- Преподавателю
- История
- Социальный проект Достопримечательности родного края
Социальный проект Достопримечательности родного края
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тимченко О.Е. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Никольская основная общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Достопримечательности родного края
(Социальный проект)
Выполнили
ученик 8 класса
Резниченко Константин
Научный руководитель -
учитель истории и православной культуры МБОУ
«Никольская ООШ»
Тимченко Ольга Евгеньевна
Никольское, 2015
Оглавление
Введение с. 3
Глава1. История села Никольского с. 7
Глава 2. Практическая часть с. 13
2.1.Сбор информации с.13
2.2. Изучение нормативно-правовых
документов с.13
2.3. Изучение материалов средств
массовой информации и сайтов
Интернета с.14
2.4. Встречи участников проекта с.15
2.5. Информация к размышлению с.16
2.6. Программа действий с.17
Заключение с. 18
Библиографический список с. 19
Используемые Интернет - ресурсы с. 20
Введение.
Выбор проблемы проекта.
Творческая группа приняла участие в обучающем семинаре по социальному проектированию «Я - гражданин России». Придя в школу, ребята «зажгли» многих своих сверстников идеями социального проектирования. Идея проекта захватила старшеклассников, так как у ребят появилась реальная возможность проявить себя, заняться настоящим делом.
Творческая группа получила задание: в течение недели провести анкетирование среди обучающихся 5 - 9 классов и выявить наиболее значимые проблемы школы, микрорайона. Района.
Результаты опроса показали круг проблем, интересующих учащихся:
- школьная форма: какой ей быть? (15 %);
- как интересно провести свободное время (20%);
- рациональное питание в школьной столовой (5%);
- трудоустройство подростков (15%);
- как поднять интерес к изучению исторического, культурного, духовного наследия села Никольского.
Творческая группа постаралась детально проанализировать предложенные проблемы. С помощью анкеты для выявления и анализа проблем, социологического опроса, анализа публикация в средствах массовой информации в течение недели мы должны были представить аргументы в пользу выбора решения той или иной проблемы.
Встретившись через неделю, мы после долгих обсуждений пришли к выводу, что без популяризации знаний о малой Родине, то есть о достопримечательностях своего населенного пункта, невозможно решить все остальные проблемы.
Данные социологического опроса, проведенного нами, поразили всех. Результаты опроса показали, что знания практически всех опрошенных о памятниках, храме, находящихся на территории нашего села, поверхностны и недостаточны.
Результаты проведенного социологического опроса отчетливо подтвердили правильность выбранной темы проекта.
Перед творческой группой стала серьезная проблема: что надо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного наследия малой Родины - своего села?
Мы считали очень важным сохранить в памяти своих сверстников памятники истории, посвященные событиям Великой отечественной войны, памятники архитектуры, памятные места села Никольского.
Актуальность выбранной проблемы очевидна. Будущее нашей России только в силе исторического. Культурного и духовного потенциала малой Родины!
Цель проекта: популяризация знаний об исторических памятниках. Памятных местах, расположенных на территории села Никольского, среди обучающихся образовательных учреждений.
Задачи проекта:
-
Показать значимость малой Родины для современного пополнения знаний обучающихся.
-
Организовать просветительскую работу в образовательном учреждении ( лектории, интеллектуальные игры, фестивали учебных проектов, презентации, вернисажи).
-
Создать информационные материалы «Достопримечательности села Никольского. История и современность»:
- оформить стенды;
- создать серию презентаций: «История села Никольского» , «Храм моей Родины», «Героический отряд А.Бельгина», «История школы»; «Престольные праздники»;
- открыть веб - страницу на школьном сайте.
4) Составить карту»Достопримечательности села Никольского: история и современность».
5) Разработать экскурсионную программу «Прогулки по родному краю: виртуальные и вполне реальные».
Для того, чтобы решить эти задачи и прийти к поставленной цели мы использовали методы. Главные, ведущие методы нашей исследовательской работы это поисковый и метод - исследования. Наши сведения о достопримечательностях мы искали в летописях сел Никольского, Неклюдово, Боровского. Исследовав, данный материал мы представили его в виде серии презентаций, и пришли к соответствующим выводам в заключительной главе.
Структура работы.
Наша работа состоит из Введения, основной части - теоретической и практической , заключения.
