- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Технологическая карта урока ИЗО на тему Линия как средство выражения (2 класс)
Технологическая карта урока ИЗО на тему Линия как средство выражения (2 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фролова Г.Д. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Изобразительное искусство. 2 класс
ФИО педагога
Фролова Галина Дмитриевна
Наименование учебного учреждения
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского края
Тема урока
Линия как средство выражения. Характер линий.
Цели урока
1. Образовательная.
- познакомить с одним из выразительных средств - линией;
-формировать умения чувствовать и определять красоту линий как средство художественной выразительности;
- передавать свои ощущения в рисунке, учить приемами композиции;
2. Развивающая.
-развивать чувства прекрасного; наблюдательности и внимания к природе;
- развивать творческую фантазию и воображение, зрительную память;
3. Воспитательная.
- воспитывать бережное отношение к природе;
Планируемый результат обучения
Познавательные УУД
- формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средство художественной выразительности;
- передавать свои ощущения в рисунке, учить приемами композиции;
- формировать умение строить речевое высказывание в устной форме;
- формировать представление о графических изображениях;
Регулятивные УУД
- формировать умения самостоятельно или при помощи учителя выполнять последовательность графических работ;
- формировать умения самостоятельно или при помощи учителя выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
Коммуникативные УУД
- формировать собственное мнение;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- умение вести диалог
- рассуждать о содержании рисунков, рассматривать иллюстрации, придумывать и изображать.
Личностные УУД
- формировать чувство прекрасного;.
- способность к самооценке;
- развивать чувство уверенности в своих возможностях.
- работать в группе;
Основные понятия
Графика, композиции, линия, характер линий, набросок.
Межпредметные связи
«Литературное чтение», «Окружающий мир », «музыка»
Ресурсы
Презентация к уроку, фломастеры, краски,
Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающ.
-
Организационный момент
Личностные УУД
Приветствие учащихся.
Здравствуйте, мои друзья!
Рада встрече с вами я!
Давайте за руки возьмемся,
В круг скорее соберемся.
Солнце светит нам в окошко:
- Я соскучилась немножко,
Жду в кругу своих друзей!
Собирайтесь поскорей!
Поприветствуем друг друга, и пожелаем хорошего настроения на уроке.
Слушают, выбирают действия
-
Актуализация знаний
Личностные УУД Познавательные УУД
. Я приглашаю вас на прогулку, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт!
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем!
Слайд № 2. (лес)
Отгадывают загадку
-
Введение в урок
Регулятивные УУД
О том как, прекрасна и разнообразна наша природа, написаны стихи, рассказы, повести, созданы музыкальные циклы, художественные картины, но поэт, музыкант и художник воспевают природу и окружающий мир каждый по-своему.
Давайте рассмотрим произведения художников и ответим на вопросы:
Слайд № 3.
- С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту природы? (Живописная работа - цвет, колорит. )
Слайд № 4.
- Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (линия, пятно)
Учатся видеть пользу и красоту окружающего мира. Отвечают на вопросы.
-
Формулировка темы урока.
Регулятивные УУД
Может, кто-то уже может назвать тему нашего урока?
- Как вы думаете что мы будем изображать сегодня на уроке?
- Как вы будете это делать??
Слайд № 5. ( с задачами).
Высказываются, отражают структурные компоненты урока.
Отвечают на вопросы.
-
Изучение нового материала
Познавательные УУД
. Слайд № 6.
Линия это средство выражения. Линией мы можем показать характер, настроение. Сегодня мы будем учиться рисовать линией. Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?
- Какие бывают дети?
Упражнение.
Слайд № 7.
Каждый ребенок со своим характером и это хорошо.
У линий тоже есть свой характер, и его можно изобразить на листе бумаги. Давайте попробуем. Чтобы характер линий был лучше виден на рисунке, мы сделаем эти линии цветными, возьмите фломастеры.
Изображение разных линий.
Первая линия-спокойная. Она только что проснулась и никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.
Вторая линия-прыгучая. Покажите в рисунке, как она скачет по вашему листу. Подберите цвет для прыгучей линии.
Третья линия - зубастая... (Зубастую линию любят рисовать все дети, потому что она им понятна, они хорошо представляют себе этот образ).
Четвертая линия-хитрая. Посмотрите на все остальные линии. Как выразить хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе? Подумайте и подберите нужный цвет.
Пятая линия - волнистая. (Волнистая линия знакома и понятна большинству детей, но как она вольется, будет сочетаться с другими линиями?)
Шестая линия-ленивая. Как нарисовать ленивую линию? Как будет теперь двигаться ваша рука? Где ленивая линия будет располагаться на листе? с кем будет рядом и почему?
Седьмая линия - больная. Она очень плохо себя чувствует.
Посмотрите на свой рисунок, на все другие линии. И подумайте, где она у вас расположится, чтобы было понятно, что линия эта сегодня не в форме.
Восьмая -радостная, веселая линия, наша линия в отличном настроении. Ей сегодня очень хорошо, ей все нравится, она со всеми хочет дружить и общаться.
