- Преподавателю
- История
- Разработка урока на тему «Средневековая деревня и ее обитатели» (6 класс)
Разработка урока на тему «Средневековая деревня и ее обитатели» (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Панасюк В.Б. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Максимовская основная общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Урок по истории
в 6 классе
Тема: «Средневековая деревня и ее обитатели»
Урок составил
учитель истории и обществознания
Панасюк Вячеслав Борисович
с. Дорохо - Доренское
Цели:
-
познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне;
-
раскрыть сущность отношений личной зависимости крестьян от феодалов;
-
выделить признаки натурального хозяйства
Планируемые результаты:
предметные:
-
научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства;
-
изучать и систематизировать информацию исторических источников о жизни и быте крестьян;
-
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
метапредметные:
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
-
определять собственное отношение к явлениям изучаемого периода;
-
формулировать собственную точку зрения;
-
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-
формировать основы смыслового чтения различных текстов;
личностные:
-
формировать личностную мотивацию к изучению нового материала;
-
осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ)
Ход урока
-
Организационный момент
-
Повторение предыдущего материала
-
С помощью арабских пословиц о науке расскажите о том, какое положение занимают ученые в арабском обществе:
-
Чернила ученого должны цениться наравне с кровью мученика
-
Тот не умирает, кто отдает жизнь науке
-
Важнейшее украшение человека - знания
-
Мотивационно-целевой этап
Средневековая пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл? Обсудим это на уроке.
-
Актуализация знаний
-
Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?
Поземельная и личная зависимостьЗаполнение схемы:
Ответы учеников: отдача под покровительство, захват земли силой, пожалования короля, закабаление за долги.
К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Большую часть населения составляли зависимые крестьяне. Об этой категории населения и пойдет речь сегодня на уроке.
-
Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке. (Ученики формулируют цели урока)
Объявление темы урока и учебных результатов.
Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели»
План урока
-
Господская земля и крестьянские наделы.
-
Феодал и зависимые крестьяне.
-
Крестьянская община.
-
Как жили и трудились крестьяне.
Формулирование проблемных вопросов урока.
-
Какого было отношение других членов общества к крестьянам?
-
Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была тяжелой?
-
Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?
-
Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?
V. Работа по теме урока
-
Господская земля и крестьянские наделы
Вся земля - поля, леса, луга, даже реки и озера - находились в собственности феодалов. Существовала поговорка: «Нет земли без сеньора». Так возникла феодальная вотчина, или поместье.
Работа со словарем
Вотчина («от отца») - наследственное земельное владение феодала.
Поместье - хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.
Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековыми обитателями деревень.
Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, обнесенный оградой, а позднее - замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.
Слайд 2. Пахотная и прочая земля делились на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. Собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.
-
Феодал и зависимые крестьяне
Проблемный вопрос: Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей? (Ответы учеников)
Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.
Задание: работая с текстом п. 2 § 11 и миниатюрами на стр. 88, заполнить схему в тетради.
Повинности крестьян
-
Барщина - обязанность выполнять работу в пользу господина
-
обработка господской пашни
-
строительство и починка его дома, мостов
-
очистка прудов
-
ловля рыбы
Оброк - обязанность платить господину продуктами или деньгами
-
доля продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птица, яйца, сало, мед
-
изделия: полотно, кожа, пряжа
-
деньги (иногда)
-
(Проверка выполнения задания).
Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.
Исторический документ
«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должны ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря» X в.).
-
Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?
-
Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?
-
Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам? Почему?
-
Почему крестьяне вынуждены были подчиняться феодалам?
-
У какой категории крестьян было самое тяжелое положение? Почему?
3. Крестьянская община
Феодальные крестьяне были главными производителями в эпоху Средневековья и самой многочисленной категорией населения - 9/10 от всего населения). На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине.
Задание: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.
(Проверка выполнения задания).
Причины объединения крестьян в общины
-
Ведала хозяйственными делами
-
Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
-
Поддерживала порядок на своей территории
-
Разыскивала преступников
-
Помогал беднякам выплачивать налоги
-
Опекала вдов и сирот
-
Хранила обычаи
-
Проводила празднества и игры
-
Оказывала сопротивление господину, когда он пытался увеличить установленные размеры повинностей
4. Как жили и трудились крестьяне
-
Как жили и трудились крестьяне в Средние века?
Задание: прочитать п. 4 - 5 § 11 и составить план на тему «Жизнь и труд крестьян».
(Проверка выполнения задания).
План «Жизнь и труд крестьян»
-
Крестьянский двор
-
Дом крестьянина
-
Умелость, сноровка, трудолюбие и сметливость - ценные качества для крестьянина
-
Орудия труда крестьянина
-
Пища
-
Хозяйство
-
Урожайность крестьянских наделов
5. Натуральное хозяйство
-
Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?
-
Кто делал орудия труда?
-
Кто строил дом феодалу?
-
Кто обеспечивал всем необходимым феодала?
-
Как называется такое хозяйство?
(Работа со словарем).
Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.
-
Укажите две причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.
-
Техника сельского хозяйства ___________ , поэтому урожаи были ________ .
-
Во всех поместьях производили ________ , поэтому нечем ________ .
VI. Подведение итогов урока
-
Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?
-
Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?
-
Средневековая пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?
-
Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?
VII. Рефлексия
-
Что нового узнали на уроке?
-
С какими новыми понятиями познакомились?
-
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
-
Какие выводы сделали?
VIII. Домашнее задание (дифференцированное)
-
§ 11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?
-
Начертить план феодального поместья.
8