В ведении мы представляем цель, задачи и методы исследования нашей работы.
Основная часть состоит их теоретической и практической частей. В теоретической части мы рассказываем историю нашего села и знакомим с достопримечательностями . В практической части мы описываем встречи творческой группы с директором культурно - досугового центра Чураевского поселения Болдовкиной Л.С., с ветераном ВОв- Роговым Н.В.. с директором краеведческого музея; представляем серию презентаций «Достопримечательности малой Родины», разместили информацию на сайте нашей школы.
В заключении мы делаем краткие выводы по данной теме. Выясняем достигли ли мы поставленной цели и решили ли мы поставленные задачи.
В списке литературы представлены в алфавитном порядке труды исследователей и других ученых.
Сбор информации.
Задача творческой группы - собрать и проанализировать разнообразную информацию по проблеме проекта.
На первом этапе работы творческая группа приняла решение разделиться на несколько исследовательских групп и провести аналитическую работу по направлениям:
-
Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета;
-
Проведение социологического опроса;
-
Переписка с компетентными специалистами;
- Встреча с компетентными специалистами
Глава 1. История села Никольского
Владельцами села Никольского, названого в честь построенной в нем Николаевской церкви, стали богатейшие помещики России, имевшие титул князей Юсуповы.
В конце 18 века князья Юсуповы в Никольском построили суконную фабрику. Она простояла в селе более века. По крайней мере, в переписях середины 19 века в слободе Никольской числилась суконная фабрика. На ней делали сукно, которое шло на обмундирование для солдат русской армии. Сукно поставлялось в Киев.
В 1860 году в Никольском построена новая церковь на средства князя Юсупова, названа во имя святителя и чудотворца Николая. Церковь располагалась в центре села, где в настоящее время находится Дом культуры, который построили в 1956 году. В 1930 году церковь села сломали, вокруг этого события было много споров, часть людей защищали святыню, а другие с удовольствием помогали ее ломать.
После отмены крепостничества в 1861 году крестьяне поняли, что для борьбы с помещиками-крепостниками нужна организация, а неграмотным людям организоваться трудно. В селе грамотных людей не было кроме дьячка и управляющего помещика. Крестьяне обратились к дьячку, чтобы он обучал их детей. Итак, обучение грамоте Никольчан началось у дьячка дома, где он обучал несколько учеников, за что брал плату. В 1868году крестьяне построили здание для сходки, где собирались и решали свои проблемы как могли. Одну комнату в этом здании отвели для занятий со школьниками. Назвали ее церковно-приходской, обучалось в ней 12 учеников, преподавал все тот же дьячок на церковно-славянском языке. 1894 год в здании церковно-приходской школы открыта Земская школа. В эту школу прислали учителем Ивана Иосифовича Титова. В начале 1906года в Никольской школе открыли два комплекта и прислали двух молодых учителей Ольгу Михайловну Виноградскую и Варвару Семеновну Крикунову. В 1913 году начали строить новую школу с тремя классными комнатами и квартирой для учителей, но война 1914-1918года не дала построить школу, были построены только кирпичные стены. Закончили строительство школы в 1925-26году, а в 1929году в селе была открыта первая в Шебекинском районе школа колхозной молодежи (ШКМ). Школа была открыта по инициативе заведующего Никольской школы Матузенко Федора Григорьевича, затем он же был назначен директором ШКМ, впоследствии работал директором семилетней школы в г.Белгороде. В школе колхозной молодежи обучались дети из соседних сел Неклюдово, Кошлаково, Купино, Мурома и др. В 1930 году Никольская партийная организация развернула большую работу по воспитанию молодежи и детей в коммунистическом духе, из передовой молодежи села была организована комсомольская ячейка. Позже комсомольцы создали пионерскую организацию при Никольской школе из передовых учащихся, в отряде насчитывалось 10человек. Первыми пионерами были: Недосеков М.И., Мусиенко И.Г., Калугин Н.А., Роговой М.И., Давыденко А.А., Шульгина О.П…. Подсобное хозяйство школы дало возможность достроить школу и создать деревообделочную мастерскую.
1934-35г Из школы колхозной молодежи (ШКМ) образовали неполную среднюю школу.
