семьей
4
9
В спортивной секции(танцевальный кружок).
11
8
В дружеской компании
5
2
Остаюсь дома
1
1
9
Насколько вы удовлетворены тем, чем занимаетесь в свободное время?
Доволен в полной мере
10
12
Недоволен
4
3
Не знаю
2
-
Иногда недоволен
4
5
10
Сколько времени вы общаетесь ежедневно?
Очень мало, я вообще не люблю тратить свое время на общение
2
1
Регулярно по мере необходимости
9
7
Не знаю
1
3
Очень много, прерываясь только во время приема пищи
8
9
Таблице 2.Результыты полученные по II категории вопросов.
-
№ вопроса
вопрос
Варианты ответов.
Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.
Мальчики (20)
Девочки (20)
1
Умеете ли вы общаться?
да
15
18
нет
1
1
Не очень
4
1
не знаю
-
-
5
Нужно ли учиться общению?
да
13
18
нет
5
1
не знаю
2
1
11
Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?
да
11
8
нет
1
7
Не знаю
1
-
Зависит от ситуации
7
5
12
Считаете ли вы себя хорошим собеседником?
да
12
19
нет
4
-
Не знаю
4
1
Таблица 3. Результаты, полученные согласно III категории вопросов.
-
№ вопроса
вопрос
Варианты ответов.
Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.
Мальчики (20)
Девочки (20)
2
С кем преимущественно вы общаетесь?
С друзьями
8
6
Со всеми
4
2
родителями
2
4
Одноклассниками
4
3
С противоположным полом
2
5
6
С кем вы предпочитаете проводить свободное время?
С друзьями вне школы
6
8
С родителями
2
5
С братом(сестрой)
1
2
Одноклассниками
5
2
Со всеми
6
3
7
С кем вы предпочитаете делиться радостью и проблемами ?
С друзьями вне школы
11
8
С родителями
1
5
одноклассниками
3
2
Со всеми
5
5
Приложение № 3
Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений.
Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0.
Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2;
если не совсем подходит - цифру 1; если не подходит - 0.
Вопросы:
1. Часто я не уверен в своих силах. 2 1 0
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 2 1 0
3. Я часто оставляю за собой последнее слово. 2 1 0
4. Мне трудно менять свои привычки. 2 1 0
5. Я часто из-за пустяков краснею. 2 1 0
6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 2 1 0
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 2 1 0
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 2 1 0
9. Я часто просыпаюсь ночью. 2 1 0
10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя. 2 1 0
11. Меня легко рассердить. 2 1 0
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 2 1 0
13. Я легко впадаю в уныние. 2 1 0
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 2 1 0
15. Мне приходится часто делать замечания другим. 2 1 0
16. В споре меня трудно переубедить. 2 1 0
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 2 1 0
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 2 1 0
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих. 2 1 0
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 2 1 0
21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 2 1 0
22. Нередко я чувствую себя беззащитным. 2 1 0
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха. 2 1 0
24. Я легко сближаюсь с людьми. 2 1 0
25. Я часто копаюсь в своих недостатках. 2 1 0
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 2 1 0
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 2 1 0
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 2 1 0
29. Меня легко убедить. 2 1 0
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 2 1 0
31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 2 1 0
32. Нередко я проявляю упрямство. 2 1 0
33. Меня беспокоит состояние моего здоровья. 2 1 0
34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 2 1 0
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 2 1 0
36. Я неохотно иду на риск. 2 1 0
37. Я с трудом переношу время ожидания. 2 1 0
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 2 1 0
39. Я мстителен. 2 1 0
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. 2 1 0
Ключ 1. Шкала тревожности - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
2. Шкала фрустрации - 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
3. Шкала агрессии - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
4. Шкала ригидности - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10.
Интерпретация результатов теста
Личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели.
Агрессия - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.
Ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
I. Тревожность:
• 0-7 баллов - тревожность отсутствует;
• 8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;
• 15-20 баллов - высокая тревожность.
II. Фрустрация:
• 0-7 баллов - имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
• 8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;
• 15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
• 0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны;
• 8-14 баллов - средний уровень агрессивности;
• 15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
• 0-7 баллов - ригидности нет, легкая переключаемость;
• 8-14 баллов - средний уровень;
• 15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.
