- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по МХК Творчество Д. Левицкого
Конспект урока по МХК Творчество Д. Левицкого
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Старцева Т.Ю. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Русское изобразительное искусство XVIII века.
Творчество Д. Г. Левицкого.
Предмет: мировая художественная культура.
Класс: 9
Учитель: Старцева Т.Ю.
Цель урока:
-
продолжить знакомство с творчеством русских художников Просвещения;
-
знакомство с творчеством Д. Г. Левицкого и его работами;
-
развитие внимания к внутреннему миру человека, передаваемого в портрете;
-
формирование информационной и коммуникативной компетентностей;
-
воспитание уважительного отношения к русскому живописному наследию.
Оснащение урока: электронная презентация по творчеству Д. Левицкого, электронная презентация
с заданием к творчеству данного художника, репродукции, схема анализа
живописного произведения (на каждом ученическом столе),
мультимедийная аппаратура.
Используемые компетентности:
-
информационная компетентность: - поиск и сбор материала учащимися и учителем;
- обработка информации;
- передача готовой информации;
-
коммуникативная компетентность: - выступление перед одноклассниками,
- ролевая игра (Докладчик - Слушатель)
- самооценка степени значимости и ценности
изложенной информации,
- анализ выступлений Слушателями;
-
проблемная компетентность - нахождение ответа на поставленную проблему,
- анализ живописного произведения.
План урока:
-
Организационный часть - озвучивание темы и цели урока, постановка проблемного вопроса.
-
Вводная часть - фронтальный опрос по истории развития портрета,
-
Изложение нового материала.
-
Вывод урока
-
Домашнее задание.
Ход урока.
-
Организационный часть.
Озвучивание цели и темы урока.
Постановка проблемного вопроса.
Проблемный вопрос: зачем современному просвещенному человеку знание русского просветительского движения?
-
Вводная часть.
Вопросы для фронтального опроса:
-
Рассказать историю развития русского портретного жанра.
-
В чем отличие парсуны от портрета, портрета XVIII века от характерного портрета более позднего периода?
-
В чем заслуга портретистов XVIII века в русском Просвещении?
Изложение нового материала.
-
Слово учителя
Говоря о портрете, мы попадаем в сферу философских и психологических споров о соотношении личности и индивидуальности в человеке, о том как человек видится и каков он на самом деле. Филологи само слово «личность» выводят из слов «лицо», «лик», «личина», т.е. маска, видимость. В Средние века на Руси четко различали облик и образ. Первое (облик) - внешность, второе (образ)- внутреннее, глубокое. «Хорош ликом, да душа пришита лыком», - говорили в народе. Личность и есть как раз то, что видят другие люди. Индивидуальностью же называют присущее только данному человеку, то, что составляет его существо.
И портрет замечательно различает эти два понятия. Недаром, практически во всех исследованиях русского портрета XVIII века при рассказе о знаменитом портрете Е. Нелидовой кисти Д. Левицкого стараются упомянуть о том, что в жизни характер ее был не таков, как на портрете. Таким образом, портрет показывает не столько самого человека, сколько его социальные связи, его личность.
Когда в 1773 г. в Петербург по приглашению Екатерины II приехал французский просветитель Денни Дидро, писать его портрет попросили Дмитрия Григорьевича Левицкого. Просветительская идеалогия второй половины 18 века ярко воплотилась в творчестве Левицкого, но искусство Дмитрия Григорьевича вышло за пределы его времени и заняло достойное место среди явлений, принадлежащих общечеловеческим достижениям культуры. Произведения Левицкого можно увидеть в различных музеях России и мира.
Так кто же он - художник Дмитрий Григорьевич Левицкий?
-
Слово учащихся - общая характеристика творчества Д.Г. Левицкого,
- анализ картин
«Отец художника»,
«Портрет Агаши»,
« Портрет Демидова»,
«Портрет Е. Нелидовой»,
«Портрет У. Мнищек».
«Портрет Екатерины II»,
В каждом ответе уч-ся дается не только характеристика портрета, но и его особенность.
-
Вывод урока.
-
Закрепление материала по презентации-заданию (устный фронтальный опрос, главная цель которого закрепить название картин и на узнавание их);
-
Что нового взято с урока (ответ 1-2 уч-ся).
-
Зачем современному человеку знание русского просветительского движения?
-
-
Домашнее задание.
-
В рабочей тетради выполнить анализ одного произведения Д. Левицкого (работу не выполняют те, кто готовил сообщение на данный урок);
-
Повторить весь материал по Просвещению (зарубежному и русскому) - подготовка к итоговой письменной работе по Просвещению.
-
2