Во время оккупации часть школы занял немецкий комендант, а часть превратил в конюшню. После освобождения в 1943году в школе находился госпиталь до августа 1943. В августе 1943года директором Никольской семилетней школы была назначена Керзуновская Александра Павловна, которая вместе с активом села подготовила школу к занятиям и 1сентября в школу пришли 250 ребят из сел Боровское, Кошлаково, Пенцево, Никольское.
В 1972 году к старой постройке школы пристроили новое здание и до сегодняшнего дня в Никольской основной школе обучаются дети из трех сел Никольское, Боровское, Неклюдово.
Во время революционного подъема 1905-1907г. крестьяне села Никольского проявили солидарность во всеобщем недовольстве старым режимом и подняли восстание. К восставшим присоединились крестьяне слободы Пенцевки, Неклюдова и деревни Кошлаковой. В результате крестьяне сожгли поместье князя Юсупова, порубили фруктовый сад князя и забрали хлеб в поле. После ряда восстаний Никольское находилось под особым наблюдением в село были присланы стражники и жандармерия.
1913год крестьяне стали организовываться в ячейки, назревало революционное настроение. Весть об октябрьской революции была встречена с радостью и большинство Никольчан добровольно вступили в шестой повстанческий полк, который формировался в Короче.
1918 год в селах установилась советская власть, образован центр Никольского совета депутатов трудящихся. В конце года организовали партийную ячейку, которая занималась тем, что проводила коллективизацию сельского хозяйства.
1921-1922 раздел помещичьей земли на душу населения. Обработка земли была единоличная, обрабатывали деревянными сохами.
1925-26 гг. лес разделили на душу населения, стали образовываться колхозы, но объединение шло очень медленно.
В 1929году преодолев все трудности парторганизации, удалось организовать три в Никольском три колхоза «Победа», «Парижская коммуна», «Партизан».
Объединили колхозы в 1940-м году в один и назвали «Партизан»
1950 год. Колхозы объединили, стал колхоз «Куйбышев», председатель колхоза Роговой Михаил Иванович.
В 1952году объединили с колхозом им.Ленина, но не на долго, уже в 1961году села Никольское, Неклюдово и Боровское стали самостоятельным колхозом «Родина». В 1972 году к колхозу им.Ленина присоединили колхоз «Родина» И территория нынешнего поселения стала одним колхозом им. Ленина с тремя производственными участками. На территории Никольского находился производственный участок №3.
До 1999 года в селе работала мастерская участка № 3, МТФ (молочно-товарная ферма). После ферму закрыли, только на летний сезон пригоняли на откорм элитное стадо коров породы «Лимузин», но в 2004году здание фермы продали на слом.
1998год стал огромным событием в жизни селян, провели газ, и 10декабря подключили все жилые дома, участвовавшие в газификации. Остались без газового отопления социальные объекты: школа, ДК, магазин.
В 1999 году закрыли отделение сберкассы, детский сад.
2000год. С ранней весны в Никольском началась работа по строительству дороги с твердым покрытием по улицам Советская, Ленина и Комсомольская, ведутся работы по благоустройству колодцев и ограждений вокруг школы, клуба.
Произведена реставрация, замена надгробных плит и ремонт мемориального памятника на братской могиле в которой покоятся 457воинов погибших при освобождении Шебекинского района и г.Белгорода, среди них четыре героя Советского союза Бельгин, Ильясов, Ильин и Деревянко. В 1965году в селе Никольское был открыт первый в Шебекинском районе монументальный памятник. На его открытие приезжали отец, мать и сын Бельгина, брат Ильина, сын Ильясова, начальник штаба 214полка генерал Ященко Н.И., санинструктор Смирнова Тая,
Цельсус В.В.. В благоустройстве территории вокруг памятника и закладки сада принимали участие все жители села, а так же учащиеся школ. Ежегодно в дни празднования Победы и освобождения села и района здесь собираются жители, чтобы почтить память погибших. 4августа 1998года приезжали ветераны 78-ой гвардейской дивизии, участвовавшие в освобождении Белгорода, чтобы возложить цветы и венки погибшим однополчанам.
В августе 2002 года на собрании решили брать плату за пользование водой.