Приложение №4
Личностный Дифференциал
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
-
Оценки
-
Силы
-
Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
-
Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
-
Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 3-балльной шкале.
-
120 черт личности оценивались по 3 шкалам, представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
БЛАНК ЛД И КЛЮЧ Фамилия И. О._________пол__________возраст
-
О
+
1. Обаятельный
3
2
1 0
1 2
3
-
Непривлекательный
С
-
2. Слабый
3
2
1 0
1 2
3
+
Сильный
А
+
3. Разговорчивый
3
2
1 0
1 2
3
-
Молчаливый
О
-
4. Безответственный
3
2
1 0
1 2
3
+
Добросовестный
С
+
5. Упрямый
3
2
1 0
1 2
3
-
Уступчивый
А
-
6. Замкнутый
3
2
1 0
1 2
3
+
Открытый
О
+
7. Добрый
3
2
1 0
1 2
3
-
Эгоистичный
С
-
8. Зависимый
3
2
1 0
1 2
3
+
Независимый
А
+
9. Деятельный
3
2
1 0
1 2
3
-
Пассивный
О
-
10 Черствый
3
2
1 0
1 2
3
+
Отзывчивый
С
+
11. Решительный
3
2
1 0
1 2
3
-
Нерешительный
А
-
12. Вялый
3
2
1 0
1 2
3
+
Энергичный
О
+
13. Справедливый
3
2
1 0
1 2
3
-
Несправедливый
С
-
14. Расслабленный
3
2
1 0
1 2
3
+
Напряженный
А
+
15. Суетливый
3
2
1 0
1 2
3
-
Спокойный
О
-
16. Враждебный
3
2
1 0
1 2
3
+
Дружелюбный
С
+
17. Уверенный
3
2
1 0
1 2
3
-
Неуверенный
А
-
18. Нелюдимый
3
2
1 0
1 2
3
+
Общительный
О
+
19. Честный
3
2
1 0
1 2
3
-
Неискренний
С
-
20. Несамостоятельный
3
2
1 0
1 2
3
+
Самостоятельный
А
+
21. Раздражительный
3
2
1 0
1 2
3
-
Невозмутимый
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Приложение №5
Таблица № 6 средний балл девочек и мальчиков по личностным чертам.
Девочки
Мальчики
Обаятельный
2,1
1,95
Слабый
1,75
1,95
Разговорчивый
2,2
1,8
Безответственный
1,8
1,8
Упрямый
2
1,4
Замкнутый
1,8
1,8
Добрый
2,2
2,4
Зависимый
1,7
1,9
Деятельный
2,5
2,05
Черствый
2,1
2,05
Решительный
1,4
1,45
Вялый
2
1,8
Справедливый
2
2
Расслабленный
1,3
1,85
Суетливый
2,1
1,85
Враждебный
1,75
2,3
Уверенный
2,35
2,05
Нелюдимый
2,05
2,05
Честный
1,8
2
Несамостоятельный
2,2
2,05
Раздражительный
1,8
1,9
Непривлекательный
1,7
1,7
Сильный
2
1,9
Молчаливый
1,5
1,75
Добросовестный
2,25
1,55
Уступчивый
1,85
1,9
Открытый
2
1,9
Эгоистичный
1,75
1,55
Независимый
1,15
1,45
Пассивный
1,85
1,9
Отзывчивый
1,85
1,8
Нерешительный
1,3
1,7
Энергичный
1,7
1,9
Несправедливый
2,8
2,4
Напряженный
1
1,3
Спокойный
2,5
2,05
Дружелюбный
2,25
2,05
Неуверенный
1,8
2,2
Общительный
1,9
1,9
Неискренний
2,05
1,95
Самостоятельный
1,65
2,2
Невозмутимый
2,2
1,95
Приложение №6
Диаграммы №1(а, б)
Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию представление об общении (Анкета А. В. Мудрика).
Диаграмма 2(а,б). Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию коммуникабельность (Анкета А. В. Мудрика).
Диаграмма 3(а, б). Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию круг общения (Анкета А. В. Мудрика)
Приложение №7
Диаграмма 5(а-девочки, б-мальчики) Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию: фактор оценки, силы, активности