Слайд № 8.
Я тоже рисовала линии, посмотрите какие линии получились у меня.
Молодцы, какие у вас красивые линии. А что еще можно нарисовать линией? (ручей, облака, листву, птиц, вообщем пейзаж)
- А что главное в пейзаже? (Дерево)
- Кто может мне помочь дать понятие пейзаж?
(Пейзаж - это изображение природы. Впервые он появился в Китае, Японии и других странах востока в 7 - 10 веках. Пейзаж - род живописи, занимающийся изображением видов природы с передачей настроения, навиваемого их созерцанием.)
Включаются в диалог. Дети включаются в работу, по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные, ползучие, любознательные...
Выполняют упражнение
Отвечают на вопросы.
-
Работа в группах
Коммуникативные УУД
Личностные УУД Познавательные УУД
Слайд № 9.
1 группа. Дидактическая игра «Какое время года?» (по черно-белым рисункам дети угадывают времена года)
2 группа. Соотнести графическое изображение дерева с его словесной характеристикой.
3 группа. Отгадать загадки:
4 группа. На предложенных карточках дополните линию до любого объекта, составляющую красоту окружающего мира.
Работают в группах
-
Показ рисунка на доска
Познавательные УУД
Показ рисунка на доске под чтение стихотворения и тихую музыку.
Слайд № 10.
Если глянуть с высоты
Много в мире красоты.
(Перевернуть картину)
Горы, реки, озерца
И зеленые леса
Слайд № 11.
А в лесах дубы и клены
Слайд № 12.
Оттого весь мир зеленый
(Перевернуть картину)
Ель с березой пестроту
Добавляют в красоту.
(Рисунок на доске мелом)
Дуб с могучими ветвями
Весь усеян желудями
Коль его не обижать
Может триста лет стоять.
Слайд № 13
Ель с оттенком голубым
Носит шубку много зим.
Слайд № 14
Шишки белочкам дает
Восполняет кислород.
Слайд № 15
У березы красота
Серьги есть и береста
Очень радуют собой
Ветви пышные весной.
Слайд № 16
Клен узорною листвой
Украшает парк любой
Слайд № 17
И в осенний день прохладный
Очень яркий и нарядный.
(Перевернуть картину)
Нам деревья помогают
Настроенье поднимают
И здоровье укрепляют
От ветров нас защищают.
(Перевернуть картину)
Каждый должен понимать
Щит зеленый охранять
Не рубить, не поджигать
В мире будет благодать.
Люди искусства, художники всегда учатся у природы. Она доставляет нам много счастья, радости, мы должны оберегать её, защищать, заботиться о ней. Глядя на художественные произведения о природе, мы можем услышать музыку, а слушая музыку, мы зрительно представляем чарующие образы природы.
Учатся видеть пользу и красоту окружающего мира
-
.Физкульт- минутка
Личностные
УУД
Выполнение физкульт минутки «Деревья» под музыку
Снимают утомляемость.
-
Практическая работа.
Познавательные УУД
Слайд № 19
Ребята, есть такое выражение «Красота нерукотворная», слышали?
- Как вы понимаете это выражение?
Сегодня в практической части нашего урока мы попробуем создать красоту рукотворную, т.е. своими руками, а именно - выполним творческий проект «Россия-Родина моя».
1. группа рисует фломастерами
2 группа рисует гуашью
3 группа акварелью
4 группа дорисовывает готовые деревья
У вас в рисунке могут быть весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Деревья с определённым характером и настроением. Придумайте название своим проектам
( С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока целесообразно использовать музыкальный фон.)
Обучающиеся выполняют работу , стараются чтобы деревья были разной формы и по - разному располагались на листе. Разными материалами
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия.
Познавательные УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникативные УУД
Личностные
УУД
По завершении работы учащимся предлагается по темам прикрепить работы на доску (работы крепятся на магниты).
Учитель. Посмотрите, у нас получились удивительные проекты. Объясните почему ваш проект назван именно так, и дайте самооценку.
Давайте вспомним наши задачи стояли перед нами в начале урока и посмотрим справились мы с ними?
Слайд № 20 (Слайд с задачами.
Учитель. С задачами урока мы сегодня справились. Работы получились разные, неповторимые. Мы узнали, что у каждой линии свой характер.
Слайд № 21.
Вопросы:
-
Можно ли с помощью линий передать пространство? А настроение?
- Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, что вы нарисовали.
Краски ярки у апреля -
Ведь взяла природа кисти,
Чтоб зеленой акварелью
Красить травку, ветки, листья!
Спасибо за урок!
Отвечают на вопросы (линии бываю прямые, толстые, тонкие, волнистые, ломаными, ввиде спирали;
-линия образует контур предметов на бумаге, рисунке, она длиннее штриха;
Выставка творческих работ.
Оценивают свою деятельность , обозначают в карточке успехов. Испытывают чувство удовлетворенности от урока.