28 января 2004 года в Крапивенском ДК прошел отчетный концерт посвященный 50летию образования Белгородской области, на котором присутствовали представители всех сел АО им.Ленина. Глава администрации г.Шебекино и Шебекинского района вручил нагрудные знаки «За заслуги перед районом и городом» в том числе и жителям Никольского: Новоченко Михаилу Афанасьевичу- участнику В.О.в., Боровской Валентине Алексеевне, Столяровой Анне Ивановне - ветераном труда, Филимоновой Людмиле Николаевне - директору Никольской основной школы, Ткаченко Николаю Ивановичу- начальнику участка, все эти люди многие года работали на благо села и участвуют в общественной жизни.
26 марта 2004 года решением акционеров АО. Ленина присоединили к агрофирме «Белсемена»
Октябрь-декабрь 2005 года ведется работа по закрытию Никольского сельского округа, главой администрации которого являлся Плесканев Александр Васильевич. С января 2006 образовано Чураевское сельское поселение, главой администрации поселения назначен Плесканев Александр Васильевич, главой поселения Котова Елена Ивановна - директор Чураевской школы.
1июля 2006 года начало Всероссийской сельскохозяйственной переписи на территории Никольского разместился инструкторский участок №9, который делиться на 6переписных участков. Всего на участке 905 объектов в т.ч. 3 крестьянско- фермерских хозяйства.
10 апреля 2007года в библиотеке состоялось заседание общественной приемной. В работе приняли участие: зам.начальника пенсионного фонда, ведущий специалист управления социальной защиты, юрисконсультант администрации района, начальник по охране труда и безопасности. Жителям села были разъяснены пенсионные права, даны личные консультации.
сентябрь 2007г. газифицированы Никольская основная школа и Дом культуры.
18 октября 2007г. прошла аккредитация МОУ «Никольская основная общеобразовательная школа» Комиссия провела экспертизу соответствия качества содержания и подготовки выпускников по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования. По результатам аккредитации школе установлен общеобразовательный статус, выдана лицензия.
14 июня 2008года состоялся спортивный праздник Чураевского сельского поселения, в программе спортивные игры, веселые старты для детей. Это мероприятие проходит в центральном селе Чураево уже третий раз по инициативе депутата районного совета от нашего поселения Тарасова Ф.В.
12 июля 2008г. в день престольного праздника «Петра и Павла» по инициативе Никольского ДК и администрации поселения в Никольском проведен праздник села, на котором выступил ансамбль «Таволга» Шебекинского ДК, оформлена выставка народных умельцев, организована уличная торговля.
Сентябрь 2015 года - главой Чураевского сельского поселения назначен Ейст Александр Валерьевич.
Глава 2. Практическая часть
2.1.Сбор информации
Задача творческой группы - собрать и проанализировать разнообразную информацию по проблеме проекта.
На первом этапе работы творческая группа приняла решение разделиться на несколько исследовательских групп и провести аналитическую работу по направлениям:
-
Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета;
- Переписка с компетентными специалистами;
- Встреча с компетентными специалистами
2.2.Изучение нормативно-правовых документов
-
Международные документы:
-
«Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948г., статья 27;
-
« Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» от 18 ноября 1972г.
-
Федеральные:
-
Конституция РФ (глава 2, ст. 44)
-
Федеральный закон РФ от 25 июня 2002г. № 73 - ФЗ « Об объектах культурного наследия ( памятники истории и культуры) народов РФ», принят Государственной думой 24.05.2002г.;
-
Закон №4292 от 14 января 1993 г. « Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (ст.2)
Изучив обширную нормативно-правовую базу, творческая группа выяснила следующее:
-
Международные документы ставят основной задачей реализацию прав человека и сохранения исторического и культурного наследия человечества.
-
Документы федерального значения ставят одной из основных задач сохранения, защиту памятников культуры и истории, а так же популяризацию знаний о достопримечательностях России, регионы или отдельные местности.
Документы (постановления) органов местного самоуправления одной из задач ставят сохранение истории и культурного наследия района
2.3. Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета
Творческая группа посетила районные библиотеки, сельскую и школьную библиотеки.
Изучив и проанализировав материалы, посвященные историческим событиям, происходившим в селе Никольском. Запрошены районные газеты и журналы за последние три года.на предмет публикации по данной теме.
В основном публикации были посвящены истории села в годы Великой Отечественной войны, в годы первых пятилеток, вхождение в состав Чураевского поселения. А также публикации о участниках Великой отечественной войны.
Но, к сожалению, нам не удалось найти полный систематизированный материал, касающийся исторического развития села, отраженного в его памятниках, памятных местах.
В библиотеке учащимся предложили библиографический справочник о Шебекинском районе. В сельской библиотеке заведующая предложила познакомиться с летописью села Никольское.
В поисках информации о памятниках, памятных местах мы воспользовались ресурсами Интернета. Посещение сайтов удивило нас. Например, на официальном информационно - справочном сайте г. Шебекино предложена только краткая историческая справка о районе [1] g.Shebekino.min.ru
На сайте также была представлена информация об открытии храма в селе Неклюдово, которое находится около нашего села и входит в микрорайон.
Изучение материалов средств массовой информации и сайтов Интернета дал нам основания для собственного планирования проета.
Анализ нормативно - правовой базы, социологического исследования и средств массовой информации определил круг встреч творческой группы с компетентными специалистами.
Творческая группа в поисках своего пути решения данной проблемы встретилась с компетентными специалистами и просто заинтересованными людьми района.
2.4. Встречи участников проекта
1) Творческая группа встретилась со специалистом комитета по культуре администрации Шебекинского района, который рассказал о направлениях работы комитета по сохранению и защите расположенных на территории района памятников и мемориальных досок.
Он познакомил ребят с новыми проектами, которые осуществляет администрация района, а именно:
- восстановлен информационный стенд с историческими материалами о боевом пути батальона А.Бельгина;
- на площади будет установлена мемориальная доска в память о жителях г. Шебекино погибших 9 февраля в день освобождения города от немецко - фашистских захватчиков.
Специалист комитета по культуре поддержал идеи социального проета и рекомендовала активно распространять знания о достопримечательностях села в среде образовательных учреждений.
2) Состоялась встреча с директором досугового центра Чураевского поселения.
Она одобрила идеи проекта и очень подробно ознакомила творческую группу с работой центра по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, а также уделила внимание краеведческой работе.
Она рекомендовала при разработке социологического проекта не забыть о детях с ограниченными возможностями: для этих детей разработать лектории, мини - экскурсии, создать информационные стенды.
В итоге встречи учащимся был подарена летопись Чураевского поселения и презентация «отчий край», автором которой она и является.
3) Состоялась встреча с депутатом нашего округа, который удивился тому факту, что современные школьники исследуют такую трудную проблему и пытаются решить ее. На встрече много говорилось о развитии села и района, о проблеме сохранности и защите памятников истории, архитектуры и градостроительства.
Ребята рассказали о своих идеях в социальном проекте, в частности о разработке патриотической тропы по родному краю, о создании информационного стенда для образовательных учреждений, о размещении информации на сайте школы.
Депутат отметил, что все мероприятия, предложенные ребятами, вполне реалистичны, и предложил свою поддержку в реализации проекта.
2.5. Информация к размышлению
После кропотливого сбора и анализа полученной информации ребята попытались сделать некоторые выводы.
- Существует мощная информационно - правовая база по охране и защите, а также по популяризации знаний о памятниках, памятных местах ( от международного до муниципального уровня).
На наш взгляд, средства массовой информации (местные) недостаточно хорошо освещают историческое наследие района, поселений, сел.
- Встречи с компетентными специалистами продемонстрировали, что подобная проблема актуальна, значима для жителей района, села.
- Ребята воочию увидели заинтересованность «первых» лиц в решении проблемы.
2.6. Программа действий
Программа действий
Проанализировав огромный спектр информации, встретившись с компетентными специалистами , творческая группа разработала программу действий:
-
Организация лектория для образовательного учреждения.
-
организация и проведение интеллектуальных игр для старшеклассников « Знатоки с. Никольского»;
-
Организация и проведение вернисажа « Прогулки по Родному краю»;
-
Создание информационных материалов стенды для МБОУ « Никольская ООШ» Достопримечательности с. Никольского: история и современность»;
-
Разработка экскурсионных программ: « Прогулки по Родному краю: виртуальные и вполне реальные»;
-
Создание карты «Достопримечательности с. Никольского: история и современность»;
-
Открытие на школьном сайте WEB-страницы «История на граните»;
-
Создание презентаций: « История села Никольского», « Храм моей Родины», « Героический отряд А.Бельгина », « История моей школы», « Престольные праздники», « Край мой».
Творческая группа также разработала план информирования о развитии проекта, через средства массовой информации - районную газету «Красное знамя», школьную газету «Вестник школы», через сайт и информационный стенд школы.
В рамках реализации проекта творческая группа обратилась:
- к директору досугового центра о содействии в просветительской работе (лектории, интеллектуальные игры и т.д.) в образовательных учреждениях;
- к заведующей библиотекой о представлении краеведческих материалов и содействии в организации лектория для образовательных учреждений.
Участниками проекта в рамках реализации проекта проделана следующая работа:
- разработана программа лекториев для образовательных учреждений;
- проведен вернисаж «Прогулки по родному краю»;
- проведен фестиваль учебных презентаций «Путешествие по малой Родине»;
- проведена акция «Сохраним наследие малой Родины» с целью привлечения внимания к затронутой проблеме и распространению знаний о достопримечательностях нашего микрорайона;
- было принято обращение ко всем жителям села в целях защиты и сохранения наследия родины;
- создана патриотическая тропа;
- создан сайт, посвященный достопримечательностям, улицам, людям села Никольского.
Заключение
Реализуя идеи проекта , учащиеся почувствовали себя взрослыми людьми, у нас появилась уверенность в себе. Особенно приятно было увидеть результаты своего труда.
Скоро заработает лекторий; в следующем учебном году будут организованы районные интеллектуальные игры.
Малыши из подготовительной группы, учащиеся начальных классов буду изучать по карте памятные места, памятники. Запомнились слова директора культурно - досугового центра Болдовкиной Ларисы Степановной: «…начинать прививать любовь к малой Родине надо уже с детского сада - это самые благодарные слушатели! »
Мы очень надеемся ,что земляки, просмотрев презентации в ДК , обратят внимание и на памятники истории, архитектуры, задумаются об их судьбе и о судьбе своего села в целом.
Любознательный студент из стран ближнего или дальнего зарубежья, посетив наш сайт в Интернете, будет заходить на него много раз , так как ему всегда будет интересно совершать виртуальную экскурсию и в очередной раз узнавать что-то новое о том или ином памятнике или же просто об истории улиц нашего села.
Библиографический список
-
Альбом села Никольского Белгородской области Шебекинского района/ сост. Болдовкина Л.С.
-
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1966 г. - с.422.
-
Белгородская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1972 г. 0 Белгород, 1972
-
Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж». Историко-географическое исследование. Изд-во Воронежского университета. Воронеж, 1971
-
Изложенные в этом разделе сведения наши приведены на основании данных, представленных в альбоме музея нашего села (по состоянию на конец XX нач. XXI вв.) Обалдовнина Л.С.
-
Козубенко И. И. Неофициальная антропонимия как источник лингвистической и этнографической подготовки школьников.// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР №11, 1988 с. 69-70
-
Одинцов С. И. Словарь русского языка. Издательство «Советская энциклопедия». М., 1964
-
Орел М. В. Областной словарь как составная часть «Энциклопедия российских деревень»./ Центральночерноземная деревня: история и современность. - М., 1992 с.95-97
-
Осаков Б. И. Белгородский алфавит. Краткий исторический справочник. - Воронеж, 1990 - с. 84-85
-
Реформатский А. А. Введение в языковедение. - М.: Просвещение, 1967 - с.465-466
-
Центральночерноземная деревня: История и современность. Под ред. Ф.П.Тройно, З.В.Рубцова. - 1992
-
Щетинин В. М. Слова, имена, вещи. Очерки об именах. Ростов-на-Дону. Гос. Ун-т., 1966 г., 222 с.
Используемые Интернет - ресурсы
g.Shebekino.min.ru
shebekino.narod.ru/
shebekino.ucoz.ru/
belregion.ru/region/districts/shebekino/centr/
mojgorod.ru/belgorod_obl/shebekino/
bel-dsk.ru/page/shebekino
komandirovka.ru/cities/shebekino/map/
esosedi.ru/loc/rossiya/belgorodskaya_oblast/shebekinskiy_rayon/shebekino/2876/index.html
gorod-belgorod.ru/beloblast/shebekino.php
rfdata.al.ru/auto/city/25/1026.HTM